Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ 2009. Русский язык. Материалы для подготовки к экзамену: учебно-методическое пособие / Ю.В. Щербинина

ЕГЭ 2009. Русский язык

Предлагаемое пособие содержит схемы, таблицы, алгоритмы рассуждений, теоретический материал, упражнения для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Книга рассчитана на выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также может быть использована абитуриентами для подготовки к экзамену в вуз.

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ...........................................................................................................................5
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Основные понятия раздела......................................................................................................7
Вопросы и задания.................................................................................................................13
ОРФОГРАФИЯ
Правописание гласных в корне.............................................................................................18
Правописание согласных в корне.........................................................................................23
Правописание гласных О-Е (Ё) после шипящих и Ц.......................................................25
Правописание гласных И-Ы в разных частях слова.........................................................27
Правописание Ъ и Ь...............................................................................................................29
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-...............................................................................33
Правописание приставок на З-, С-........................................................................................35
Правописание числительных................................................................................................37
Слитное, раздельное, дефисное правописание наречий.....................................................39
Правописание сложных слов................................................................................................42
Правописание НЕ- - НИ- со словами разных частей речи.................................................47
Правописание -Н- – - НИ- в прилагательных и причастиях...............................................54
Употребление прописной и строчной букв.........................................................................57
Правила переноса слов..........................................................................................................61
ПУНКТУАЦИЯ
Знаки завершения...................................................................................................................62
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении......................................64
Пунктуация при однородных членах предложения............................................................68
Вводные конструкции...........................................................................................................75
Обособление обращений.......................................................................................................81
Обособление согласованных определений..........................................................................83
Обособление несогласованных определений......................................................................86
Пунктуация при приложении................................................................................................87
Обособление обстоятельств..................................................................................................91
Обособление дополнений......................................................................................................95
Обособление пояснительных и присоединительных
членов предложения..............................................................................................................95
Знаки препинания перед союзом «как»...............................................................................98
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении...........................................................103
Пунктуация в сложносочинённом предложении..............................................................109
Пунктуация в сложноподчинённом предложении............................................................112
Пунктуация при прямой речи. Введение цитат.................................................................116
Обобщающая таблица знаков препинания........................................................................119
Обобщающие задания по орфографии и пунктуации.......................................................120
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ
Фонетика...............................................................................................................................123
Орфоэпия..............................................................................................................................128
Средства выразительности, имеющие фонетическую основу.........................................131
Итоговая контрольная работа.............................................................................................136
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфемика...........................................................................................................................139
Словообразование................................................................................................................141
Словообразовательные нормы............................................................................................145
Итоговая контрольная работа.............................................................................................149
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Лексика.................................................................................................................................151
Фразеология..........................................................................................................................158
Лексические средства выразительности............................................................................160
Лексические нормы.............................................................................................................162
Итоговая контрольная работа.............................................................................................184
МОРФОЛОГИЯ. СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Морфологические нормы............................................................................188
Синтаксис. Синтаксические нормы....................................................................................211
Синтаксические средства выразительности......................................................................224
Итоговая контрольная работа.............................................................................................238
СТИЛИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Стили речи............................................................................................................................242
Стилистические нормы.......................................................................................................249
Итоговая контрольная работа.............................................................................................257
РЕЧЕВЕДЕНИЕ
Речь. Общение. Речевая ситуация......................................................................................260
Коммуникативные качества речи.......................................................................................262
Текст. Типы речи..................................................................................................................264
Аргументирующая речь. Сочинение-рассуждение...........................................................268
Итоговая контрольная работа.............................................................................................294
ОТВЕТЫ
Общие сведения о языке. Понятие культуры речи...........................................................297
Орфография..........................................................................................................................297
Пунктуация.....................................................................................................................308
Фонетика. Орфоэпия............................................................................................................329
Морфемика. Словообразование. Культура речи...............................................................332
Лексика. Фразеология. Культура речи...............................................................................333
Морфология. Синтаксис. Культура речи...........................................................................340
Литература................................................................................................................................349

