Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько

ЕГЭ 2011. Русский язык

Сборник содержит тренировочные задания с методическими указаниями и ответами. При его составлении использованы открытые варианты ЕГЭ 2002 - 2010 годов и материал открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. К составлению сборника были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2010 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2011 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.

Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.

Составители сборника: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько

 

О результатах ЕГЭ...................................................................       3
Кодификатор элементов содержания и требований
к уровню полготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для
единого государственного экзамена 2011 года
по русскому языку....................................................................        9
Тренировочные задания.........................................................      19
Задания по основным разделам курса.....................................      19
Ответы к заданиям по основным разделам курса...................      95
Анализ текста. Сочинение........................................................      99
Текст 1 ...................................................................................    100
Текст 2 ...................................................................................    104
Текст 3 ...................................................................................    108
Текст 4 ...................................................................................    113
Текст 5 ...................................................................................    117
Текст 6 ...................................................................................    121
Текст 7 ...................................................................................    126
Текст 8 ...................................................................................    130
Текст 9 ...................................................................................    134
Текст 10 .................................................................................    138
Ответы к заданиям по текстам .................................................    142
Образцы экзаменационных сочинений
с комментариями и оценкой..................................................    151
Тренировочные варианты ЕГЭ 2011 г................................     188
Вариант 1...............................................................................    189
Вариант 2...............................................................................    202
Ответы к заданиям тренировочного теста..........................    216

Экзаменационная работа по русскому языку соотносится с целями обучения русскому языку в школе. В 2010 году в неё были включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
-  лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-  языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-  коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Единый государственный экзамен по русскому языку в 2010 году проводился во всех субъектах Российской Федерации. Всего ЕГЭ по русскому языку сдавали 863861 экзаменуемый. Результаты единого государственного экзамена по русскому языку 2010 года в целом сопоставимы с результатами ЕГЭ предыдущих лет.
Средний тестовый балл участников ЕГЭ 2010 года составил 58 баллов.
В 2010 году наибольшее количество экзаменуемых, писавших экзаменационную работу, так же как и в 2009 году, приходилось на выпускников средних общеобразовательных школ.
Комплексный характер экзаменационной работы позволил проверить и оценить разные стороны подготовки экзаменуемых: сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций . Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста и комментарием проблематики текста. Несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве выполнения экзаменуемыми третьей части экзаменационной работы. Во многих сочинениях выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
Результаты выполнения заданий, проверяющих владение тестируемыми языковой компетенцией, во многом объясняются процессами, происходящими в современном обществе: широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот - правильно образованные формы воспринимаются как ошибочные. Это приводит к неверным ответам при выполнении экзаменационного теста. Статистика показывает низкий процент выполнения заданий второй части работы, проверяющих сформированность лингвистической компетенции.
Для того чтобы разделить экзаменуемых по качеству их подготовки, по результатам ЕГЭ 2010 года было введено четыре уровня выполнения экзаменационной работы. Минимальный уровень определяется Рособрнадзором.
В соответствии с выделенными уровнями определены четыре группы учащихся:
группа 1 - экзаменуемые, не достигшие минимальной границы ЕГЭ 2010 года;
группа 2 - экзаменуемые, достигшие минимальной границы и показавшие удовлетворительный уровень выполнения тестов ЕГЭ 2010 года (удовлетворительный уровень);
группа 3 - экзаменуемые, достигшие хорошего, но не отличного уровня выполнения тестов ЕГЭ 2010 года (хороший уровень);
группа 4 - 10% наиболее подготовленных экзаменуемых, результаты которых выше хорошего уровня выполнения тестов ЕГЭ 2010 года (отличный уровень).
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает устойчивость тенденций в выполнении заданий, проверяющих уровень сформированности основных предметных компетенций. Так, наметившаяся в 2005-2008 годах тенденция улучшения результатов выполнения заданий, проверяющих степень сформированности коммуникативной компетенции, сохранилась и в 2009 году. Однако при этом остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений. Несформирован-ность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве выполнения экзаменуемыми третьей части экзаменационной работы. Во многих сочинениях выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
На прежнем уровне по сравнению с предыдущими годами остались результаты выполнения заданий, проверяющих владение тестируемыми языковой компетенцией, что во многом объясняется процессами, происходящими в современном обществе: широко распространённые в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к неверным ответам при выполнении экзаменационного теста. Статистика показывает, что практически не изменился и остался низким процент выполнения заданий второй части работы, проверяющих сформированность лингвистической компетенции.
3. Анализ результатов единого государственного экзамена по русскому языку в 2010 году позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.
• Можно предположить, что многие недостатки в формировании коммуникативной компетентности экзаменуемых обусловлены тем, что при формировании коммуникативно значимых умений и навыков недостаточное внимание уделяется работе, связанной с усвоением необходимых теоретических (лингвистических) знаний. Именно сведения по теории речевого общения являются основой формирования системы коммуникативных умений и навыков. Для такого практически ориентированного курса, каким является курс русского языка, это необходимое условие, так как особенность обучения языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий. Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка остаётся проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Ориентация на речевую деятельность в учебном процессе соответствует главному требованию коммуникативной лингвистики, согласно которому язык всегда следует рассматривать и исследовать в конкретной ситуации общения. В методике преподавания русского языка основные принципы такого подхода представлены в работах М.Т. Баранова, Е.А. Быстровой, Т.К. Донской, Н.А. Ипполитовой, СИ. Львовой, Л.П. Федоренко и др.). Одним из главных требований к организации учебной деятельности по усвоению языка при таком подходе должно быть пристальное внимание к различным языковым значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и др.).
•   Экзамен показал, что у экзаменуемых недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учётом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования лингвистической компетентности выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
•   Вероятно, многие просчёты в формировании языковой компетентности экзаменуемых связаны с отсутствием представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена. Необходимо развивать языковой эстетический вкус учащихся, способность осознавать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у учащихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам.
Можно предположить, что многие методические просчёты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи.
При этом в процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы; учить любой диалог вести этически корректно. При подобном подходе в центре внимания оказываются интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует требованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.
Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка становится проблема интеграции: как внутренней (усвоение лингвистических понятий основных разделов курса русского языка во взаимосвязи с понятиями, характеризующими выразительность речи, её эстетический аспект), так и внешней. Несмотря на выделение в Базисном учебном плане предметной области «Филология», изучение русского языка происходит по сложившейся традиции автономно, недостаточно реализуются принципы межпредметных связей, не всегда соотносится содержание и структура дисциплин филологического цикла и других школьных предметов.
Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, соблюдения единых норм проверки ученических работ, выработки определённых требований к подготовке педагогических кадров.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Русский язык ЕГЭ 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько