Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Синтаксические нормы, задание А4 ЕГЭ, русский язык

Задание А4 ЕГЭ по русскому языку, теория

Теория к заданию А4 ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке). Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).

Обратимся к примеру:

1. Готовясь к приему гостей, производится тщательная уборка.

2. Готовясь к приему гостей, я всегда тщательно убираю в квартире.

В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее уборка не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: уборка не может «принимать гостей». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.

Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом убираю, и добавочное, заключенное в деепричастии готовясь. Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибки.

Но в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.

2.  В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).

3.  В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.

Таким образом, основные способы грамматически верных предложений с деепричастным оборотом можно увидеть в следующей таблице.

Начало предложения (деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие сказуемого)

Правильные варианты предложений

Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,...

ученик повторял синтаксис простого предложения. (Есть подлежащее, которое выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «повторял», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь»)

а) решаю сложные тесты; решаем сложные тесты. (Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы)

б) тщательно повторяйте пройденное. (В определенно-личном предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения)

в) необходимо тщательно повторить пройденный материал. (Есть инфинитив в значении повелительного наклонения)

Обратите внимание

1.  Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко»).

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).

3.  Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

Разберем задание

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая любимую музыку,

1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.

2) время как будто перестает существовать.

3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.

4) она никогда не надоедает.

Во втором, третьем и четвертом предложениях подлежащие (время, что-то, она – музыка) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (слушать музыку). В первом варианте подлежащего нет, но присутствует глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени — открываешь, по которому легко восстановить подлежащее (ты). Именно это подлежащее может выполнять оба действия (слушать музыку и открывать что-то новое в ней). Ответ — 1.