Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Сочинение ЕГЭ по русскому языку: текст

Работа над текстом сочинения на ЕГЭ

Что нужно знать, чтобы понимать текст сочинения ЕГЭ по русскому языку

Сочинение — это текст, который несет информацию. О чем эта информация? О том, что вы хорошо поняли текст, видите проблему, поднятую автором, и имеете насчет нее свою точку зрения. Таким образом, работа над сочинением начинается со знакомства с авторским текстом, его осмысления. На наш взгляд, наибольшие затруднения при работе над сочинением возникают именно по причине непонимания исходного текста, неумения вычленить из него важную и полезную информацию! Ваша задача — научиться этому.


Разберем основные понятия

Прежде всего, следует разобраться с тем, что такое текст и как его надо понимать.

Текст (от лат. textus — ткань, сплетение, соединение) — группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок, который отражает тему или основную мысль текста.

Анализ текста — разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и др., постижения авторского замысла.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.

Основная мысль — это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».

Назад


Основная мысль текста, признаки

Разберем пример. Прочитаем текст В. Солоухина.

В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашел, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а ее остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.

Вероятно, иногда внутри нас возникают еще более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».

Если попытаться самым кратким образом выразить содержание текста (ответить на вопрос: О чем говорится в тексте?), то получится «неисправности в автомобиле и организме человека». Это тема текста. Зачем автор написал этот текст? Что он хотел передать людям о неисправностях в автомобиле и организме человека? Ответ на эти вопросы таков: «неисправности» в организме человека нельзя устранить так просто, как неисправности в автомобиле. Это основная мысль текста.

Таким образом, текст имеет ряд признаков:

  1. Текст всегда выражен в устной (например, публичное выступление) или/и письменной форме (сочинение, повесть, письмо, статья и др.).
  2. У текста есть структура, которая осмысленно создается автором с целью облегчения восприятия текста читателем или слушателем; у текста есть начало, продолжение (основная часть, которая может включать несколько микротем), конец.
  3. Все элементы текста расположены в определенном порядке: от авторского замысла зависит схема развертывания основной мысли, порядок расположения микротем.
  4. Тексту свойственна связность, то есть между предложениями, абзацами и микротемами текста существует смысловая связь.
  5. Текст — это цельное речевое произведение, его элементы объединены общей темой, мыслью, его можно озаглавить.
  6. Главное свойство и назначение текста — передача информации.

Назад


Главная цель текста

Поскольку главная, общая цель создания текста (любого) — сообщение информации, он всегда создается для реализации какого-либо замысла. Информация вводится в текст и фиксируется в нем для достижения определенной цели: автор хочет познакомить читателя с новым, показать свое отношение, выразить чувства и переживания.

Разберем пример.

Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит.

Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать. Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (В. Костомаров)

Что же передает нам автор текста, известный филолог В. Костомаров? 1. Часовая стрелка движется. 2. Ее движение незаметно. 3. Незаметно меняется и язык. 4. Сейчас изменение русского языка стало заметным. 5. Автора пугает изменение языка. 6. Общество хочет изменить уклад жизни. 7. Сила этого желания велика, поэтому мы хотим изменить язык.

Это основные единицы смысла — микротексты. Если вдуматься в смысл текста, то видно, что в целом авторский замысел можно свести к следующему: с изменением жизни меняется язык, но стремительные изменения русского языка сегодня пугают автора и его единомышленников (автор не использует местоимение я, а пишет мы). С помощью мыслительной операции обобщения мы, не принимая во внимание детали, вычленили главную информацию.

В тексте, как правило, может быть представлено несколько тем, одна из которых является основной. Основная тема текста может включать ряд частных микротем, которые «работают» на общую тему, т.е. развивают ее.

С точки зрения автора, текстовая информация (главная или передающая детали) всегда существенна, и автор рассчитывает на определенный эффект и ее воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и узнает это, испытает какие-то чувства, захочет со вершить действие. В приведенном выше фрагменте текста замысел автора в том, чтобы передать читателю информацию о языковых изменениях и вызвать обеспокоенность ими.

