Подготовка к ОГЭ по химии, ГИА 9 класс

ГИА 2012. Химия : типовые экзаменационные варианты : 34 варианта / под ред. Д.Ю. Добротина

( 14 Голоса (ов) ) 

ГИА 2012 Химия

Серия «ГИА-2012. ФИПИ — школе» подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов. В сборнике "ГИА 2012. Химия : типовые экзаменационные варианты : 34 варианта" Д.Ю. Добротина представлены:

Учащимся — для самостоятельной подготовки к ГИА при изучении и повторении тем школьного курса по предмету; проверки уровня подготовки к экзамену. Учителям, репетиторам — для контроля знаний учащихся и интенсивного повторения всех тем в учебном процессе; подготовки учащихся к ГИА.

Авторский коллектив: Д.В. Болотов, О.Ю. Гончарук, Д.Ю. Добротин, Ю.Н. Медведев

Введение   .................................................  3
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ
Тема 1. Первоначальные химические понятия.........................      7
Спецификация вариантов по теме.................................      7
Вариант 1    ...............................................     8
Вариант 2    ...............................................    10
Вариант 3    ...............................................    12
Вариант 4    ...............................................    15
Тема 2. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева.............................    18
Спецификация вариантов по теме.................................    18
Вариант 1    ...............................................    19
Вариант 2    ...............................................   21
Вариант 3    ...............................................   23
Вариант 4    ...............................................   26
Тема 3. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции    ...........................    29
Спецификация вариантов по теме.................................   29
Вариант 1    ...............................................    30
Вариант 2    ...............................................   32
Вариант 3    ...............................................    35
Вариант 4    ...............................................    37
Тема 4. Металлы и их соединения................................   40
Спецификация вариантов по теме.................................    40
Вариант 1    ...............................................    41
Вариант 2    ...............................................    43
Вариант 3    ...............................................    45
Вариант 4     ...............................................   47
Тема 5. Неметаллы и их соединения    ..............................    50
Спецификация вариантов по теме.................................    50
Вариант 1    ...............................................    51
Вариант 2    ...............................................   53
Вариант 3    ...............................................   56
Вариант 4    ...............................................   58
Тема 6. Познание и применение веществ и химических реакций.............   61
Спецификация вариантов по теме.................................   61
Вариант 1    ...............................................   62
Вариант 2 ...............................................64
Вариант 3 ...............................................67
Вариант 4 ...............................................69
ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Инструкция по выполнению работы..................................72
Вариант 1    ...............................................   73
Вариант 2    ...............................................   77
Вариант 3    ...............................................82
Вариант 4    ...............................................86
Вариант 5    ...............................................90
Вариант 6    ...............................................95
Вариант 7    ...............................................99
Вариант 8    ..............................................    103
Вариант 9    ..............................................    108
Вариант 10    .............................................    113
ОТВЕТЫ
Ответы к тематическим тренировочным вариантам.......................118
Ответы к типовым экзаменационным вариантам    ........................144
Ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом (части 1 и 2).......    144
Ответы и критерии оценивания выполнения заданий
с развернутым ответом (часть 3)...............................    146

Государственная итоговая аттестация по химии в новой форме (ГИА) впервые была проведена в 2008 г. Как и традиционный экзамен, ГИА ориентирована на проверку достижения выпускниками основной школы уровня подготовки, предусмотренного образовательными стандартами. Экзамен по химии в новой форме проводится в виде письменной экзаменационной работы, которая включает в себя задания различного уровня сложности.
В основу разработки контрольных измерительных материалов (КИМ) для новой модели экзамена были положены следующие принципы:
1)  содержание КИМ ГИА должно полностью соответствовать материалу, изучаемому в рамках систематического курса химии в 8-9 классах;
2)  проверяемый заданиями экзаменационной работы материал должен быть значимым при изучении курса химии в 10-11 классах;
3)  ГИА в новой форме должна иметь преемственность с действующей системой итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ;
4)  система оценивания экзаменационной работы должна быть открытой.
Отметим, что ГИА - не формальная проверка вопросами умения воспроизводить пройденный в 8-9 классах материал. ГИА, как и любой экзамен, предполагает подготовку, направленную, главным образом, на серьезное осмысление полученных знаний.
Данное пособие адресовано, в первую очередь, учащимся 8-9 классов, планирующим сдавать химию в качестве экзамена по выбору, и предназначено для обобщения и закрепления пройденного материала, самостоятельной проверки качества его усвоения, ознакомления с типологией заданий и формулировками вопросов, аналогичных тем, что встречаются на экзамене.
Предлагаемое пособие может быть полезно учителям при организации различных форм текущего контроля знаний, а также в процессе целенаправленной подготовки учащихся к ГИА.

