Логика построения сочинения ЕГЭ по русскому языку
- Подробности
- Категория: Сочинение на ЕГЭ
Логичность построения сочинения на ЕГЭ: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения
Сочинение должно представлять собой цельное, связное речевое произведение, или текст. Ваш текст должен разделяться на абзацы (отступы, красная строка). Желательно, чтобы абзацное членение совпало в сочинении с характеристикой проблемы, комментария, авторской позиции, аргументации (см. схему).
Но не забывайте следить затем, чтобы между абзацами (композиционно-структурными частями текста) были логические переходы, а внутри абзацев желательно использовать все известные вам средства связи предложений.
Средства связи предложений в тексте
Название средства |
Пример |
|
1. |
Слова-заместители
|
|
2. |
Лексические повторы |
Золотая полка — это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку (Ю. Олеша). |
3. |
Соответствие видовременных глагольных форм |
Однажды человек берёт в руки книгу, У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. |
4. |
Предлоги |
Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мента вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер). |
5. |
Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) |
Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. |
6. |
Параллелизм |
...что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). |
7. |
Противопоставление |
Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов). |
8. |
Вопросительные предложения |
Какие же это слова ? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. |
9. |
Союзы |
1. Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным (Д. Гранин). 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин). |
10. |
Порядок слов в предложении (прямой, обратный) |
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев) |
11. |
Последовательность в изложении мыслей |
встал, умылся, позавтракал |
12. |
Слова-организаторы логических связей |
вот, почему, из этого следует и др. |
13. |
Вводные слова, организующие порядок высказывания |
итак, наконец, в заключение разговора |
Типичные ошибки построения сочинения-рассуждения:
- нарушена последовательность изложения;
- нарушена смысловая цельность и связность изложения;
- нет абзацев или нарушено абзацное членение текста;
- нарушен порядок предложений, что является обычно следствием логических ошибок.