Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Написание сочинения ЕГЭ по русскому языку. Как понимать текст. Задания части 2 / Е.С. Симакова
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 русский язык
Русский язык, ЕГЭ 2015. Как понимать текст (часть 2, сочинение). Пособие содержит:
- Рекомендации по написанию сочинения;
- Упражнения для формирования умения извлекать информацию из текста
- Алгоритм работы над содержанием текста и подготовки к написанию сочинения.
Издание адресовано учителям для подготовки к коллективной работе над сочинением, групповой работе на факультативе и индивидуальной работе с учащимися. Пособие может использоваться старшеклассниками при самостоятельной подготовке к экзамену.
Пособие содержит методические рекомендации по написанию сочинения (часть 2) на Едином государственном экзамене по русскому языку, а также упражнения, направленные:
- на формирование умения извлекать информацию из текста, в том числе понимать подтекст;
- на понимание текста через диалог с автором;
- на вычленение проблемы текста;
- на формулирование проблемы текста и аргументацию собственного мнения.
Обдумываем задание части 2...............................................6
Критерии оценивания ответа на задание части 2.............6
Что нужно знать, чтобы понимать текст........................12
Проблема текста................................................................21
Позиция автора исходного текста...................................25
Упражнения.......................................................................28
Работа с текстами..............................................................40
Итоговая работа.................................................................243
Ответы на задания 1-11
раздела «Работа с текстами»...........................................255
- умение понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора);
- умение продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего с автором исходного текста и предполагаемым читателем;
- способность формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- умение композиционно оформлять текст;
- умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистота и др.
Опыт показывает, что выпускники часто затрудняются в написании сочинения части 2 ЕГЭ потому, что НЕ ПОНИМАЮТ СМЫСЛА ИСХОДНОГО ТЕКСТА. А следовательно, не справляются с задачей вычленения проблемы текста, допускают фактические ошибки и искажают позицию автора. Чтобы обеспечить работу над сочинением, надо научиться понимать тексты: извлекать информацию, правильно вычленять и понимать сигналы, оставленные в тексте автором и передающие оттенки смысла, правильно толковать слова в прямом и переносном значении, осмысливать цель использования автором всех языковых средств, включая знаки препинания, — одним словом, постигать авторский замысел.
Это задача непростая, но без ее решения не может быть и речи о полноценной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Предлагаемое пособие поможет научиться понимать текст через диалог с автором, а также формулировать собственное мнение и аргументировать его. Оно может быть использовано учителями при работе в классе, также может использоваться самими учащимися при самостоятельной подготовке к экзамену, так как содержит не только разъяснение задания части 2 и практические рекомендации, но и специальные упражнения, которые постепенно, шаг за шагом, готовят к самостоятельной работе над авторским текстом и выражением собственных мыслей. Многие упражнения снабжены ответами, что позволяет проконтролировать знания и умения. В упражнения включены мини-тексты, что сделает работу более динамичной. В последней части пособия содержатся тексты, соответствующие по объему текстам, включаемым в контрольно-измерительные материалы.
Как работать с пособием?
- Изучите рекомендации, касающиеся проблем подготовки к написанию сочинения части 2 ЕГЭ по русскому языку.
- Выполните упражнения, нацеленные на формирование умения извлекать информацию из текста, в том числе понимать подтекст.
- Выполните задания, связанные со смысловым и отчасти стилистическим анализом 30 текстов, помещенных в пособии. Постарайтесь запомнить алгоритм работы над содержанием текста и подготовки к написанию сочинения. Напишите сочинения по данным текстам.
- Самостоятельно проанализируйте тексты пособия. Напишите сочинения по ним. Используйте уже известные вам алгоритмы и приемы работы.
Плодотворной работы и успехов в подготовке и успешной сдачи экзамена!
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
- Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ 2015. Русский язык / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин - 29/01/2015
- ЕГЭ 2015. Русский язык. Задания части 2. Универсальные материалы с решениями и ответами / Г.Т. Егораева - 14/01/2015
- Подготовка к части 2 ЕГЭ 2015 по русскому языку. Тестовые задания / О.М. Мамай - 23/12/2014