Подготовка к ОГЭ 2015 по русскому языку, ГИА 9
ГИА 2010. Русский язык. Готовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. 2009 -2010 / С.Ю. Иванова
- Подробности
- Категория: ГИА 2018 русский язык
Предназначено для подготовки к государственной (итоювой) аттестации по русскому языку и адресовано учащимся 8-9 классов, а также школьным учителям, ориентирующим выпускников основной школы на сдачу экзамена по русскому языку в новой форме.
Автор-составитель СЮ. Иванова - кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и литературы МОУ Школы № 49 г.о. Самара, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ 2006 года (приоритетный национальный проект «Образование»)
Рецензенты:
Ю.В. Сложеникина -доктор филологических наук, профессор СамГТУ;
А.В. Растягаев - доктор филологических наук, доцент СФ МГПУ;
В.А. Суворова - преподаватель русского языка и литературы МОУ Школы № 49 г.о. Самара, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ 2007 года (приоритетный национальный проект «Образование»)
Вариант 1.................................................................................................. 5
Дополнительные задания ВI - В14 по тексту варианта 1................................. 11
Вариант 2.................................................................................................. 14
Дополнительные задания А6, BI - В14 по тексту варианта 2................................. 19
Вариант 3.................................................................................................. 23
Дополнительные задания В1 - В14 по тексту варианта 3....................................... 28
Вариант 4.................................................................................................. 31
Дополнительные задания А6, В1 - В14 по тексту варианта 4................................. 36
Вариант 5.................................................................................................. 39
Дополнительные задания В1 - В14 по тексту варианта 5....................................... 44
Вариант 6.................................................................................................. 47
Дополнительные задания А6, В1 -В14 по тексту варианта 6....................................... 52
Вариант 7.................................................................................................. 56
Дополнительные задания А6, В1 - В14 по тексту варианта 7................................. 61
Вариант 8.................................................................................................. 64
Дополнительные задания А6, В1 - В14 по тексту варианта 8................................. 70
Вариант 9.................................................................................................. 75
Дополнительные задания В1 - В14 по тексту варианта 9....................................... 81
Вариант 10................................................................................................ 84
Дополнительные задания А6. В1 - В14 по тексту варианта 10................................ 89
Приложение 1. Тексты для прослушивания (варианты 1 - 10)................................ 92
Дополнительные тексты для прослушивания (№1 -№5)....................................... 98
Приложение 2. Материалы по оцениванию экзаменационной работы по русскому
языку в 9 классе.......................................................................................... 101
Проверка и оценивание задания О. Информация о текстах для сжатого изложения (варианты I - 10)....................................................................... 101
Информация о дополнительных текстах для сжатого изложения (№1 - №5)...... 103
Критерии оценивания содержания изложения (С 1)..................................... 105
Проверка и оценивание заданий А1 - А6; В1 - В14. Ответы на задания А1 -
А6;В1-В14 (варианты 1 - 10)............................................................... 106
Ответы на дополнительные задания........................................................ 108
Проверка и оценивание задания С2.1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)............................................ 113
Проверка и оценивание задания С2.2. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)............ 114
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого .... 115 Образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (по тексту варианта
№3)................................................................................................. 116
Приложение 3. Условия проведения экзамена (требования к специалистам), рекомендуемый регламент проведения работы............................................................. 118
Приложение 4. Рекомендации по пересчету первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале (русский язык)................... 119
Приложение 5. Бланки ответов...................................................................... 121
Приложение 6. Инструкция по заполнению бланка №>1 ........................................ 124
Инструкция по заполнению бланка №2............................................................ 126
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку, состоящей из 3 частей, даётся 4 часа (240 минут).
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Задание выполняется в бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 6 заданий с выбором ответа (А1 - Аб) и 14 заданий с кратким ответом (BI - В14). Ответы на задания А1 -А6 и В1 - В14 вносятся в бланк ответов №1.
