Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ 2015. Русский язык / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 русский язык
Учебное пособие "Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015. Русский язык", содержит:
- пошаговую систему подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в основе которой:
знакомство с содержанием экзаменационных заданий,
алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения; - необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме;
- разбор типичных ошибок, которые допускаются при выполнении заданий;
- методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения;
- образцы сочинений;
- типовые тренировочные задания с методическими указаниями и ответами.
Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Пособие адресовано старшеклассникам, учителям и методистам.
Рецензенты:
– д. филол. н., профессор кафедры филологического образования МИОО И.В. Труфанова;
– к. п. н., доцент кафедры филологического образования МИОО Д.А. Хаустова.
Мы надеемся, что это пособие поможет вам систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. Работая по предлагаемой методике интенсивной подготовки к экзамену, вы приобретёте уверенность в собственных силах и избавитесь от страха и лишнего волнения перед предстоящим испытанием (итоговой аттестацией по русскому языку).
Предлагаем вам познакомиться со структурой данного пособия, чтобы вам было удобно работать с ним.
В основной части данного пособия представлена пошаговая методика подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В её основе лежит не просто знакомство с содержанием экзаменационных заданий, но и даётся комментарий к выполнению каждого из них:
- излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме, что способствует его самостоятельному освоению и позволяет в дальнейшем найти верный ответ на данный вопрос;
- предлагается логически выстроенная последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов;
- рассматриваются типичные ошибки, которые выпускники допускают при выполнении заданий;
- в целях отработки теоретических навыков предлагается выполнить 10 вариантов каждого задания, а затем проверить себя по ответам (ключам), помещённым в конце пособия.
Итак, комментарий к каждому из заданий построен по следующему плану:
1) формулировка задания;
2) что следует знать ученикам для правильного выполнения задания;
3) алгоритм выполнений задания;
4) 10 вариантов к каждому заданию.
В связи с тем, что задания 1.7—1.12 связаны с анализом языковых явлений, представленных в одном тексте, авторы пособия посчитали возможным дать расширенный тренировочный материал для их самостоятельной отработки единым блоком, идущим после разбора содержания задания 1.12.
Задания 1.28-1.30, 2.1-2.8 выполняются на основе одного текста, поэтому тренировочный материал для их самостоятельной отработки тоже идёт единым блоком после содержательного анализа задания 2.8.
Помимо разбора заданий ЕГЭ по русскому языку и комментариев к их выполнению, данное пособие включает в себя подробные рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. В этом разделе помещены следующие материалы:
- критерии оценивания экспертами творческого задания, знание которых поможет выпускникам избежать типичных ошибок при его выполнении;
- примерный план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых к выполнению задания;
- алгоритм подготовки к написанию экзаменационного эссе с учёто'м плана и критериев оценивания:
а) практические советы по написанию каждой из частей сочинения-рассуждения;
б) анализ типичных ошибок, допускаемых выпускниками при формулировке проблемы, написании комментария и приведении аргументов;
в) словарик клишированных фраз, помогающих вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать своё согласие или несогласие с автором;
г) перечень проблем, наиболее часто встречающихся в текстах ЕГЭ по русскому языку;
д) знакомство с классификацией речевых и грамматических ошибок, которых не следует допускать в письменной речи;
е) образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку.
Если вы шаг за шагом прошли наш тренинг, то выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку не вызовет у вас особых затруднений и создаст успешную ситуацию на предстоящем экзамене.
Авторы надеются, что данное пособие позволит выпускникам повысить свою речевую культуру, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность и, самое главное, успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, ведь дорогу осилит идущий.
Желаем вам удачи!
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................................................................3
Раздел 1. РАСШИРЕННЫЙ РАЗБОР И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...................................................................5
1.1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА..............................................................................5
1.2. ПАРОНИМЫ И ИХ ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ..................................................................Ц
1.3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.........................................................................26
1.4. НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ..........................................41
1.5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.........................................................................43
1.6. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ.......:...........................................................................................52
1.7. СМЫСЛОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ..............................56
1.8. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ..............................................................................58
1.9. НОРМАТИВНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ.....................................................59
1.10. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.......................................................64
1.11. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ...................................................................................................69
1.12. КОНТЕКСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ.............................................................................................................................79
1.14. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА...........................................................................96
1.15. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь ЗНАКИ.
БУКВЫ И, Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК..........................................................................................................101
1.16. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ......................................................................................106
1.17. БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ........................
.............................................................................112
1.18. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.....................................................117
1.20. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
И В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.....................................................135
1.21. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТНЫМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ........
.......................................................................................................................................139
1.22. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ............................................................143
1.23. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ................................................................................................................148
1.25. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.................................158
1.26. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
С СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ. ПУНКТУАЦИЯ НА СТЫКЕ СОЮЗОВ..........................161
1.27. ВЫЯВЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ТЕКСТЕ.............................165
1.28. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА...................................................171
1.29. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.......................................................................173
1.30. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ....................................................................175
Раздел 2. РАСШИРЕННЫЙ РАЗБОР И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ
ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.......................177
2.1. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ..............................................................177
2.2. ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ...................................................................................................182
2.3. ТИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ: СОГЛАСОВАНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ-ПРИМЫКАНИЕ........
......................................................................184
2.4. ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.................................................................................186
2.5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...................................................................................190
2.6. ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ОДНОРОДНОЕ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ,
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ................................198
2.7. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ............................................................................204
2.8. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА................................207
Раздел 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ......................237
Раздел 4. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....................................265
Предыдущие статьи:
- ЕГЭ 2015. Русский язык. Задания части 2. Универсальные материалы с решениями и ответами / Г.Т. Егораева - 14/01/2015
- Подготовка к части 2 ЕГЭ 2015 по русскому языку. Тестовые задания / О.М. Мамай - 23/12/2014
- Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку. Как понимать текст. Задания части 2 / Е.С. Симакова - 16/12/2014