Все задания, включенные в проверочные работы, составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников основной школы.
Тематические варианты могут быть использованы как для промежуточного контроля знаний после изучения той или иной темы, так и на завершающем этапе для непосредственной подготовки к ГИА.
Темы, по которым составлены проверочные работы, традиционно изучаются в 8-9 классах, что позволяет использовать пособие независимо от программы, в соответствии с которой ведется преподавание.
Все тематические проверочные работы представлены в четырех вариантах. Задания всех вариантов одной темы, имеющие одинаковый порядковый номер, проверяют один и тот же элемент содержания.
В начале каждой темы приведен план проверочной работы, в котором отражено расположение элементов содержания, на проверку усвоения которых направлены задания, даны рекомендации по оцениванию проверочной работы.
Структура тематических вариантов соответствует структуре экзаменационных работ ГИА. Тематические проверочные работы состоят из трех частей.
В первую часть включены задания с выбором ответа (ВО), ориентированные на обязательный уровень усвоения знаний.
Во вторую часть включены задания с кратким ответом (КО) повышенного уровня сложности. Для их выполнения необходимо либо выбрать два правильных ответа из предложенного перечня (множественный выбор), либо установить соответствие позиций, представленных в виде двух множеств. Правильный ответ записывается в виде набора цифр.
В третью часть включены задания с развернутым ответом (РО) высокого уровня сложности. При выполнении задания необходимо не только записать итоговый ответ, но и отразить все основные этапы его решения.
Тематическая проверочная работа состоит из 12 заданий и рассчитана на один урок (40-45 минут).

Как и традиционный экзамен, экзамен по химии в новой форме ориентирован на проверку достижения выпускниками основной школы уровня подготовки, предусмотренного образовательными стандартами по химии. Проводится ГИА в виде письменной экзаменационной работы, каждый вариант которой включает в себя три части и представляет собой определенную группировку одинаковых по форме представления и уровню сложности заданий.
Часть 1 включает в себя 15 заданий с выбором ответа (ВО), которые на базовом уровне проверяют усвоение значительного числа элементов содержания, а именно: знание языка науки; знание основных химических понятий; знание общих свойств металлов, неметаллов, основных классов неорганических и отдельных представителей органических соединений; знание классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.
В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. Одни из них предполагают выбор верного ответа на поставленный в условии задания вопрос, а другие - определение правильности двух сформулированных суждений. И в том, и в другом случае для выполнения задания учащимся необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (КО), которые проверяют на повышенном уровне усвоение следующего учебного материала: закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; химические свойства изученных классов неорганических веществ; первоначальные знания об органических веществах, владение понятиями «окислитель» и «восстановитель».
В каждом варианте представлены две разновидности заданий: на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня {множественный выбор) и два задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. И в том, и в другом случае правильный ответ записывается в виде набора цифр.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом (РО) - наиболее сложные в экзаменационной работе. Для правильного выполнения этих заданий необходимо знать способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, а также владеть
такими понятиями, как количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
При выполнении первого задания с развернутым ответом необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ, записать сокращенное ионное уравнение одной из реакций.
Второе задание представляет собой комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Третье задание предусматривает проверку умения учащихся определять состав вещества, записывать его формулу, давать название и составлять уравнения реакций по описанным в условии задания физическим свойствам и/или признакам протекания химических реакций.
Отличительной особенностью заданий с развернутым ответом является то, что к ним не предлагаются варианты ответов. Поэтому выпускникам необходимо не только решить задание и записать итоговый ответ, но и подробно записать весь ход его решения.
Чтобы оценить правильность выполнения заданий и/или выявить допущенные ошибки, в конце сборника приведены ответы на все задания.
Проверяя свои ответы на задания, следует помнить, что верное выполнение каждого задания части 1 оценивается одним баллом.
В части 2 за выполнение заданий В1-В4 можно получить 0, 1 или 2 балла.
Задания В1-В2 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ (правильно дан один из двух ответов или даны три ответа, из которых два верные) выставляется один балл. Остальные варианты ответов считаются неверными (0 баллов).
Задания ВЗ-В4 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех. За такой ответ учащийся получает один балл. Остальные варианты считаются неверными (0 баллов).
Проверка заданий части 3 осуществляется экспертной комиссией. При оценивании каждого из трех заданий эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается одним баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненное задание С1 составляет четыре балла, а за задания С2 и СЗ - по три балла.
При проверке заданий третьей части эксперт сравнивает ответы выпускника с приведенными образцами.
Поскольку задания с развернутым ответом могут быть выполнены различными способами, приведенные в образцах решения следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Таким образом, экспертами оценивается только правильность решения, а не ход рассуждений экзаменуемого. Прежде всего, это относится к способам решения расчетных задач.
Для правильного понимания подходов, используемых экспертами при оценивании экзаменационных работ, в ответах также приведены образцы критериев оценивания заданий.
Полученные учащимися за выполнение всех заданий баллы суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале.
Напомним, что на выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа - 120 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
•   для каждого задания первой части - 2-3 минуты;
•   для каждого задания второй части - 5-8 минут;
•   для каждого задания третьей части - до 12-15 минут.
При выполнении работы разрешается использовать следующие материалы и оборудование:
•   Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева;
•    таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде;
•    электрохимический ряд напряжений металлов;
•    непрограммируемый калькулятор.
ШКАЛА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ, НАБРАННЫХ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАРИАНТОВ, В ШКОЛЬНУЮ ОЦЕНКУ
Баллы    0—8    9—17    18—26    27—33
Оценка    2    3    4    5



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: