Подготовка к ОГЭ по географии, ГИА 9
ГИА 2012. География. Экзамен в новой форме : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова
- Подробности
- Категория: ГИА 2018 география
В сборнике "Экзамен в новой форме : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для подготовки к ГИА 2012 по географии" Э.М. Амбарцумовой и С.Е. Дюковой даны:
- 10 вариантов ГИА по географии с ответами;
- официальные документы и инструкции для участников ГИА;
- образцы бланков, используемых на ГИА по географии для записи ответов и решений;
- рекомендации по проведению ГИА по географии.
Авторы-составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова.
9 классов общеобразовательных учреждений по географии......... 4
Инструкция по заполнению бланков ответов участников государственной
(итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме..... .. 7
1. Общие положения....................................... 7
2. Заполнение бланка ответов №1........................... 9
3. Заполнение бланка ответов №2........................... 15
4. Заполнение дополнительного бланка ответов №2............. 16
Образцы экзаменационных бланков............................ 17
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Инструкция по выполнению работы............................ 20
Вариант 1.................................................. 21
Бланки ответов.......................................... 28
Вариант 2 . .................................................. 30
Бланки ответов.......................................... 38
Вариант 3.................................................. 40
Бланки ответов.......................................... 48
Вариант 4.................................................. 50
Бланки ответов.......................................... 58
Вариант 5.................................................. 60
Бланки ответов.......................................... 68
Вариант 6.................................................. 70
Бланки ответов.......................................... 78
Вариант 7.................................................. 80
Бланки ответов.......................................... 88
Вариант 8.................................................. 90
Бланки ответов.......................................... 98
Вариант 9.................................................. 100
Бланки ответов.......................................... 108
Вариант 10................................................. 110
Бланки ответов.......................................... 118
Ответы.................................................... 120
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Экзаменационная работа состоит из 31 заданий разных типов. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также — способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.
Особенностью экзаменационных работ является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации — статистическими материалами, географическими картами, текстами. При разработке экзаменационных работ были учтены также требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях, учебных и жизненных. Был сделан акцент на компетентностные задания, т.е. такие, которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию из текста, статистических таблиц, карт, в том числе карт атласов. В заданиях использованы реальные сообщения средств массовой информации.
При выполнении работы разрешается пользоваться атласами 7—9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформирован-
ность умения выделить географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения. Для подготовки к экзамену следует пользоваться школьными географическими атласами.
По сравнению с 2011 г. в экзаменационной работе 2012 года общее количество заданий увеличивается с 30 до 31 задания.
В экзаменационную работу 2012 года не планируется включать задание, в котором предлагается определить географический объект, названный в честь того или иного исследователя или путешественника; добавятся два новых задания. В одном из них требуется проанализировать данные климатог-раммы и определить на карте климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме. В другом задании предлагается, применив умение читать карты, определить на физической карте высоты географических объектов (городов).
В работе имеются задания, которые можно выполнить с использованием различных источников информации. В некоторых заданиях, например, даётся небольшой текст или таблица и к ним несколько заданий разной формы — с выбором ответа и с развёрнутым ответом. В таком случае в инструкции к заданиям указывается, какие именно задания выполняются с использованием данного источника информации («Задания 15—16 выполняются с использованием приведённого ниже текста»).
Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей стране.
В связи с требованиями стандарта в экзаменационной работе проверяется сформированность представлений о странах и регионах мира.
В работе представлены задания разного уровня сложности — базового, повышенного, высокого.
Требования стандарта к уровню подготовки выпускников относятся к трём основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой или новой ситуации.
Воспроизведение знаний требует называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений; показывать и описывать положение важнейших географических объектов и ареалы распространения географических явлений на карте; решать картометрические задачи; извлекать из одного источника информации географическую информацию, представленную в явном виде.
Применение знаний и умений в знакомой ситуации предполагает владение умениями определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления на основе предъявляемой в разном виде информации; представлять географическую информацию в разных видах; приводить примеры проявления географических процессов и явлений, географических закономерностей; узнавать, определять географические объекты, процессы и явления по их признакам; сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам; устанавливать и объяснять взаимосвязи
между географическими явлениями и процессами; выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений; классифицировать географические объекты и явления.
Применение знаний в изменённой и (или) новой ситуации предусматривает умения распознавать в реальных жизненных ситуациях вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть решены средствами географии; объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний; давать оценку географическим объектам, процессам и явлениям, прогнозировать их развитие.
Для успешного выполнения заданий высокого уровня с развёрнутым ответом следует внимательно читать вопросы и записывать как можно более подробное и полное объяснение географического процесса или явления, о котором идёт речь. В пособии представлены критерии оценивания таких заданий, и это может помочь составить представление о том, как оцениваются ответы на такие задания.
Количественное распределение заданий аттестационной работы по основным умениям и способам деятельности следующие: «знать/понимать» — 11 заданий, «уметь» — 17 заданий, «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» — 3 задания. Распределение заданий по разделам обязательного минимума содержания основного общего образования по географии: «Источники географической информации» — 6 заданий, «Природа Земли и человек» — 7, «Материки, океаны, народы и страны» — 2, «Природопользование и геоэкология» — 2 , «География России» — 14 заданий.
На выполнение работы на экзамене отводится 2 часа (120 минут).
На выполнение каждого задания отводится от 1 до 12 мин в зависимости от типа и уровня сложности задания.
При выполнении экзаменационной работы учащиеся должны быть обеспечены линейками, непрограммируемыми калькуляторами и географическими атласами для 7—9 классов.
К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
Проверка заданий с выбором и кратким ответом осуществляется с помощью компьютера, а проверку заданий с развёрнутым ответом осуществляют специалисты-предметники, прошедшие специальную подготовку по проверке и оцениванию заданий с развёрнутым ответом. К каждому заданию со свободным развернутым ответом эксперту предлагается инструкция с эталоном ответа и критериями оценивания.
Предыдущие статьи:
- ГИА 2012. География: типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. Э. М. Амбарцумовой - 09/07/2012
- ГИА 2012. География: Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / Т. С. Кузнецова - 09/07/2012
- ГИА 2012. География. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Учебное пособие / В. В. Барабанов - 09/07/2012
Следующие статьи:
- ГИА 2012. География: типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. Э. М. Амбарцумовой - 09/07/2012
- ГИА 2012. География: Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / Т. С. Кузнецова - 09/07/2012
- ГИА 2012. География. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Учебное пособие / В. В. Барабанов - 09/07/2012