Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор по русскому языку : экспресс-подготовка к ЕГЭ / И.Ю. Заярная

ЕГЭ 2012. Русский язык

Данное пособие адресовано тем учащимся 10-11 классов и абитуриентам, которые хотят не просто сдать ЕГЭ по русскому языку, но и получить на экзамене высокие баллы, позволяющие поступить в престижные вузы страны.
Выгодно отличает книгу от аналогичных изданий то, что учащийся, выполнив диагностический тест, может самостоятельно определить свой уровень знаний и выработать правильную индивидуальную стратегию подготовки к экзамену.

Также особое внимание обращается на выполнение заданий повышенного и высокого уровня сложности, которые приносят выпускнику самое большое количество баллов на экзамене, в «Ответах» приводятся образцы сочинений-размышлений к заданию С1.
Важным является и тот факт, что в каждом разделе, в соответствии с требованиями и спецификой экзаменационной работы по русскому языку, представлены
•  типология заданий ЕГЭ;
•  теория в логических схемах и таблицах;
•  разбор типичных ошибок;
•  алгоритмы решения тестовых заданий;
•  тренировочное и контрольное тестирование в формате ЕГЭ. Практическая часть пособия включает десять полных вариантов
экзаменационной работы, полностью соответствующих требованиям сертификации Министерства образования и науки РФ, с ключами ответов на все виды заданий.
Приводимые в методическом пособии КИМы проходили апробацию в течение трех последних лет в выпускных классах общеобразовательных учреждений г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Использование нового методического подхода поможет выпускникам систематизировать, обобщить и дополнить полученные знания по предмету, а также успешно сдать ЕГЭ по русскому языку.
Компактность, емкость, доступность теоретического материала, объяснительный характер изложения позволяют рекомендовать данное пособие выпускникам и абитуриентам, учителям-филологам, репетиторам и родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзамена.

