Задания В1 ЕГЭ по математике, арифметические задачи / Корянов А.Г., Надежкина Н.В.
- Подробности
- Категория: В1 ЕГЭ по математике
Пособие "Задания В1. Арифметические задачи" для подготовки к ЕГЭ по математике. Система задач из открытого банка заданий
Данное пособие содержит:
- теорию и практику к различным типам задания В1 ЕГЭ по математике;
- разбор примеров заданий - прототипов открытого банка по математике;
- решебник к заданию В1 с ответами.
Авторы:
Корянов А.Г. (г. Брянск);
Надежкина Н.В. (г. Иркутск)
Введение |
1 |
1. Вычисления без округления |
2 |
2. Округление десятичной дроби к ближайшему целому числу |
7 |
3. Округление десятичной дроби к целому числу с недостатком |
8 |
4. Округление десятичной дроби к целому числу с избытком |
9 |
5. Задачи на части |
12 |
6. Дроби и проценты |
13 |
7. Процентное изменение величины |
17 |
8. Дополнительные задачи |
22 |
Решения задач-прототипов |
26 |
Ответы |
33 |
Список и источники литературы |
35 |
Элементы содержания, проверяемые заданиями В1 по кодификатору:
1.1.1. Целые числа.
1.1.3. Дроби, проценты, рациональные числа.
2.1.12. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Элементы содержания, проверяемые заданиями В1 по кодификатору:
6.1. Анализировать реальные числовые данные; осуществлять практические расчеты по формулам, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
Данное пособие является первым в серии пособий для подготовки к части В ЕГЭ по математике и посвящено решению задачи В1 – самой первой и, казалось бы, самой простой среди 14 заданий части В. Действительно, В1 – это очень простая текстовая задача. Для ее успешного решения необходимо знать математику в объеме средней (не старшей, а именно средней) школы и уметь понимать смысл прочитанного. С учетом того, что ЕГЭ сдают все-таки 11-классники, казалось бы, процент верных ответов к этой задаче на экзамене должен быть очень близок к 100. В реальности же в 2012 (2011) году на ЕГЭ по математике задание В1 (для решения которого было достаточно лишь знания основ арифметики на уровне 5-6 классов) верно решили около 89% (80,1%) выпускников. Ситуация на репетиционном экзамене в Москве в марте 2012 года была еще серьезнее – когда задачу В1 «про счетчик» (аналогичную задачам 1.4.1-1.4.3 данного пособия) не смогли верно решить около 30% выпускников московских школ, на это обратили внимания не только люди, непосредственно связанные со школьным математическим образованием, но и многие российские СМИ.
Отметим также, что, независимо от причины получения неверного ответа, потеря балла при решении задачи В1 критична для слабого ученика (обычно эту задачу включают в «самый необходимый минимум» подготовки на уровне «только чтобы сдать») и неприятна для сильного ученика (чтобы «восстановить» этот потерянный балл, нужно безукоризненно решить, например, тригонометрическое уравнение в С1 или неравенство (дробно-рациональное, показательное, логарифмическое) в С3, что несравнимо сложнее, чем практически устно посчитать и записать верный ответ в В1).
Таким образом, к безукоризненному решению задачи В1 учащихся необходимо подготовить. В качестве материала для подготовки к решению данного задания, на наш взгляд, логично и эффективно использование стройной и репрезентативной системы задач, выбранных из «открытого банка заданий» [7]. Данное пособие предлагает, на наш взгляд, именно такую систему задач.
Структура пособия такова, что все задачи, наряду с фиксированным номером из открытого банка заданий (он расположен в скобках непосредственно перед текстом задачи), имеют также собственную тройную нумерацию внутри пособия. Все типы задач систематизированы по содержанию и разделены на семь разделов. Каждый тип задачи представлен тремя задачами (первая из этих трех задач и есть прототип данного типа задач), что позволяет учащемуся при необходимости неоднократно проверить себя, а учителю - использовать дополнительные задания в виде отдельных, уже готовых двух вариантов для домашних или проверочных работ. Таким образом, первое число в тройной нумерации каждой задачи означает номер раздела, второе число – номер типа задачи внутри этого раздела, третье число - номер задачи внутри типа (или номер варианта). Для первых задач каждого типа (прототипов) представлены подробные решения, для всех задач есть ответы.
Мы постарались сделать так, чтобы пособие было полезно и для ученика практически любого уровня подготовки, и для учителя, и для репетитора. Ответы и решения задач-прототипов представлены отдельно для того, чтобы в конкретном экземпляре пособия можно было легко оставить только нужную форму ответов или решений для проверки либо самопроверки. Например, в экземплярах пособий, предлагаемых для уверенных в своих силах учеников, можно вообще убрать и ответы, и решения. Для менее уверенных в своих силах учащихся можно оставить только решения задач-прототипов. Для учителя и репетитора необходимы как раз ответы ко всем задачам для упрощения процесса проверки и оценки домашних и самостоятельных работ.