Подготовка к ОГЭ по биологии, ГИА 9
ГИА 2012. Биология. Репетитор по биологии : готовимся к ЕГЭ и Государственной итоговой аттестации: для поступающих в медицинские учебные заведения / Т. А. Шустанова
- Подробности
- Категория: ГИА 2018 биология
В книге "Репетитор по биологии : готовимся к ЕГЭ и Государственной итоговой аттестации (ГИА): для поступающих в медицинские учебные заведения" Т.А. Шустановой в четкой структурированной форме представлены теоретические основы современной биологии. Систематически изложенный материал, иллюстрированный рисунками, схемами и сравнительными таблицами, позволит закрепить и углубить знания школьного курса биологии и самостоятельно подготовиться к успешной сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ и ГИА.
Репетитор по биологии адресован поступающим в медицинские колледжи, училища и вузы. Материал составлен в соответствии с программой по биологии и требованиями к проведению вступительного экзамена.
Репетитор по биологии может быть полезен абитуриентам вузов, учащимся старших классов школ, студентам, преподавателям биологии.
Раздел 1. БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.... 5
1.1. Биология как наука.....................................................5
1.2. Признаки и свойства живого......................................7
1.3. Основные уровни организации живой природы.......9
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом
к разделу 1..........................................................................10
Раздел 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.... 13
2.1. Клеточная теория. Методы изучения клетки...........13
2.2. Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток.........................................................................16
2.3. Химическая организация клетки..............................18
2.4. Строение про- и эукариотической клетки...............38
2.5. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь..............................................57
2.6. Гены, генетический код и его свойства. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот....................................72
2.7. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Способы деления клеток: митоз, мейоз...................................79
Развитие половых клеток — гаметогенез
у животных.................................................................91
Развитие половых клеток и оплодотворение
у цветковых растений.................................................96
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом
к разделу 2......................................................................... 98
Раздел 3. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА...................................................................102
3.1. Разнообразие организмов по типу питания...........103
3.2. Неклеточные формы жизни — вирусы...................105
3.3. Воспроизведение организмов.
Способы размножения............................................111
3.4. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов................................................117
3.5. Генетика. Закономерности наследственности
и изменчивости........................................................122
3.5.1. Моно-и дигибридное скрещивание.....................124
3.5.2. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков..................130
3.5.3. Генетика пола....................................................138
3.5.4. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная..................................................142
3.5.5. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки................................................148
3.5.6. Селекция растений, животных, микроорганизмов...............................................150
3.5.7. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование..................................155
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом
к разделу 3........................................................................158
Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..........................................162
4.1. Систематика. Таксоны.............................................162
4.2. Царство бактерии (дробянки).................................164
4.2.1. Подцарство бактерии.......................................164
4.2.2. Подцарство сине-зеленые водоросли..................168
4.3. Царство грибы..........................................................169
4.4. Царство растения.....................................................174
4.4.1. Ткани высших растений.....................................177
4.4.2. Органы высших растений...................................180
4.5. Низшие растения......................................................191
4.5.1. Группа отделов водоросли..................................191
4.5.2. Отдел лишайники..............................................194
4.6. Высшие растения.....................................................197
4.6.1. Отделриниофитовидные...................................198
4.6.2. Отдел моховидные.............................................199
4.6.3. Отдел плауновидные..........................................201
4.6.4. Отдел хвощевидные...........................................203
4.6.5. Отдел папоротниковидные................................205
4.6.6. Отдел голосеменные..........................................208
4.6.7. Отдел покрытосеменные (цветковые)...............213
4.6.8. Многообразие цветковых растений...................215
4.7. Царство животные...................................................217
4.7.1. Беспозвоночные животные................................219
Подцарство одноклеточные (простейшие).......219
Подцарство многоклеточные............................222
4.7.1.1. Тип кишечнополостные...................................223
4.7.1.2. Тип плоские черви............................................225
4.7.1.3. Тип круглые, или первичнополостные, черви ... 228
4.7.1.4. Тип кольчатые черви.......................................230
4.7.1.5. Тип моллюски..................................................232
4.7.1.6. Тип членистоногие..........................................234
4.7.2. Позвоночные животные.....................................247
4.7.2.1. Тип хордовые...................................................247
Подтип бесчерепные.......................................248
Класс ланцетни ки..........................248
Подтип позвоночные, или черепные................250
Классы хрящевые и костные
рыбы.......................................................250
Класс земноводные......................254
Класс пресмыкающиеся............257
Класс птицы......................................260
Класс млекопитающие,
или звери............................................265
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом
к разделу 4........................................................................274
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ...........................277
5.1. Строение и жизнедеятельность тканей, органов
и систем органов человека......................................277
5.2. Опорно-двигательная система................................288
5.2.1. Структура и функции скелета.........................289
5.2.2. Мышечная система...........................................301
5.3. Покровная система..................................................310
5.4. Мочеполовая система..............................................315
5.4.1. Выделительная система....................................315
5.4.2. Половая система...............................................321
5.5. Пищеварительная система......................................327
5.5.1. Строение и функции органов пищеварения.........328
5.5.2. Обмен веществ и превращение энергии
в организме человека. Витамины.......................337
5.5.3. Учение И. П. Павлова о пищеварении.................339
5.6. Дыхательная система...............................................341
5.7. Сердечно-сосудистая система.................................348
5.8. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет...............................................................354
5.8.1. Кровь, тканевая жидкость, лимфа...................354
5.8.2. Иммунная система............................................359
5.8.3. Иммунитет.......................................................363
5.9. Нервная система......................................................365
5.9.1. Спинной и головной мозг....................................371
5.9.2. Органы чувств...................................................383
5.9.3. Высшая нервная деятельность...........................394
5.9.4. Вегетативная нервная система.........................400
5.10. Эндокринная система.
Нейрогуморальная регуляция...............................404
5.11. Гигиена. Приемы оказания первой помощи.........420
5.11.1. Здоровый образ жизни и гигиена......................420
5.11.2. Травмы, профилактика, меры первой
помощи............................................................429
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом
к разделу 5........................................................................435
Раздел 6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ.
ЭВОЛЮЦИЯ..............................................................438
6.1. Вид, его критерии. Популяция................................438
6.2. Эволюционные теории...........................................440
6.2.1. Развитие эволюционных представлений............440
6.2.2. Эволюционная теория Дарвина—Уоллеса..........442
6.2.3. Синтетическая теория эволюции......................448
6.2.4. Микроэволюция и способы видообразования.......451
6.2.5. Результаты эволюции.......................................455
6.2.6. Направления и пути эволюции...........................456
6.3. Гипотезы возникновения жизни на Земле..............460
6.4. Развитие органического мира и морфологические закономерности эволюционного процесса............463
6.5. Доказательства эволюции органического мира.....468
6.6. Происхождение и эволюция человека....................474
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом
к разделу 6........................................................................481
Раздел 7. ЭКОСИСТЕМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗАКОНОМЕРНОСТИ.................................................485
7.1. Экологические факторы..........................................488
7.2. Популяции. Структура и динамика численности ....499
7.3. Экосистемы и цепи питания. Экологические пирамиды.................................................................504
7.4. Саморазвитие и смена экосистем. Агроэкосистемы.......................................................512
7.5. Круговорот веществ и превращения энергии
в экосистемах...........................................................514
7.6. Биосфера — глобальная экосистема. Учение
В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере.............518
7.7. Глобальные изменения в биосфере.
Охрана растительного и животного мира...............523
Типовые задания ЕГЭ с развернутым ответом
к разделу 7........................................................................530
Литература......................................................................534
Репетитор по биологии предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к успешной сдаче вступительного экзамена по биологии в форме ЕГЭ и ГИА в медицинские колледжи, училища, вузы. Материал составлен в соответствии с программой по биологии и требованиями к проведению вступительного экзамена.
В соответствии с содержанием образовательного стандарта в экзаменационной работе по биологии преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются теоретические и общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную, законы наследственности и изменчивости, экологические закономерности развития биосферы. Кроме того, этот раздел превалирует по объему содержания в школьном курсе биологии. В связи с тем что репетитор предназначен для поступающих в медицинские учебные заведения, достаточно подробно и полно представлен раздел «Человек и его здоровье», приведен материал, связанный с медициной.
Как пользоваться учебным пособием. Структура учебного пособия соответствует по содержанию программе вступительного экзамена. Для качественной подготовки по биологии учебный материал следует осваивать поэтапно, двигаясь от раздела к разделу. После прочтения текста каждой главы очень важно самостоятельно выделить основные мысли, понятия, внимательно рассмотреть иллюстрации, схемы, таблицы. Весьма полезным для запоминания пройденного материала будет составление плана-конспекта, словаря терминов, заполнение сравнительных таблиц, воспроизведение рисунков с обозначениями по каждой теме. Таблицы,
схемы, рисунки нужно уметь анализировать и комментировать, т. е. устно излагать, сопоставлять изученный материал. Для проверки полученных знаний по основным биологическим терминам, понятиям, теориям, закономерностям, процессам и явлениям следует самостоятельно выполнить задания, приведенные в конце каждого тематического раздела книги. После чего провести «работу над ошибками», вновь вернуться к слабо изученным темам и повторить материал.
Другими формами самостоятельной работы учащихся являются написание рефератов, подготовка докладов, презентаций. Большую помощь в этом окажет данный репетитор, а также дополнительная литература, указанная в конце книги.
Систематически изложенный простым, доступным языком материал, иллюстрированный многочисленными рисунками, схемами и сравнительными таблицами, позволит закрепить и углубить знания школьного курса биологии, научиться анализировать, сравнивать, логически размышлять и самостоятельно подготовиться к успешной сдаче экзамена.
Желаем вам удачи!
Предыдущие статьи:
- ГИА 2012. Биология. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.И. Лернер - 09/07/2012
- ГИА 2012. Биология : Экзамен в новой форме : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - 09/07/2012
- ГИА 2012. Биология : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. В.С. Рохлова - 09/07/2012
Следующие статьи:
- ГИА 2012. Биология. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.И. Лернер - 09/07/2012
- ГИА 2012. Биология : Экзамен в новой форме : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - 09/07/2012
- ГИА 2012. Биология : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. В.С. Рохлова - 09/07/2012