Подготовка к ОГЭ по обществознанию, ГИА 9
Обществознание. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА 2012 / О.А. Котова, Т.Е. Лискова
- Подробности
- Категория: ГИА 2018 обществознание
В сборнике "Экзамен в новой форме : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к ГИА 2012 по обществознанию" О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой даны:
- 10 вариантов ГИА по географии с ответами;
- официальные документы и инструкции для участников ГИА;
- образцы бланков, используемых на ГИА по географии для записи ответов и решений;
- рекомендации по проведению ГИА по географии.
Авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова
в новой форме............................................... 4
Инструкция по заполнению бланков ответов участников государственной
(итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме........ 7
1. Общие положения....................................... 7
2. Заполнение бланка ответов № 1........................... 9
3. Заполнение бланка ответов №2........................... 15
4. Заполнение дополнительного бланка ответов № 2............. 16
Образцы экзаменационных бланков............................ 17
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Инструкция по выполнению работы............................ 20
Вариант 1.................................................. 21
Часть 1.................................................. 21
Часть 2.................................................. 24
Часть 3.................................................. 26
Бланки ответов.......................................... 27
Вариант 2.................................................. 29
Часть 1.................................................. 29
Часть 2.................................................. 31
Часть 3.................................................. 33
Бланки ответов.......................................... 35
Вариант 3.................................................. 37
Часть 1.................................................. 37
Часть 2.................................................. 40
Часть 3.................................................. 42
Бланки ответов.......................................... 44
Вариант 4.................................................. 46
Часть 1.................................................. 46
Часть 2.................................................. 49
Часть 3.................................................. 51
Бланки ответов.......................................... 53
Вариант 5.................................................. 55
Часть 1.................................................. 55
Часть 2.................................................. 58
Часть 3.................................................. 60
Бланки ответов.......................................... 62
Ответы.................................................... 64
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы могут рассматриваться как ориентиры при определении направления профильной подготовки учащихся в средней школе. Поэтому значительный блок заданий контрольных измерительных материалов направлен на выявление готовности выпускника к продолжению обучения в классе социально-гуманитарного профиля. Поскольку один из наиболее востребованных в профильном курсе видов деятельности — работа с разнообразными по характеру и знаковым системам (тексты, статистические материалы, представленные в таблицах, диаграммах, графиках и т.п.) источниками социальной информации, во всех частях работы, особенно в части 2 и 3, представлены задания, проверяющие сформированность этого вида деятельности.
Контрольные измерительные материалы строятся на основе требований к уровню подготовки выпускников федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. Эти требования являются универсальными — они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета, особенностей преподавания предмета в образовательном учреждении. Поэтому подготовка к экзамену может проводиться по любым учебникам обществознания для основной школы из Федерального перечня учебников. Кроме того, целесообразно использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы (хрестоматии) по обществознанию и сборники тренировочных заданий.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:
— часть 1 содержит задания с выбором ответа;
— часть 2 содержит задания с кратким ответом;
— часть 3 содержит задания с развёрнутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ даётся соответствующей записью в виде набора цифр (например, 215), записанных без пробелов и других символов. Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Ответы на задания третьей части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Ряд заданий экзаменационной работы 9 класса по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 (например, на установление соответствия) экзаменационной работы. Это представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и средней школе во многом совпадают. Кроме того, важно было, учитывая роль государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы (в новой форме) в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации.
В экзаменационной работе представлены семь содержательных линий курса: общество, человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право, сгруппированные в шесть блоков-модулей: общество и человек, культура, экономика, социальные отношения, политика, право. В каждом варианте в первой части работы даны задания, относящиеся ко всем блокам-модулям, а задания второй и третьей частей в совокупности также представляют большинство блоков-модулей,
В экзаменационной работе контролируются следующие умения:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
7) оценивать суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
11) формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Обратим особое внимание на третью часть экзаменационной работы. Она
представляет собой внутренне целостный раздел — все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определённым критериям текстом — источником социальной информации. Учитывая возрастные познавательные возможности выпускников основной школы, для анализа предлагается адаптированный фрагмент источника. Каждое задание к тесту выполняет определённую функцию.
Первое задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Выполнение этого задания позволяет экзаменуемому внимательно прочесть текст и уяснить его содержание, а также показать своё умение выявлять основные идеи текста. Следующие два задания требуют извлечения из текста информации. Четвёртое задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Следующее задание — задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др. Последнее задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Заметим, что одна из разновидностей этого задания не предполагает единственно верного ответа: школьник может согласиться или не согласиться с приведённой в задании точкой зрения. По сути, объектом оценивания здесь являются приведённые учащимся аргументы — их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.
Задания третьей части оценивают эксперты в соответствии со специально разработанными критериями. Обращаем ваше внимание, что баллы выставляются не только за полный, но и за частично верный ответ.
Баллы, полученные за выполнение заданий каждой части, суммируются. Общая сумма баллов определяет итоговую отметку. Рекомендуем выполнить как можно больше заданий каждой части работы.
Желаем успеха!
Предыдущие статьи:
- ГИА 2012. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова - 09/07/2012
- ГИА 2012. Обществознание : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. А.Ю. Лазебниковой - 09/07/2012
- ГИА 2012. Обществознание: Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / А.В. Воронцов, О.Б. Соболева, С.В. Шевченко - 09/07/2012
Следующие статьи:
- ГИА 2012. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова - 09/07/2012
- ГИА 2012. Обществознание : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. А.Ю. Лазебниковой - 09/07/2012
- ГИА 2012. Обществознание: Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / А.В. Воронцов, О.Б. Соболева, С.В. Шевченко - 09/07/2012