Предисловие...........................................................................3
Введение.................................................................................5
Диагностика уровня знаний по русскому языку...................12
1. Диагностический вариант тестирования..........................13
2.  Разбор ответов диагностического варианта.....................21
3. Определение стратегии для подготовки к экзамену........39
Глава I. Словообразование..................................................41
1. Типология заданий по словообразованию.......................41
2. Словобразовательный анализ...........................................41
2.1. Способы словообразования.......................................43
2.2.  Порядок словообразовательного анализа.................46
2.3. Трудные случаи словообразовательного анализа.....46
2.4. Тренировочные упражнения......................................48
Тестовые задания.......................................................49
Глава 2 Лексика. Фразеология............................................56
1. Типология заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии........56
2. Лексика..............................................................................56
2.1. Порядок лексического анализа слова.......................56
2.2. Лексическое и грамматическое значение слова.......57
2.3. Прямое и переносное значение слова......................58
2.4.  Понятие многозначности..........................................58
Тестовые задания.......................................................59
2.5. Синонимы. Антонимы..............................................61
Тестовые задания.......................................................64
2.6. Омонимы. Паронимы................................................66
Тренировочные упражнения.....................................68
Тестовые задания.......................................................70
3.  Фразеология.......................................................................72
Тренировочные упражнения.....................................74
Тестовые задания.......................................................75
Глава 3. Грамматика. Морфология......................................78
1. Типология заданий по морфологии..................................78
2.  Самостоятельные части речи............................................79
2.1. Имя существительное................................................79
Тестовые задания.......................................................81
2.2.  Имя прилагательное...................................................83
Тестовые задания.......................................................84
2.3.  Имя числительное......................................................86
Тестирование..............................................................87
2.4.  Местоимение..............................................................89
Трудные случаи определения разряда
местоимения..............................................................91
Тестовые задания.......................................................91
2.5.  Глагол..........................................................................93
Тестовые задания.......................................................99
2.6.  Наречие.....................................................................100
3. Служебные части речи....................................................101
3.1.  Предлоги...................................................................102
Тестовые задания.....................................................ЮЗ
3.2. Союзы......................................................................105
3.3. Частицы....................................................................107
Тестовые задания.....................................................108
4.  Морфологические омонимы...........................................110
Типичные ошибки при морфологическом
анализе слова............................................................112
Тестовые задания.....................................................114
Глава 4. Грамматика. Синтаксис........................................117
1. Типология заданий ЕГЭ по синтаксису.........................117
2.  Словосочетание...............................................................118
2.1. Виды подчинительной синтаксической связи
в словосочетании.....................................................119
Тестовые задания.....................................................122
3.  Предложение....................................................................124
3.1.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое
как главные члены предложения............................126
Тестовые задания.....................................................129
3.2. Двусоставные и односоставные предложения........131
Тренировочные упражнения...................................136
Тестовые задания.....................................................137
4. Осложненное простое предложение...............................140
4.1. Однородные члены предложения...........................141
4.2. Обособленные второстепенные члены предложения.............................................................143
4.3. Слова, грамматически не связанные
с членами предложения...........................................144
Тестовые задания.....................................................145
5. Сложное предложение....................................................149
5.1. Сложносочиненное предложение...........................150
Тренировочные упражнения...................................151
5.2. Сложноподчиненное предложение.........................153
Тренировочные упражнения...................................156
Тестовые задания.....................................................157
5.3.  Бессоюзное сложное предложение.........................160
Тренировочные упражнения...................................161
5.4. Сложноподчиненное предложение
с несколькими придаточными................................162
5.5. Сложное предложение с разными видами
союзной и бессоюзной связи..................................164
Тестовые задания.....................................................166
Глава 5. Орфография........................................................171
1. Типология заданий ЕГЭ по орфографии.......................171
2.  Правописание безударных гласных в корне слова........17!
Тестовые задания.....................................................174
3.  Правописание приставок................................................176
3.1. Неизменяемые приставки, приставки
на С-/3-, приставки ПРЕ- и ПРИ-.........................176
3.2.  Правописание разделительных Ъ и Ь.....................177
3.3. Правописание гласных И — Ы после приставок.....177
Тестовые задания.....................................................178
4. Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий..................................................180
Тестовые задания.....................................................183
5.  Правописание суффиксов глаголов
и прилагательных............................................................184
Тестовые задания.....................................................185
6. Н и НН в суффиксах разных частей речи......................187
Правописание прилагательных в полной форме..........187
Тестовые задания.....................................................190
7.  Правописание частиц НЕ и НИ с разными
частями речи...................................................................192
Тестовые задания.....................................................195
Правописание служебных слов...............................197
Тестовые задания.....................................................199
Глава 6. Пунктуация..........................................................202
1. Типология заданий по пунктуации.................................202
2. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом и................................................203
Тестовые задания.....................................................205
3. Знаки препинания в предложениях
с обособленными второстепенными членами..............208
3.1. Знаки препинания при причастном обороте.........209
3.2.  Знаки препинания при деепричастном обороте ....210 Тестовые задания....................................................213
3.3. Знаки препинания при обособленном
приложении..............................................................214
Тестовые задания.....................................................215
4. Знаки препинания при однородных членах предложения..................................................................217
Тестовые задания.....................................................219
5.  Знаки препинания при вводных словах
и конструкциях...............................................................221
Тестовые задания.....................................................223
6.  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...................................................................225
Тестовые задания.....................................................226
7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.............................229
Тестовые задания.....................................................231
8.  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными................233
Тестовые задания.....................................................235
Глава 7. Речеведение..........................................................237
1. Типология заданий ЕГЭ по речеведению.......................237
2. Текст и его строение........................................................237
3. Трудные случаи определения вида связи предложений в тексте.....................................................239
Тестовые задания.....................................................243
4. Задания, проверяющие коммуникативные умения.......247
4.1.  Разноаспектный анализ мини-текста.....................247
Тестовые задания.....................................................250
4.2. Информационная обработка текста........................252
5. Основные типы речи.......................................................253
Тестовые задания.....................................................256
6. Средства выразительности текста...................................258
6.1. Тропы........................................................................258
6.2. Стилистические фигуры..........................................259
6.3. Лексические средства выразительности.................261
6.4. Трудные случаи определения средств
выразительности......................................................262
Тренировочные задания...........................................264
7.  Задания высокого уровня сложности.............................265
8.  Многоаспектный анализ текста......................................265
Ответы.............................................................................268
Ответ на задание C1........................................................271
Глава 8. Языковые нормы..................................................273
1. Орфоэпические нормы....................................................273
Тестовые задания.....................................................278
2. Лексические нормы.........................................................279
3.  Морфологические нормы...............................................280
3.1. Образование форм числительных...........................281
3.2. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных......................................282
3.3. Образование форм глагола......................................282
3.4. Образование форм деепричастий............................283
3.5. Образование форм местоимений............................283
3.6. Образование форм существительных.....................284
3.7. Употребление имен собственных
в предложении.........................................................285
Тестовые задания.....................................................285
4. Синтаксические нормы.................................................286
4.1. Трудные случаи управления.....................................286
4.2. Согласование подлежащего со сказуемым.............288
4.3.  Порядок построения предложения с
деепричастным оборотом........................................290
Тестовые задания.....................................................291
4.4.  Нарушение синтаксических норм при
построении различных предложений....................293
Тестовые задания.....................................................296
4.5. Синонимичные синтаксические конструкции и грамматическая обоснованность их
использования..........................................................298
Тестовые задания.....................................................299
Глава 9. Работа над заданием С1.......................................303
1. Основные требования к сочинению...............................303
2.  Композиция сочинения-размышления..........................304
3. Особенности восприятия текста.....................................305
Тренировочное задание...........................................306
4.  Вступление.......................................................................308
5. Определение проблематики текста.................................309
Вариант 1..................................................................310
Вариант 2..................................................................310
5.1. Наиболее распространенные проблемы
текстов ЕГЭ..............................................................311
5.2. Типичные ошибки при определении проблемы ....313
5.3.  Комментарий проблемы..........................................314
6. Формулировка позиции автора.......................................317
6.1. Типичные ошибки при определении точки
зрения автора...........................................................319
7. Аргументация собственного мнения..............................320
7.1. Виды аргументов......................................................320
7.2. Способы аргументации............................................321
7.3. Типичные ошибки в аргументации.........................322
8. Анализ текстов художественного" стиля речи.................323
8.1. Художественный текст-повествование...................323
Вопросы и задания...................................................325
8.2.  Художественный текст-описание............................330
Вопросы и задания...................................................332
9. Анализ текста публицистического стиля речи...............336
Вопросы и задания...................................................337
Контрольно-тренировочные варианты..............................342
Вариант 1.........................................................................342
Вариант 2.........................................................................350
Вариант 3.........................................................................359
Вариант 4.........................................................................368
Вариант 5.........................................................................377
Вариант 6.........................................................................386
Вариант 7.........................................................................395
Вариант 8.........................................................................404
Вариант 9.........................................................................413
Вариант 10.......................................................................422
Ответы...............................................................................431
Литература.........................................................................438

Не секрет, что в настоящее время существует огромное количество самых разнообразных пособий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Авторы добросовестно и профессионально анализируют языковой материал, разрабатывают новые алгоритмы решения тестовых заданий, составляют шаблоны по написанию сочинения-размышления. Принесет ли это реальную пользу ученику, заканчивающему курс школьного обучения? Несомненно. Но при одном условии. Если книга будет соответствовать уровню подготовки старшеклассника и он затратит определенное количество времени на повторение и систематизацию уже изученного материала.
Курс изучения русского языка заканчивается в 9 классе сдачей переводного экзамена в виде ГИА. В течение следующих двух лет предусматривается поэтапная подготовка к ЕГЭ. Таким образом, весь базовый теоретический материал по русскому языку, в принципе, уже должен быть изучен, и основная задача выпускника не только познакомиться с форматом тестовых заданий ЕГЭ, но и сформировать определенные умения и навыки в процессе выполнения разнообразных заданий.
Очень часто бывает так, что ученик, хорошо знающий теорию, не в состоянии правильно выполнить тестовые задания или написать небольшое сочинение-рассуждение без ошибок. Почему это происходит? Потому что система обучения языку на предыдущем этапе была построена на основе выполнения однообразных шаблонных заданий, смысла которых ученик не понимал, хотя, может, и выполнял добросовестно все домашние задания. Но количество так и не перешло в качество. И это очень печально, так как затраченные усилия могли бы найти и более достойное применение.
Что необходимо понять ученику, поставившему перед собой цель — достойно сдать ЕГЭ по русскому языку и поступить в институт? Экзамен проверяет не только знание правил и освоение простых алгоритмов, но и умение логически мыслить, анализировать предложенный материал, принимать и обосновывать решения. Поэтому даже самые совершенные шпаргалки не в состоянии помочь решить экзаменационные задания. Это может сделать только сам ученик.
Процесс любого обучения — процесс двусторонний. В каждом классе есть и отличники, и двоечники. Учитель один. Только от каждого из вас зависит, какой выбор вы сделаете. Будете ли вы надеяться на чужую помощь (друга, репетитора, шпаргалки) или сами сможете пройти экзаменационные испытания.
Если вы готовы приложить усилия для того, чтобы добиться успеха, эта книга для вас.

