Подготовка к ОГЭ по биологии, ГИА 9
ГИА 2011. Биология. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011 / ФИПИ / А.В. Теремов, B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов
- Подробности
- Категория: ГИА 2018 биология
Пособие, содержащее разработанные специалистами ФИПИ материалы для итоговой аттестации учащихся в 9 классе, поможет лучше подготовиться к экзамену в новой форме, а также проверить свои знания и умения по предмету. Учитель получит возможность сделать познавательную деятельность на уроке более разнообразной, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям. Родители школьников, познакомившись с данным изданием, смогут составить представление о новой модели экзамена за курс основной школы.
Авторы-составители: А.В. Теремов, B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов.
по биологии в 9 классе.................................................................3
Результаты экзамена но биологии в 2010 учебном году
и методические рекомендации учащимся
по подготовке к итоговой аттестации
в наступающем году.....................................................................10
Тренировочные задания по основным разделам курса
биологии за основную школу .....................................................15
Задания с выбором одного верного ответа ..................................15
Задания с выбором нескольких верных ответов..........................71
Задания на установление соответствия объектов,
процессов, явлений природы ...................................................75
Задания на установление правильной последовательности
биологических процессов и явлений.......................................79
Задания на включение в текст пропущенных терминов из
предложенного перечня ...........................................................82
Задания со свободным ответом .....................................................87
Задания на работу с текстом, требующие соотнесения
сведений из текста сознаниями, полученными
при изучении курса....................................................................88
Ответы к заданиям........................................................................101
Задания с выбором одного верного ответа ..................................101
Задания с выбором нескольких верных ответов..........................104
Задания на установление соответствия объектов, процессов,
явлений природы ......................................................................105
Задания на установление правильной последовательности
биологических процессов и явлений.......................................105
Задания на включение в текст пропущенных терминов
из предложенного перечня.......................................................105
Задания со свободным ответом......................................................105
Задания на работу с текстом, требующие соотнесения
сведений из текста со знаниями, полученными
при изучении курса....................................................................111
Тренировочные варианты экзаменационной работы...........132
Вариант № 1 .............................................................................133
Вариант № 2 .............................................................................147
Перед государственной итоговой аттестацией по биологии поставлены следующие задачи:
- получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников 9-х классов основной школы;
- оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью итоговой аттестации;
- определить направления совершенствования учебно-методического обеспечения курса биологии и педагогического процесса по предмету, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.
Проводимый эксперимент предусматривает использование современных тестовых технологий, являющихся одним из приоритетных направлений модернизации российского образования.
Содержание контрольных измерительных материалов определяется целями обучения биологии, составлено в рамках стандарта биологического образования за основную школу (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования - приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и не зависит от авторских программ, рекомендованных к использованию в учебно-педагогическом процессе.
Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение основных знаний и умений и соответствуют структуре курса биологии, его сложившимся разделам (табл. 1).
Таблица I
Распределение разделов курса биологии в основной школе
Класс Традиционное распределение разделов Нетрадиционное распределение разделов
6 Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники Живой организм
7 Животные Многообразие живых организмов
8 Человек и его здоровье Человек и его здоровье
9 Общине закономерности живого. Введение в общую биологию Биология. Общие закономерности. Общая биология
Все названия разделов приводятся в соответствии с рекомендованными авторскими программами по биологии за основную школу.
Задания контрольных измерительных материалов позволяют проверить следующие умения и виды деятельности:
1) объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
2) называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, популяций, экосистем;
3) выявлять изменчивость организмов, их приспособленность к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
4) определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
5) устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;
6) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных
систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;
7) применять биологические знания в повседневной жизни и практической деятельности;
8) анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на собственное здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.
Следует отметить, что в предложенных экзаменационных работах большое внимание уделяется контролю предметных и надпредметных комиетентностей аттестуемых:
- здоровьесберегающей (сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих, соблюдение правил здорового образа жизни, личная и общественная гигиена и др.);
- природоохранной (соблюдение норм поведения в природе, обеспечение последствий влияния деятельности человека на окружающую среду, сохранение растений, животных, экосистем и др.);
- информационной (умение работать с текстом, изображениями, схемами, таблицами, проводить анализ имеющейся информации, составлять прогнозы и проводить обобщения).
Контрольно-измерительные материалы охватывают содержание всех разделов курса биологии за основную школу и были объединены в 5 содержательных блоков:
- первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент);
- второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведении животных;
- третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции;
- четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (опора и движение, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, нервная, эндокринная, половая и др.); о внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни;
- пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, популяциях, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней. Биология как наука; включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Предлагаемые контрольно-измерительные материалы (КИМ) 2010 г., как и 2009 г., содержат 32 задания и состоят из трех частей.
Часть 1 содержит 25 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 21 - базового и 4 - повышенного уровня сложности.
Часть 2 включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 - с выбором трех верных ответов из
шести; 1 - на соответствие; 1 - на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 - на конструирование биологического текста.
Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом, из них 1 - на применение биологических знаний на практике; 2 -задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; первых два задания повышенного, а последнее высокого уровня сложности.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом - приводится в табл. 2.
Таблица 2
Распределение заданий по частям работы
№ Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий
1 Часть 1 25 25 Задания с выбором ответа
2 Часть 2 4 8 Задания с кратким ответом
3 Часть 3 3 8 Задания с развернутым ответом
Итого 32 41
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умейия в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологиче-
ские объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественнонаучного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 60% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного - 31%, высокого - 9%.
На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150 минут). Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по биологии не используются.
За верное выполнение каждого задания А1-А25 выставляется по 1 баллу. В другом случае 0 баллов.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1-В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и О баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл. Для задания ВЗ выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Для задания В4 выставляется 1 балл, если на одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Задания С1-СЗ оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 41.
Структура экзаменационной работы осталась неизменной по частям и содержательным блокам. Однако в 2010 г. были внесены следующие коррективы:
1. Увеличено число рисованных заданий, что расширило проверяемое содержание всех разделов школьного курса биологии за основное общее образование.
2. В задание А25 части 1 (А) введен вопрос, проверяющий умение школьника работать с графическим представлением информации.
3. В часть 2 (В) включен новый тип задания (В4), проверяющий умение школьника конструировать связанный текст из предложенного перечня предложений.
Предыдущие статьи:
- ГИА 2012. Биология. 9-й класс. Учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко - 09/07/2011
- ГИА 2009 : Биология : 9-й кл. : Экзамен в новой форме : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. B.C. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер - 09/07/2009
Следующие статьи:
- ГИА 2012. Биология. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.И. Лернер - 09/07/2012
- ГИА 2012. Биология : Экзамен в новой форме : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. B.C. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - 09/07/2012
- ГИА 2012. Биология. 9-й класс. Учебно-методическое пособие / А. А. Кириленко, С. И. Колесников, Е. В. Даденко - 09/07/2011