Демоверсии ГИА по литературе
Демоверсия ГИА 2014 по литературе, от ФИПИ
- Подробности
- Категория: Демоверсии ГИА по литературе
Официальная демоверсия ГИА 2014 по литературе, утверждено 31.10.13 г.
Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2014 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2014 г.
Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2014 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по литературе. Кодификатор размещён на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. В демонстрационном варианте приведены также критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе.
Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй - на анализ лирического стихотворения (или басни).
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3-5 предложений с опорой на текст.
Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений).
Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Часть 2 содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).
Выполняя задания, Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Все ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы, учреждения среднего профессионального образования.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ по литературе для выпускников IX классов определялись в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом, спецификой предмета, оправдавшими себя традиционными и новыми формами итогового контроля.
Экзаменационная модель по литературе отличается по ряду принципиальных позиций от экзаменационных моделей по другим предметам. В ней отсутствуют задания с выбором ответа: эксперимент по введению ЕГЭ убедительно показал, что данный тип заданий не соответствует специфике предмета. Однако в КИМ для выпускников IX классов не включены и задания с кратким ответом, хотя этот тип заданий активно используется в ЕГЭ по литературе. На данном этапе обучения не представляется целесообразным формулировать специальные вопросы для проверки знания школьниками литературных фактов и уровня владения ими литературоведческой терминологией. Экзаменуемый опосредованно использует этот пласт содержания учебного предмета при написании развернутых ответов (в системе оценивания сочинения есть критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»).
Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов образовательных учреждений разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением литературы. Структура экзаменационной работы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе: выявляет степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе; дает информацию о повышенном уровне подготовки девятиклассника по литературе; позволяет сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.
Экзаменационная работа построена с учетом принципа вариативности: экзаменуемым предоставляется право выбора одного из двух вариантов части 1, а также одного из четырех заданий части 2.
Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом создавалась с учетом требований теории и практики педагогических измерений и традиций преподавания литературы.
4. Связь экзаменационной модели ГИА выпускников IX классов с КИМ ЕГЭ
Экзаменационная модель для IX класса в принципиальных позициях преемственна по отношению к экзаменационной модели ЕГЭ.
Экзаменационная работа для IX класса базируется, аналогично КИМ ЕГЭ, на заданиях стандартизированной формы: в документах, определяющих разработку экзаменационных материалов, указано проверяемое содержание, установлены характеристики вариантов экзаменационной работы и входящих в них заданий, описана система оценивания экзаменационной работы.
Выполнение экзаменационной работы по литературе потребует от выпускника IX класса активизации тех же видов деятельности, что и при сдаче ЕГЭ: анализа и интерпретации художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на вопрос и т.п. Уровень подготовки выпускника по литературе на обоих экзаменах выявляется, прежде всего, путем проверки умения экзаменуемого создавать связные высказывания на литературную тему.
Центральное место в КИМ для IX класса, как и в ЕГЭ, занимает работа с художественным текстом. Фрагмент (или полный текст) литературного произведения включен в часть 1 экзаменационной работы и обеспечен системой заданий, требующих написания развернутых ответов ограниченного объема (в ЕГЭ аналогичные задания представлены в частях 1 и 2). В части 2 обращение к художественному тексту актуализировано в связи с задачей написания сочинения на литературную тему (в ЕГЭ такая задача ставится в части 3, но, в отличие от экзамена в IX классе, экзаменуемым не предоставляется возможность пользоваться полными текстами художественных произведений).
Едиными для обоих экзаменов являются также следующие требования: время выполнения работы, минимальный объем сочинения, установка на обращение к различным родам литературы в пределах одной экзаменационной работы. Несмотря на то что оба экзамена предусматривают одинаковое количество времени на выполнение всей работы, экзаменационная работа для IX класса значительно меньше по количеству и объему заданий (учитываются возрастные особенности учащихся, которым необходимо больше времени для выполнения заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ).
Для проверки и оценки экзаменационной работы IX класса разработаны критерии, максимально приближенные к критериям ЕГЭ. Они отражают специфику заданий разного типа, требующих написания развернутого ответа.
Таким образом, экзамены отражают специфику предмета с учетом особенностей двух разных ступеней школьного образования, они близки по задачам и во многом совпадают по форме, однако при этом не происходит дублирования экзаменационных моделей.
Помимо уже отмеченных различий следует обратить внимание на отсутствие в экзаменационной работе IX класса заданий с кратким ответом (В), которые активно используются в КИМ ЕГЭ. В цели экзамена по литературе для IX класса не входит прямая проверка терминологической грамотности выпускника (она выявляется при анализе развернутых ответов благодаря применению специального критерия).
Различаются в двух экзаменационных моделях и так называемые контекстные задания. Если в КИМ ЕГЭ экзаменуемые должны сами включить произведение в литературный контекст, то на экзамене в IX классе произведения для сопоставления (или их фрагменты) даны в КИМ.
В экзаменационной работе IX класса по сравнению с КИМ ЕГЭ в большей степени реализован принцип вариативности, что соответствует возрастным особенностям девятиклассников. Так, выпускники IX классов могут выбрать один из вариантов части 1, а также имеют более богатый выбор тем сочинений в части 2 (в КИМ ЕГЭ предлагается выбор одного из трех заданий, а в экзаменационной работе для IX класса - одного из четырех).
В КИМ ЕГЭ задания части 3 не формулируются по тем произведениям, которые были включены в другие части экзаменационной работы, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В экзаменационной модели IX класса первые две темы сочинений в части 2 связаны с произведениями, данными в части 1. Это придает большую цельность экзаменационной работе и облегчает экзаменуемым написание сочинения (при желании выпускник может выбрать темы, опирающиеся на другой литературный материал).
Также свои особенности по сравнению с ЕГЭ имеют критерии проверки и оценивания выполнения разных типов заданий, требующих написания развернутого ответа. Главный критерий оценивания заданий части 1 (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2), требующих написания развернутого ответа объемом 3-5 предложений, имеет то же название, что и в ЕГЭ для аналогичных заданий (С1 и СЗ): «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов», но для ГИА-9 максимальный балл по данному критерию -2 балла, а для ЕГЭ - 3 балла. Сопоставительные задания в ГИА-9 и ЕГЭ имеют принципиальные различия, что отражено в критериях их оценивания: сопоставительные задания в ГИА-9 1.1.3 и 1.2.3 оцениваются по трем критериям, а контекстные задания в ЕГЭ оцениваются по двум критериям (включая критерий «Следование нормам речи»).
.............................
Мадина