Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ, профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ, база

Видео уроки ЕГЭ Видео уроки ЕГЭ по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ОГЭ по биологии, ГИА 9

ГИА 2009 : Биология : 9-й кл. : Экзамен в новой форме : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. B.C. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер

ГИА 2009. Биология

Авторы-составители:
B.C. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер

 

 

 



 



Предисловие. А.Г. ЕРШОВ.........................        4
Особенности новой версии контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации
выпускников IX классов по биологии в 2009 году........        5
Инструкция для участника экзамена по заполнению бланков
ответов при выполнении экзаменационной работы
государственной (итоговой) аттестации выпускников
IX классов общеобразовательных учреждений
в новой форме..................................      10
Образцы экзаменационных бланков...................      15
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Инструкция по выполнению работы................               17
Вариант 1......................................      18
Часть 1.....................................      18
Часть 2.....................................      22
Часть 3.....................................      24
Бланки ответов................................      27
Вариант 2......................................      29
Часть 1.......................................    29
Часть 2.....................................      33
Часть 3.....................................      35
Бланки ответов...............................      38
Вариант 3.....................................      40
Часть 1.....................................      40
Часть 2.....................................      44
Часть 3.................................. . .      46
Бланки ответов...............................      49
Вариант 4.....................................      51
Часть 1.....................................      51
Часть 2.....................................      55
Часть 3.....................................      57
Бланки ответов...............................      60
Вариант 5.....................................      62
Часть 1.....................................      62
Часть 2.....................................      66
Часть 3.....................................      68
Бланки ответов...............................      71
Ответы  ......................................      73

С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Несмотря на то, что экзамен в новой форме пока проводится в режиме эксперимента, число регионов, реализующих эту форму итогового контроля, неуклонно растёт.
Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности. Увеличение числа таких форм — положительная тенденция современной системы общего образования, и экзамен в 9 классе в новой форме, безусловно, займёт достойное место наряду с традиционными письменными экзаменами по русскому языку и алгебре, устными экзаменами по билетам, защитой реферата или проектной работы и другими.
Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.
Задания для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 класса используется и творчески перерабатывается огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию экзаменационных материалов способствуют и проводимые в ФИПИ научные исследования в .области педагогических измерений.
Предлагаемый сборник включает тренировочные варианты контрольных измерительных материалов (КИМ), позволяющие подготовиться к государственной итоговой аттестации в новой форме. В сборник также включены ответы к заданиям и критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом.
Пособие адресовано широкому кругу участников образовательного процесса: учащимся и их родителям, учителям школ, преподавателям учебных заведений начального и среднего профессионального образования, структур довузовской подготовки, специалистам региональных центров развития образования.
Желаем успеха!
Директор Федерального института педагогических измерений
А. Г. ЕРШОВ.

Особенности новой версии контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников IX классов по биологии в 2009 году

Основными задачами модернизации российского образования до 2010 года (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.) являются повышения его доступности, качества и эффективности. Это предполагает в первую очередь значительное обновление содержания всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития общества.
Условиями решения поставленных задач послужило введение Государственного стандарта основного общего образования и постоянное совершенствование внешнего контроля качества подготовки выпускников основной школы.
С этой целью с 2006—2007 учебного года в РФ начался эксперимент по внедрению независимой системы оценки качества образования в рамках государственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по новой форме.
Содержание и процедура проведения эксперимента определяются на основе следующих нормативных документов:
1)  Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»);
2)  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
3)  Письмо Рособнадзора России от 28.09.2007 № 01-411/08-01 «Об участии в апробации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях построения ОСОКО в 2008 году»;
4)  Письмо Рособнадзора России от 3.05.2006 № 01-235/07-01 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования»;
5)  Письмо Минобрнауки РФ от 05.03.2005 №03-250 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения».
Предлагаемые к итоговой аттестации контрольные измерительные материалы направлены по проверку усвоения основных знаний и умений соответствуют структуре курса биологии за основную школу, содержат следующие разделы:
—  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», или «Живой организм» (6 кл.);
— «Животные», или «Многообразие живых организмов» (7 кл.);
—  «Человек и его здоровье», или «Человек» (8 кл.);
—  «Общие закономерности живого», или «Биология. Общие закономерности», или «Общая биология», или «Основы общей биологии», или «Введение в общую биологию и экологию» (9 кл.).
Все названия разделов приводятся в соответствии с рекомендованными и допущенными авторскими программами по биологии за основную школу.
Особенностью содержания предложенных измерительных материалов является преобладания в них заданий направленных на проверку знаний и умений по разделу «Человек и его здоровье» поскольку именно в этом разделе интегрируются и обобщаются важнейшие цели изучения биологии на ступени основного общего образования: овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; проведения наблюдения за состоянием собственного организма, а также использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, где важнейшим является забота о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; профилактики заболеваний, травматизма, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Контрольные" измерительные материалы предусматривают проверку следующих умений и видов деятельности учащихся:
—  объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
—  называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем;
—  выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
—  определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
—  устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;
—  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;
—  применять биологические знания в практической деятельности;
—  анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.
Содержание измерительных материалов включает 5 содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе; строении и жизнедеятельности органов и систем органов: опора и движение, кровеносная, лимфатическая,
дыхания, выделения, пищеварения, нервная, эндокринная, половая и др.; внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, популяциях, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
В предлагаемые измерительные материалы по каждому блоку включены задания разного уровня сложности (базового, повышенного и высокого уровня), которые позволяют получить наиболее объективные данные о биологической подготовке учащихся.
Контрольные измерительные материалы предусматривают проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические, теоретические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественно-научного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.
Содержание всех тестовых заданий независимо от их уровня соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования.
Предлагаемые в пособии варианты состоят из трех частей и включают следующие виды тестовых заданий: с выбором одного верного ответа из четырех; с выбором трех верных ответов из шести; на соответствие; на определение последовательности биологических процессов, явлений и объектов; на включение, из предложенного перечня, пропущенных в тексте слов; с развернутым ответом.
Часть 1 (А) включает задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 (В) включает задания с кратким ответом. Эти задания считаются выполненными, если ответ, представляющий собой последовательность букв или цифр, записан в соответствии с инструкцией к заданию. Задания этой части проверяют знание  существенных признаков и проявлений биологических объектов и процессов и умение их классифицировать; понимание сущности биологических процессов; умение применять биологические знания при работе с источником информации.
Часть 3 (С) включает задания с развернутым ответом. Одно из них проверяет знание сущности биологических явлений и процессов и умение находить и исправлять биологические ошибки. Другое — понимание важнейших правил гигиены и умение их объяснить с использованием знаний физиологии и анатомии человека. Блок заданий предполагает анализ фрагмента учебного текста биологического содержания.
Ответы на задания приводятся в конце пособия.
При подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА—9) по биологии следует использовать учебники для основной школы, допущенные или рекомендованные Министерством образования и науки РФ начиная с 2005 г.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ОГЭ, ГИА-9 Материалы к ОГЭ, 9 класс Биология ГИА 2009 : Биология : 9-й кл. : Экзамен в новой форме : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. B.C. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер