Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ОГЭ по биологии, ГИА 9

ГИА 2011. Биология. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011 / ФИПИ / А.В. Теремов, B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов

ГИА 2011. Биология

Пособие, содержащее разработанные специалистами ФИПИ материалы для итоговой аттестации учащихся в 9 классе, поможет лучше подготовиться к экзамену в новой форме, а также проверить свои знания и умения по предмету. Учитель получит возможность сделать познавательную деятельность на уроке более разнообразной, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям. Родители школьников, познакомившись с данным изданием, смогут составить представление о новой модели экзамена за курс основной школы.
Авторы-составители: А.В. Теремов, B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов.



 

О новой форме государственной (итоговой) аттестации
по биологии в 9 классе.................................................................3
Результаты экзамена но биологии в 2010 учебном году
и методические рекомендации учащимся
по подготовке к итоговой аттестации
в наступающем году.....................................................................10
Тренировочные задания по основным разделам курса
биологии за основную школу .....................................................15
Задания с выбором одного верного ответа ..................................15
Задания с выбором нескольких верных ответов..........................71
Задания на установление соответствия объектов,
процессов, явлений природы ...................................................75
Задания на установление правильной последовательности
биологических процессов и явлений.......................................79
Задания на включение в текст пропущенных терминов из
предложенного перечня ...........................................................82
Задания со свободным ответом .....................................................87
Задания на работу с текстом, требующие соотнесения
сведений из текста сознаниями, полученными
при изучении курса....................................................................88
Ответы к заданиям........................................................................101
Задания с выбором одного верного ответа ..................................101
Задания с выбором нескольких верных ответов..........................104
Задания на установление соответствия объектов, процессов,
явлений природы ......................................................................105
Задания на установление правильной последовательности
биологических процессов и явлений.......................................105
Задания на включение в текст пропущенных терминов
из предложенного перечня.......................................................105
Задания со свободным ответом......................................................105
Задания на работу с текстом, требующие соотнесения
сведений из текста со знаниями, полученными
при изучении курса....................................................................111
Тренировочные варианты экзаменационной работы...........132
Вариант № 1  .............................................................................133
Вариант № 2 .............................................................................147

В 2010 году в школах РФ продолжается эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации по биологии в новой форме за основную школу.
Перед государственной итоговой аттестацией по биологии поставлены следующие задачи:
-  получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников 9-х классов основной школы;
- оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации;
-   определить направления совершенствования учебно-методического обеспечения курса биологии и педагогического процесса по предмету, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.
Проводимый эксперимент предусматривает использование современных тестовых технологий, являющихся одним из приоритетных направлений модернизации российского образования.
Содержание контрольных измерительных материалов определяется целями обучения биологии, составлено в рамках стандарта биологического образования за основную школу (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования - приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и не зависит от авторских программ, рекомендованных к использованию в учебно-педагогическом процессе.
Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение основных знаний и умений и соответствуют структуре курса биологии, его сложившимся разделам (табл. 1).
Таблица I
Распределение разделов курса биологии в основной школе
Класс    Традиционное распределение разделов    Нетрадиционное распределение разделов
6    Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники    Живой организм
7    Животные    Многообразие живых организмов
8    Человек и его здоровье    Человек и его здоровье
9    Общине закономерности живого. Введение в общую биологию    Биология. Общие закономерности. Общая биология
Все названия разделов приводятся в соответствии с рекомендованными авторскими программами по биологии за основную школу.
Задания контрольных измерительных материалов позволяют проверить следующие умения и виды деятельности:
1)  объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
2)  называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, популяций, экосистем;
3)  выявлять изменчивость организмов, их приспособленность к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
4)  определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
5)   устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;
6) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных
систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;
7)  применять биологические знания в повседневной жизни и практической деятельности;
8)  анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на собственное здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.
Следует отметить, что в предложенных экзаменационных работах большое внимание уделяется контролю предметных и надпредметных комиетентностей аттестуемых:
- здоровьесберегающей (сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, соблюдение правил здорового образа жизни, личная и общественная гигиена и др.);
- природоохранной (соблюдение норм поведения в природе, обеспечение последствий влияния деятельности человека на окружающую среду, сохранение растений, животных, экосистем и др.);
-  информационной (умение работать с текстом, изображениями, схемами, таблицами, проводить анализ имеющейся информации, составлять прогнозы и проводить обобщения).
Контрольно-измерительные материалы охватывают содержание всех разделов курса биологии за основную школу и были объединены в 5 содержательных блоков:
-  первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент);
- второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведении животных;
-  третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции;
-  четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (опора и движение, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, нервная, эндокринная, половая и др.); о внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни;
-  пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, популяциях, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней. Биология как наука; включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Предлагаемые контрольно-измерительные материалы (КИМ) 2010 г., как и 2009 г., содержат 32 задания и состоят из трех частей.
Часть 1 содержит 25 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 21 - базового и 4 - повышенного уровня сложности.
Часть 2 включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 - с выбором трех верных ответов из
шести; 1 - на соответствие; 1 - на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 - на конструирование биологического текста.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом, из них 1 - на применение биологических знаний на практике; 2 -задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; первых два задания повышенного, а последнее высокого уровня сложности.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом - приводится в табл. 2.
Таблица 2
Распределение заданий по частям работы
№    Части работы    Число заданий    Максимальный первичный балл    Тип заданий
1    Часть 1    25    25    Задания с выбором ответа
2    Часть 2    4    8    Задания с кратким ответом
3    Часть 3    3    8    Задания с развернутым ответом
    Итого    32    41   
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умейия в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологиче-
ские объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественнонаучного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 60% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного - 31%, высокого - 9%.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150 минут). Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.
За верное выполнение каждого задания А1-А25 выставляется по 1 баллу. В другом случае 0 баллов.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1-В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и О баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл. Для задания ВЗ выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Для задания В4 выставляется 1 балл, если на одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Задания С1-СЗ оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 41.
Структура экзаменационной работы осталась неизменной по частям и содержательным блокам. Однако в 2010 г. были внесены следующие коррективы:
1.  Увеличено число рисованных заданий, что расширило проверяемое содержание всех разделов школьного курса биологии за основное общее образование.
2.  В задание А25 части 1 (А) введен вопрос, проверяющий умение школьника работать с графическим представлением информации.
3.  В часть 2 (В) включен новый тип задания (В4), проверяющий умение школьника конструировать связанный текст из предложенного перечня предложений.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ОГЭ, ГИА-9 Материалы к ОГЭ, 9 класс Биология ГИА 2011. Биология. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011 / ФИПИ / А.В. Теремов, B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов