Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ 2012. Русский язык : Актив-тренинг : выполнение заданий А, В, С / под ред. И. П. Цыбулько
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 русский язык
Сборник содержит характеристику контрольных измерительных материалов по русскому языку 2012 г., критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.
В издании предлагаются уникальные материалы от разработчиков контрольных измерительных материалов:
• задания по всем разделам экзаменационной работы в форме тренировочных таблиц;
• практикум по актуальным темам сочинения (часть 3), включающий словарную работу, определение понятий, словарь сочетаний, формулировку проблем, авторские тексты, примеры сочинений;
• банк формулировок, цитат и аргументов для написания сочинения.
Эффективной подготовке к экзаменационной работе способствует анализ типичных ошибок, которые допускают выпускники на ЕГЭ, и рекомендации по выполнению всех частей работы.
Авторский коллектив:
В.Н. Александров, О.И. Александрова, Ю.Н. Гостева, В.М. Курятова, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько.
по русскому языку 2012 года ..................................................................................................................4
Тренировочные материалы ..........................................................................................................................6
Орфоэпия ..........................................................................................................................................6
Лексика ...........................................................................................................................................13
Грамматика ......................................................................................................................................22
Морфология ....................................................................................................................................29
Словообразование ...........................................................................................................................36
Орфография ...................................................................................................................................41
Синтаксис ........................................................................................................................................48
Пунктуация .....................................................................................................................................59
Речеведение .....................................................................................................................................69
Критерии проверки и оценки выполнения задания
с развёрнутым ответом (ЕГЭ 2012 года) ............................................................................................75
Тематический практикум по подготовке к выполнению задания с развёрнутым ответом ............79
Философия ......................................................................................................................................79
Общество и политика ..................................................................................................................82
Война и мир ..................................................................................................................................85
Язык и общество ..........................................................................................................................87
Искусство........................................................................................................................................90
Литература, книги, чтение ..........................................................................................................92
Наука................................................................................................................................................96
Природа и человек .......................................................................................................................98
Нравственность.............................................................................................................................101
Молодёжь, молодость, выбор профессии, выбор жизненного пути ................................104
Аргументация как речевая задача ........................................................................................................108
Специфика аргументации...........................................................................................................108
Виды аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку ............................................110
Место аргумента в композиции сочинения ..........................................................................111
Классификация аргументов ........................................................................................................113
Тематический банк примеров формулировок, цитат и аргументов.................................................117
Часть I. Восхождение к человеку ................................................................................................117
Золотая пора человека...............................................................................................................117
Человек в мире искусства ...................................................................................................119
Человек и социальная среда ...................................................................................................122
Часть И. Ответственность человека ..............................................................................................130
Самореализация человека ...........................................................................................................130
Связь времен ................................................................................................................................139
Добро — солнце мира ...............................................................................................................145
Высокое звание гражданина ......................................................................................................154
Человек и родина .......................................................................................................................164
Человек и природа .....................................................................................................................169
Часть III. Нравственный выбор человека...................................................................................174
Бессмертие и смерть человека .................................................................................................174
Помни имя своё! ........................................................................................................................182
Подходы к структурированию экзаменационной работы по русскому языку определяются современными подходами к преподаванию предмета в школе — ориентированностью курса на развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков, общей нацеленностью школьного курса русского языка на речевое развитие учащихся.
Каждый вариант ЕГЭ по русскому языку состоит из трёх частей и включает 3 типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом. Задания экзаменационного теста позволяют оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в школе. В неё включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
• лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
• языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
• коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Часть 1 (А) содержит 30 заданий с выбором ответа (А1—А30). Эти задания проверяют подготовку учащихся по русскому языку на базовом уровне и предназначены преимущественно для аттестации выпускников средней (полной) школы.
Задания первой части охватывают все разделы и аспекты курса и проверяют лингвистическую подготовку учащихся; владение важнейшими нормами русского литературного языка; практические коммуникативные умения.
Часть 2 (В) состоит из 8 заданий открытого типа с кратким ответом, проверяющих подготовку по русскому языку на высоком уровне сложности.
В заданиях второй части работы выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать ответ и записать его кратко: в виде слова (слов) или в виде цифр. Все задания второй части — это задания, требующие от экзаменуемых проведения лингвистического анализа текста. От экзаменуемого требуется найти в тексте примеры языкового явления либо назвать термин, соответствующий данному примеру. Все восемь заданий второй части работы ориентированы на языковой, смысловой и речеведческий анализ текста, на основе которого экзаменуемому предстоит написать сочинение.
Часть 3 (С) состоит из одного открытого задания с развёрнутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выявляется уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.
Стабильность и сопоставимость результатов последних лет, апробированный инструментарий контроля в целом позволяют определять уровень подготовки выпускников, выявлять недостатки в усвоении отдельных элементов школьного курса, определить направления по совершенствованию изучения предмета в школе и, наконец, оценить качество контрольных измерительных материалов и наметить пути их совершенствования. Иными словами, ЕГЭ по русскому языку позволяет получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки выпускников по русскому языку и позволяющую обозначить существующие проблемы в преподавании предмета.
Ниже дано краткое описание трудностей, с которыми сталкиваются экзаменуемые при выполнении заданий по каждой из содержательных линий школьного курса русского языка. Затем предлагается серия заданий для индивидуальной работы учащихся.
Предыдущие статьи:
- ЕГЭ 2012. Русский язык. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка - 09/07/2012
- ЕГЭ 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3(C) / О.М. Мамай - 09/07/2012
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012 / Н.А. Сенина - 09/07/2012
Следующие статьи:
- ЕГЭ 2012. Русский язык. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка - 09/07/2012
- ЕГЭ 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3(C) / О.М. Мамай - 09/07/2012
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012 / Н.А. Сенина - 09/07/2012