К каждому заданию с выбором ответа (А1 - Аб) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении заданий А в бланке ответов № 1 напротив номера выполняемого задания (А1 - Аб) необходимо поставить знак «х » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
Ответы к заданиям В1 - В14 должны быть сформулированы учащимся самостоятельно. Необходимо записывать ответы на эти задания словами или цифрами. Каждую букву или цифру необходимо писать в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении необходимо отделять запятыми. Каждую запятую надо ставить в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Часть 3 выполняется на основе того текста, который даётся для чтения.
Приступая к третьей части работы, необходимо выбрать одно из двух предложенных заданий С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) или задание С2.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ в бланке ответов №2 (дополнительном).
Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Ученику надо постараться выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Согласно «СПЕЦИФИКАЦИИ экзаменационной работы по русскому языку государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2010 г.», варианты, представленные в пособии, «равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания»".
Особенностью данного пособия является то, что после каждого из 10 основных вариантов контрольных измерительных материалов для отработки навыков учащихся приведены пять дополнительных текстов для проведения сжатого изложения (С1) и дополнительные тренировочные задания открытого типа со свободным кратким ответом (В1 -В14), которые отнесены к заданиям повышенного уровня сложности и, как правило, при выполнении вызывают у экзаменуемых большие затруднения. В пособии можно найти 395 таких дополнительных лингвистических задач, позволяющих преподавателю на занятиях
по подготовке девятиклассников к ГИА организовать работу с языковыми явлениями, представленными в тексте. Учитель получает возможность использовать на уроках русского языка дополнительный тренировочный материал для отработки навыков учащихся или проверки их умений выбирать языковые средства в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения (В1), находить слова с орфограммами в корнях (В2), приставках (ВЗ). суффиксах (В4), определять виды подчинительной связи в словосочетаниях (В8), проводить синтаксический и пунктуационный анализ простого и сложного предложений (В5, В6, В7 -В14). После некоторых вариантов предложены также дополнительные задания А6, проверяющие умение учеников находить выразительные средства речи. Общее количество дополнительных заданий после каждого основного варианта - от 30 до 45, количество конкретных заданий В1 - В14 в каждом блоке варьируется от 1 до 10. Это связано с тем, что данные лингвистические задачи являются тренировочными и могут быть использованы по усмотрению "чителя в качестве дидактического материала при повторении соответствующих тем на уро-^ русск о языка в 9 классе. Ученик же получает дополнительную возможность потре-.проваться в решении лингвистических задач повышенной трудности, аналогичных тестовым заданиям типа «В» на государственной итоговой аттестации по русскому языку. В конце пособия представлены следующие приложения:
• тексты для прослушивания, т.е. для проведения сжатого изложения (С1);
• материалы по оцениванию экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе:
- проверка и оценивание задания С1 (информация о текстах для сжатого изложения (варианты 1 - 10), информация о дополнительных текстах для сжатого изложения (№1 -№5); таблица «Критерии оценивания содержания изложения»);
- проверка и оценивание заданий А1 - Аб и В1 - В14 (ответы на задания А1 -А6, В1 - В14; ответы на дополнительные задания);
- проверка и оценивание заданий С2 (таблицы «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)», «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)», «Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого»);
• условия проведения экзамена (требования к специалистам), рекомендуемый регламент проведения работы3;
• рекомендации по пересчету первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале (русский язык) .
В пособии представлены также типовые бланки ответов, заполнение которых необходимо на экзамене. Учащиеся имеют возможность при работе с тестами потренироваться и в заполнении бланков ответов, помня о том, что здесь так же, как и при выполнении тестовых заданий, требуется предельная внимательность, определённый навык.
Надеемся, что данные в пособии типовые задания дадут представление девятиклассникам о том, какие лингвистические задачи могут ожидать их на итоговой аттестации по русскому языку в 2010 году, чтобы девятиклассники имели возможность повторить материал школьного курса русского языка и потренироваться перед ответственным экзаменом.
Желаем успеха на экзамене!
Предыдущие статьи:
- ГИА 2010. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010 : учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н. А. Сениной - 09/07/2010
- ГИА 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова - 09/07/2010
- ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева - 09/07/2010
Следующие статьи:
- ГИА 2010. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010 : учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н. А. Сениной - 09/07/2010
- ГИА 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова - 09/07/2010
- ГИА 2010. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева - 09/07/2010