Назад



Информация, содержащаяся в тексте

Текст всегда рассчитан на понимание, а значит, на извлечение информации, содержащейся в нем. А информация в тексте может быть различной:

1) фактуальная информация — это констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.);

2) концептуальная информация — это информация, связанная с авторским пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (вспомним аналитические статьи, художественную прозу, стихотворения, ораторскую речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой;

3) подтекстная информация, то есть та, которая не передается открыто, а вычитывается «между строк», а при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример — басни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И.А. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди).

Разберем пример. Посмотрим, как три вида информации совмещаются в тексте.

Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского — «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». В этих сказках нет ненужной усложненности. Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. Ведь в память ребенка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

Слова и воздух этих сказок Настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного — новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства... (Ю. Бондарев)

1) фактуальная информация: сказки Корнея Чуковского — «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил» — многие люди читают в детстве; дети легко выучивают их наизусть;

2) концептуальная информация — эти сказки соответствуют природе детей, поражают воображение, они просты и приносят радость в зрелом возрасте;

3) подтекстная информация — автор любит сказки К. Чуковского, они ему напоминают о детстве, и он считает, что другие люди так же относятся к этим сказкам.

Часто именно процесс извлечения информации из текста вызывает затруднение. Например, читатели могут по-разному понимать концептуальную и подтекстную информацию. Это может быть связано с тем, что читатели не имеют того опыта и знаний, которые есть у автора.

Назад



Понимание проблемы текста

Опасность искаженного понимания текста возрастает тогда, когда в нем широкий подтекст, для понимания которого необходимо либо в отдельных случаях уметь вскрыть аллегорию, либо владеть широкими знаниями. Без этого искажается смысл текста, что приводит к ошибке в формулировке проблемы. Рассмотрим это на примере другого текста В. Солоухина:

Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого городка, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу.

К нему приходили с насморком, с грыжей, с нарывом, с флюсом, с мигренью, с болью в животе. «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!» — говорил он им, и на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели вправе были возмущаться доктором, который не хочет лечить их флюсы, грыжи и насморки.

Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха».

Для понимания проблемы текста надо знать, что немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулеза — палочку, которую потом назвали палочкой Коха. Неверно было бы считать проблемой текста «бестактность, жестокость, высокомерие», поскольку знание исторических фактов подсказывает, что выдающийся исследователь Кох дал миру гораздо больше, чем заботу о некотором круге больных. Проблема текста заключается, скорее, в создании условий для исследований, об отношении людей к тем, кто способен сделать научное открытие. Формулировка проблемы текста может быть следующей:

  • Прочитав текст В. Солоухина, я еще раз убедился, что проблема условий для научных исследований была актуальна всегда.
  • Проблема, которую хотел показать нам В. Солоухин, такова: общество не всегда создает условия, необходимые для научных исследований.
  • Автор текста поднимает важную проблему: следует ли ученому-медику заниматься лечебной практикой или ему надо концентрировать внимание на исследованиях.
  • Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это отношение общества к исследователям, которые могут дать нам нечто большее, чем простая каждодневная практика в небольшом городке.

Еще один пример. Многие читатели любят стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной», но содержание его не вполне понятно без фоновой информации. Если читатель не владеет ею, то может по-своему понять следующие строки:

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Наиболее чуткие могут предположить, что героиня будто бы «отказывается» от отношений, которых вроде бы и нет, но при других условиях они могли бы быть. Эта информация лежит за пределами данного текста. О ней пишет в «Воспоминаниях» сестра поэтессы Анастасия Цветаева. Она утверждает, что стихотворение Марина посвятила Маврикию Минцу, второму мужу собственной сестры. Вот потому-то и нравится автору, что «герой» «болен не ею», а другой. Кстати, концептуальная информация здесь передается именно через слово болен (не очарован, не увлечен, не влюблен, а именно болен!).

Назад



Извлечение смысла из текста

Извлечение смысла из текста — процесс порой трудный. Здесь важно помнить о двух нюансах:

1) осмысливая текстовую информацию, очень осторожно выходите за рамки текста, ведь подтекстная информация, как, впрочем, и концептуальная, рассчитана на тех людей, у которых есть фоновые знания, отсутствие же их может привести к неправильной интерпретации текста;

2) ищите «сигналы» информации, оставленные автором. Остановимся на этих «сигналах». Все в тексте: и грамматические конструкции (модели предложений той или иной структуры), и слова, и знаки препинания — автор выбирает не случайно. Вспомним блестящий пример Д.Э. Розенталя, когда он показывает, что одного и того же человека можно описать по-разному: молодой человек со светлыми волосами, белокурый юноша, белобрысый юнец. Фактуальная информация в этих трех речевых формулах совпадает: мы узнаем о поле, возрасте, цвете волос человека. А вот концепция восприятия этого человека изменяется. В первом случае оно нейтральное, во втором — восторженное, а в третьем — уничижительное. За счет чего говорящему удалось выразить свое отношение к описываемому? За счет выбора слов.

Значение слов, особенно многозначных, можно понять только в контексте. Например, у слова идет насчитывается до 40 значений, и в каждом случае мы понимаем смысл благодаря контексту или знанию ситуации. В свою очередь, без понимания роли каждого слова правильно толковать смысл текста вряд ли возможно. Важно понимать не только лексическое значение слова, но и его стилистическую окраску, происхождение, отнесенность к сфере употребления. Не сложно догадаться, почему С. Есенин в стихотворениях часто употреблял диалектные слова (вспомним махотка, драчены, гать и др.), В. Маяковский в «Стихах о советском паспорте» использовал слово паспортина, а у С. Довлатова можно найти слова, употребляемые «в местах не столь удаленных». Конечно, для передачи смысла, колорита, обстановки, чувств, эмоций. Для этого служат и необычные, авторские употребления слов, создающие неповторимые образы. Почему у М. Цветаевой рука не унизана, а «обрызгана бриллиантами»? У А. Солженицына «мы держим в руках искусство», а у В. Высоцкого «поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души»? Конечно, мы понимаем эти тексты метафорически, мы осознаем, что авторы использовали иносказательный смысл, сочетания слов здесь нельзя понимать буквально. И, руководствуясь своим опытом и знаниями, абстрагируясь от конкретных значений слов и их сочетаний, мы толкуем смысл так, как хотел автор, видим перед собой картины, которые воображал автор.

Назад



Сигналы смысла текста

Есть мнение, что человек, читающий текст и стремящийся его понять, похож некоторым образом на сыщика: он должен заметить малейшие детали, способствующие воплощению авторского замысла, и понять, почему именно их использовал автор. Вот, например, попробуем записать с разными знаками препинания знакомую всем фразу из басни И.А. Крылова: «Сыр выпал, с ним была плутовка такова...», «Сыр выпал — с ним была плутовка такова!». Что изменилось? Конечно, появилась стремительность, моментальность, быстрота смены событий. Оказывается, даже знаки препинания могут быть теми самыми сигналами, которые оставил нам автор текста для передачи нюансов смысла.

В целом к «сигналам» смысла текста можно отнести следующие:

  • значения отдельных слов;
  • способы соединения слов между собой;
  • порядок слов;
  • знаки препинания и др.

Назад



Скрытая информация, подтекст

Таким образом, читая, надо учиться видеть подтекст — скрытую информацию. И от этого умения видеть подтекст, а вместе с тем и не приписывать тексту то, чего в нем нет, зависит наш уровень понимания.

Уровень понимания текста — это уровень проникновения в глубь авторского замысла. Различают четыре уровня понимания текста:

— уровень фрагментарного понимания, когда распознаются в тексте отдельные слова и выражения;

— уровень общего понимания текста: читатель (слушатель) понял общий смысл, но не осознал детали;

— уровень детального понимания, когда уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей;

— уровень критического понимания, при котором уясняется не только содержание текста в деталях, но и подтекст, цели, мотивы создания, речевое оформление.

Конечно, следует стремиться так понять текст, чтобы достичь глубинного, четвертого уровня.

Назад