Предлагаемое учебное пособие представляет собой системно-обобщающее изложение школьного курса русского языка в наглядно-графической форме — в виде схем, таблиц, алгоритмов.
Основными принципами структурирования разделов и отбора дидактического материала пособия являются: 1) соотнесённость со школьной программой; 2) соответствие стандартам Единого государственного экзамена по русскому языку; 3) реализация общедидактических и частнометодических принципов наглядности, последовательности, преемственности, реализации внутри- и межпредметных связей.
Спецификой содержания пособия является, прежде всего, освещение лингвистических вопросов в нормативном (культурно-речевом) аспекте, что обусловлено, во-первых, наиболее часто возникающими у школьников практическими затруднениями в освоении курса русского языка (употребление языковых единиц в речи); во-вторых, содержанием тестовых (типа «А» и «В») заданий ЕГЭ по русскому языку, включающих до 20% вопросов, связанных со знанием нормативной стороны различных языковых явлений — основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка.
В этой связи на уровне структуры в пособии прослеживается соотнесенность разделов с языковыми нормами и важнейшими коммуникативными качествами речи: её правильностью («Орфография», «Пунктуация», «Орфоэпия», «Морфология. Синтаксис»); точностью, богатством, чистотой («Лексика, Фразеология», «Стилистика», «Речеведение»); уместностью («Стилистика»); доступностью, логичностью, убедительностью («Речеведение»). На уровне содержания, наряду с традиционными упражнениями и заданиями по русскому языку, пособие предлагает учащимся решение коммуникативных задач, выполнение проблемно-поисковых заданий и заданий-трансформаций: выявление и устранение разного рода ошибок и неточностей, представление одного содержания различными грамматическими и стилистическими средствами и т.п.
Помимо этого особое внимание уделяется этическим проблемам коммуникации, что реализуется как в отборе практического материала (фразеологизмы, пословицы, афоризмы, развёрнутые авторитетные суждения, тексты нравственно-этической и социально-проблемной направленности), так и в содержании вопросов и заданий, многие из которых предполагают самостоятельное осмысление школьниками лингвоэтических проблем, развёрнутое комментирование исходной и формулирование собственной нравственной позиции по ряду проблемных вопросов современных лингвистики и речеведения, её аргументированное выражение в устной и грамотное предъявление в письменной форме — в виде сочинения-рассуждения. В связи с этим учебное пособие содержит теоретический и практический материал для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть «С» ЕГЭ) — наглядное описание его структурно-содержательных и нормативно-языковых особенностей (раздел «Речеведение»).
Подобный подход обусловлен новым требованием ЕГЭ по русскому языку 2008 года (включением в критерии оценки заданий типа «С» позиции «Соблюдение этических норм»), основан на современной концепции здоровьесберегающего обучения и имеет своей задачей гармонизацию педагогического общения.
Структура учебного пособия
Каждый раздел предлагаемого пособия состоит из трёх частей: 1) определения основных понятий (терминологический минимум); 2) теоретическое изложение лингвистического и речеведческого материала — в форме схем, таблиц, алгоритмов; 3) вопросы, задания и упражнения, ответы к большинству из которых приводятся в конце книги (помимо собственно ответов к ряду заданий, даются «ключи» и необходимый объяснительный комментарий). В конце каждого раздела предлагается выполнение контрольных заданий. Исключение составляют разделы «Орфография» и «Пунктуация», в которых тренировочные и контрольные упражнения предъявляются последовательно — после теоретического освещения каждой отдельной темы.
Помимо основного материала по ходу его предъявления предлагается дополнительный фактологический и цитатный материал (отмечен значком ©) — занимательные языковые сведения, речевые примеры, факты из истории языка и т.п. Данные сведения включены с целью повышения интереса школьников к изучению предмета и расширяют возможности использования учебного пособия — для подготовки докладов, рефератов, устных сообщений учителя и учащихся на урочных и факультативных занятиях по русскому языку.
Как пользоваться учебным пособием
Пособие может использоваться школьниками и учителями как в процессе последовательного освоения курса русского языка (начиная с 8-го класса), так и учащимися 11-го класса для ускоренной подготовки к выпускному экзамену за курс средней общеобразовательной школы (ЭГЭ). В первом случае предлагаемое учебное пособие — ёмкий и чётко структурированный справочник по русскому языку, снабжённый необходимым минимумом тренировочных упражнений и заданий различных типов, которые можно дополнить и разнообразить в соответствии с индивидуальными потребностями обучаемых. Во втором случае пособие представляет собой систематизированное изложение основ школьного курса русского языка, позволяющее выпускникам продуктивно повторить и обобщить имеющиеся знания, закрепить сформированные умения. Для этого особое внимание советуем уделить заданиям тестового характера и выполнению итоговых контрольных работ в конце каждого раздела.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Русский язык ЕГЭ 2009. Русский язык. Материалы для подготовки к экзамену: учебно-методическое пособие / Ю.В. Щербинина