Демоверсии ГИА по литературе
Демоверсия ГИА 2011 по литературе
- Подробности
- Категория: Демоверсии ГИА по литературе
Демоверсия, спецификация и кодификатор ГИА 2011 по литературе
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2011 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2011 году.
Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2011 года, приведён в кодификаторе, размещённом на сайте www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе.
В первой части работы предполагается анализ художественного произведения. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов: или анализ фрагмента эпического (драматического, лиро-эпического) произведения, или анализ лирического стихотворения (или басни). Будьте внимательны: экзаменационная работа не предусматривает выполнение обоих вариантов.
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните 4 задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя первые три задания (1.1.1-1.1.3 или 1.2.1-1.2.3), постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объём - 3-5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик. Четвёртое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений).
Вторая часть работы состоит из пяти заданий (2.1-2.5), сформулированных в виде вопросов. Вы выбираете ОДНО из предложенных вам заданий и пишете в жанре сочинения развёрнутый ответ (в объёме не менее 200 слов), аргументируя свои рассуждения, ссылаясь на текст художественного произведения. При выполнении обеих частей экзаменационной работы разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) -90 минут, на выполнение второй части (сочинение) - 150 минут.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1. Назначение экзаменационной работы
Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы
Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для выпускников IX классов определялись в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля.
Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней отсутствуют задания с выбором ответа: эксперимент по введению ЕГЭ убедительно показал, что данный тип заданий не соответствует специфике предмета. Однако в КИМ для выпускников 9 класса не включены и задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным напрямую формулировать вопросы, выявляющие знание школьниками литературных фактов и уровень владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов (среди критериев оценивания работ учащихся есть такой пункт: «при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия»).
Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов образовательных учреждений разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы
дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе, дает информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по предмету, позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.
Экзаменационная работа построена с учётом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов первой части, а также одного из пяти заданий второй части.
Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учётом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания литературы.
4. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ
Экзаменационная модель для IX класса в принципиальных позициях преемственна по отношению к экзаменационной модели ЕГЭ.
Экзаменационная работа для IX класса базируется, аналогично КИМ ЕГЭ, на заданиях стандартизированной формы: в документах, определяющих разработку экзаменационных материалов, указано проверяемое содержание, установлены характеристики вариантов экзаменационной работы и входящих в них заданий, описана система оценивания экзаменационной работы.
Выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от выпускника IX класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т. п. Уровень подготовки выпускника по литературе на обоих экзаменах выявляется, прежде всего, путём проверки умения экзаменуемого создавать связные монологические высказывания на литературную тему.
Центральное место в экзаменационной работе для IX класса, как и в ЕГЭ, занимает художественный текст. Фрагмент (или полный текст) литературного произведения включён в часть 1 экзаменационной работы и обеспечен системой заданий, требующих написания развёрнутых ответов ограниченного объёма (в ЕГЭ аналогичные задания представлены в частях 1 и 2. В части 2 обращение к художественному тексту актуализировано в связи с задачей написания сочинения на литературную тему (в ЕГЭ такая задача ставится в части 3, но, в отличие от экзамена в IX классе, экзаменуемым не предоставляется возможность пользоваться полными текстами художественных произведений).
...........................