Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Задания с кратким ответом на ОГЭ по обществознанию, ГИА 9 класс



Подробный анализ выполнения четырех типов заданий с кратким ответом (в виде набора цифр) на экзамене ОГЭ по обществознанию 


Задания на сравнение

Рассмотрим задание:

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. пресечение нарушений общественного порядка
  2. наличие органов исполнительной власти
  3. свободные выборы на альтернативной основе
  4. вынесение приговоров внесудебными органами

Ответ:

Черты сходства

Черты различия

   

Как выполнять подобные задания? Можно говорить о двух возможных логических путях.

Первый основан на понимании различий видовых и родовых связей и признаков понятий. В данном примере речь идёт о политическом режиме и его видах (типах, формах) Требуется, по сути, выявить в предложенном списке родовые признаки понятия «политический режим» и видовые признаки демократического и тоталитарного режимов. Вспомним смысл понятия «политический режим»: обозначение совокупности способов и средств осуществления власти в данном государстве. Кроме этого в понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества.

Вспомним видовые признаки демократического и тоталитарного режимов. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Тоталитарный режим характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Соответственно, родовые признаки политического режима являются чертами сходства, а видовые признаки каждого из названных режимов - чертами отличия. Прочтём задание, соотнося каждую из предложенных позиций с отмеченными признаками. Следовательно, пресечение нарушений общественного порядка, наличие органов исполнительной власти, свойственно любому политическому режиму - это общие черты, а свободные выборы на альтернативной основе - признак демократического режима, вынесение приговоров внесудебными органами - признак тоталитарного режима. Таким образом, ответ:

Черты сходства

Черты различия

 

 

Второй логический путь базируется на прямом сравнении демократического и тоталитарного режимов. Данный путь не является оптимальным и свидетельствует о невысоком уровне сформированности умений работать с понятиями.

Назад

Задания на установление соответствия

В каждом варианте экзаменационной работе есть задание на установление соответствия. Задания этого типа выглядят следующим образом:

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

A) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

B) право на защиту чести и достоинства

Г) свобода мирных собраний и ассоциаций

Д) право на жизнь

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социальные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

         

Основание классификации задано в условии - это «группы прав (свобод) человека». В свою очередь, данная категория включает следующие: «личные (гражданские) права», «политические права», «социальные права». Они также названы в условии задания и образуют второй уровень классификационной схемы. Уточним содержание каждой из этих групп.

Личные (гражданские) права (свободы) человека - неотчуждаемые, естественные права человека, отражающие ценность жизни человека, его достоинство и неприкосновенность Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Политические права и свободы обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. Социальные права и свободы призваны обеспечивать социальные потребности человека и безопасность общества в целом.

Итак, мы уточнили содержание каждой группы прав, представленных во втором столбце условия задания. А что же содержится в первом столбце? Здесь перечислены конкретные права. Это третий уровень классификации - уровень конкретных понятий. Задание требует установить, к какой из групп прав относится каждое из указанных прав. После того, как мы уточнили, что сущность каждой группы, выполнить это задание несложно.

Правильный ответ 31121.

Назад

Задание на различение фактов и мнений в социальной информации

В экзаменационной работе на позиции 23 предлагается небольшой текст, состоящий из трёх пронумерованных предложений. Требуется определить, какие положения носят фактический характер, а какие - выражают мнения, оценки.

Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она регулярно читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В)Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Ответ:

А

Б

В

     

Для успешного выполнения подобного задания, прежде всего, необходимо вспомнить, что такое социальный факт и какие суждения выражают мнения, оценки. В обычном смысле социальным фактом называют действительное, реальное событие, явление, то, что существует. В более широком смысле под социальным фактом понимают знание о событии, которое описано с учётом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Человек, познающий общественные явления, не может беспристрастно относиться к тому, что он изучает, - у него формируется собственное отношение, мнение или оценка. Мнение может содержать не только положительное или отрицательное отношение к объекту, но и разного рода предположения о его свойствах и тенденциях изменения, прогностические суждения, скептическое отношение к ранее полученным знаниям об объекте и т.п.

В данном примере положения А и Б отражают факты (информация об образовании и профессии Марии, а также об её отношении к работе), а положение В - мнение (оценочное суждение)).

Назад

Задание на анализ статистических данных, представленных в виде диаграмм/таблиц, предполагающее выбор нескольких верных позиций из предложенного списка

В контрольных измерительных материалах есть задания, проверяющее умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в таблице или диаграмме (круговой или гистограмме). Экзаменационная работа содержит блок из двух заданий, первое из которых напрямую связано с чтением статистической информации, а второе - с её интерпретацией.

В стране Z был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.

2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.

3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.

4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

Ответ:_________________________.

Первый этап работы предполагает анализ данных диаграммы.

Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей - изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы. Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

Прежде чем выполнять задание, нужно внимательно изучить диаграмму:

- проанализировать сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить (в данном случае: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?»);

- прочитать легенду диаграммы, соотнести её с соответствующими сегментами (столбцами) (в нашем примере представлены данные опросов групп работников частных фирм и работников государственных предприятий; 5 позиции, каждая из которых соответствует определённому способу увеличения производительности труда):

- установить, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа

Варианты ответа

Работники

частных фирм

государственных предприятий

Повышение оплаты труда

35%

50%

Модернизация производства

25%

15%

Повышение квалификации кадров

10%

10%

Развитие инициативы работников

20%

5%

Создание комфортных условий труда

10%

20%

- в случае необходимости можно записать соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.

Если задание содержит таблицу, то сохраняется указанный порядок действий, с тем лишь отличием, что анализировать приходится данные представленные в ином формате.

Внимательно прочитав каждую позицию списка, проделав простые логические операции и актуализировав нужные знания, можно безошибочно выполнить предложенное задание.

Ответ: 145

Второе задание к статистическим материалам в графической форме проверяет умение интерпретировать информацию:

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
  2. Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
  3. Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
  4. Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
  5. Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.

При выполнении этого задания важно соотносить каждый из вариантов ответа (вывод, предположение, наблюдение и т.п.) со статистическими данными, то есть определить достаточно ли представленной информации для того, чтобы сделать тот или иной вывод. В нашем примере на основе приведённых данных могут быть сделаны выводы 24.

Назад


Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Теория и практика к заданиям ОГЭ по обществознанию, ГИА-9 Задания с кратким ответом на ОГЭ по обществознанию, ГИА 9 класс