Единый государственный экзамен — это современная форма проверки знаний для учащихся, оканчивающих среднюю школу, и абитуриентов. Результаты ЕГЭ признаются школами как результаты выпускного экзамена по предмету, а вузы и учреждения среднего профессионального образования принимают их как результаты вступительных испытаний по русскому языку.
Важность ЕГЭ по русскому языку трудно переоценить: данный предмет — единственный, который сдается в качестве вступительного экзамена во все вузы страны, вне зависимости от их направленности — естественной, технической или гуманитарной.
Другой важной характеристикой экзамена является его полное соответствие требованиям образовательного стандарта, т. е. экзаменационный тестовый материал отражает основные разделы базовой программы по русскому языку за курс средней (полной) школы.

Содержание и специфика экзаменационной работы по русскому языку

Содержание. По своему содержанию экзаменационная работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к итоговым экзаменационным тестам. В нее включены задания, проверяющие различные уровни речевой деятельности:
— элементарные знания о языке и речи;
— знание и применение основных языковых норм: орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных;
— владение-разными видами речевой деятельности, связанными с коммуникативной функцией языка.
Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку 2011 года состоит из трех частей и включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом. Задания экзаменационного теста позволяют проверить подготовку экзаменуемых по русскому языку за весь курс средней (полной) школы.
По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с основными целями обучения русскому языку. В нее включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
— лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
— языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
— коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Часть 1 (область А) содержит 30 заданий с выбором ответа (А1—А30). Эти задания проверяют подготовку учащихся по русскому языку на базовом уровне и предназначаются преимущественно для аттестации выпускников средней полной школы.
Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса и проверяют:
— лингвистическую подготовку учащихся;
— владение важнейшими нормами русского литературного языка;
— практические коммуникативные умения (чтение). Часть 2 (область В) состоит из 8 заданий открытого типа
с кратким ответом, проверяющих подготовку по русскому языку на повышенном уровне.
В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части — это задания, требующие от выпускников проведения того или иного вида лингвистического анализа текста. От экзаменуемого требуется найти в тексте примеры того или иного языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы и три последних задания первой части по сути ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого выпускнику предстоит написать сочинение.
Каждое правильно выполненное задание из первой и второй частей работы оценивалось одним баллом. Исключение составляло задание В8. Максимальный балл за выполнение этого задания — 2 балла.
Часть 3 (область С) состоит из одного открытого задания с развернутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выяснялся уровень сформированное™ ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.
Они должны продемонстрировать умения:
— понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нем);
— определять тему текста, позицию автора;
— формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
— развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
— выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
— выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
— отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
— соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Для оценки задания третьей части работы, контролирующего в ЕГЭ коммуникативную компетентность выпускников, разработана система, предусматривающая 12 критериев. Критерии предусматривают следующие оценки соответствующего умения баллами: К1, К3, K11, К12 — от 0 до 1 балла; К2, К5, К6, К9, К10 - от 0 до 2 баллов; К4, К7, К8 - от 0 до 3 баллов.
Максимальное количество первичных баллов за третью часть работы — 23.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 64.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ 2013 по английскому языку, М. В. Вербицкая



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Русский язык ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор по русскому языку : экспресс-подготовка к ЕГЭ / И.Ю. Заярная