Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2015

Видео уроки ЕГЭ 2014Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2015 по математике. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Советы к ЕГЭ и ГИА

Полезные советы Когда начинать подготовку? По каким материалам и каким способом? Как организовать подготовку к ЕГЭ и ГИА, чтобы успешно справиться с экзаменом ...

Видео уроки ОГЭ 2015 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2015 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ОГЭ 2015 по русскому языку, ГИА 9

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

( 214 Голоса (ов) ) 

Как писать сочинение

В данной статье подробно освещен вопрос "Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему" для подготовки к ГИА.
Источником материалов является 
пособие
Л.И. Мальцевой "Русский язык 9 класс. Итоговая аттестация 2010", страницы 289-296. (Издательство учебной литературы "Афина"). 

Основную информацию вы можете извлечь, раскрыв спойлеры ниже. Кроме того, в прикрепленном архиве содержатся  три презентации Power Point, по которым можно не только вникнуть в основные моменты, но и использовать их для демонстрации на занятиях.

Пишем вместе сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: "Роль прилагательных в тексте" (Вид рассуждения - рассуждение-размышление)

Внимательно прочитаем текст.

(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой:
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен - золотых, синих, зеленых и радужных.
(7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы.
(8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета...

(К. Паустовский)

  1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.
  2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение: "Прилагательное - это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?"
  3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: "Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?" Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
  4. Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: "Признак предмета- это свойства (сильный), принадлежность (лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
  5. Сделаем для себя вывод и запишем его:
    "Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное - его свойства".
    Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета - это первый тезис, который мы будем доказывать.
    Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь - это второй тезис; является средством художественной выразительности - третий тезис.
  6. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.
    Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
  7. Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.
    Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
  8. От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
    Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: "Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины". Прилагательные "сосновые" и "дубовые" указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные "сухие" и "вековые", на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета - это его отличительные свойства.
    __________________________________________________________________________________
    Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: Прилагательное обозначает свойства предмета".
    _________________________________________________________________________________
  9. Перейдем к доказательству второго тезиса.
    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: "А среди дня и река, и леса играли множеством пятен". Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
    _________________________________________________________________________________
    Наши размышления помогли доказать второй тезис: "Прилагательные украшают нашу речь".
    _________________________________________________________________________________
  10. Перейдём к доказательству третьего тезиса.
    Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные "глухих", "девственную" (предложение 1) и "могучего" (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
    __________________________________________________________________________________
    Мы доказали третий тезис: "Прилагательные являются средством художественной выразительности".
    __________________________________________________________________________________
  11. Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что:, следовательно и др.
    Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности - эпитетами.
  12. Соединим все наброски воедино. 

У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: "Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины". Прилагательные "сосновые" и "дубовые" указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные "сухие" и "вековые", на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета - это его отличительные свойства.
Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: "А среди дня и река, и леса играли множеством пятен". Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: "А среди дня и река, и леса играли множеством пятен". Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные "глухих", "девственную" (предложение 1) и "могучего" (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности - эпитетами.

Эти материалы в формате MS Word и три презентации Power Point вы можете скачать ниже. 
Архив содержит:

  • Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
  • Памятка. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
  • Памятка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
  • Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Комментарии  
  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Гавриловна » 14.12.2012 09:30

Очень нужные материалы, помогут и учителю, и ученику.
+14 +−

Гавриловна

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# ТатьянаN » 29.01.2013 20:33

Очень бы хотелось скачать материалы, но ссылка перенаправляет за секунду на страницу с ошибкой. Нельзя ли это исправить?
−5 +−

ТатьянаN

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# rozen » 30.01.2013 02:53

Здравствуйте, Татьяна. Закачка работает, скорее всего, проблема в кэшировании браузера.

Если такое произошло:
- можно скачать материалы через другой браузер (Opera, Chrome, Internet Explorer);
- или можно очистить кэш в настройках браузера.
−11 +−

rozen

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Лиса » 13.03.2013 16:54

Спасибо! Полезная информация, все очень доступно и полезно объяснили!
−8 +−

Лиса

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# коробб » 04.03.2014 14:02

:D :cry:
−14 +−

коробб

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# murad » 15.03.2014 16:28

спасите :cry: :cry: :cry: :cry:
−8 +−

murad

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# maksim » 10.04.2014 10:40

я крут 8)
−12 +−

maksim

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# алекс » 16.06.2014 11:52

:roll: ебать вы раки
+2 +−

алекс

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Любовь » 08.07.2014 04:25

Замечательно! С благодарностью! Любовь.
−2 +−

Любовь

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Новое в разделе ЕГЭ

Новое в разделе ГИА

Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ОГЭ, ГИА-9 Материалы к ОГЭ, ГИА Русский язык Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему