Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ / Автор комментариев Е.Л. Рутковская

ЕГЭ 2011. Обществознание

Сборник содержит тренировочные задания с методическими указаниями и ответами. При его составлении использованы открытые варианты ЕГЭ 2002-2010 годов и материал открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. К составлению и экспертизе сборника были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2010 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2011 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.



ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ................................................ 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 2010 ГОДА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ..........................................................7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ 2011 Г....................................................... 11
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
ИЗ ОТКРЫТЫХ ВАРИАНТОВ КИМ....................................... 19
Содержательная линия «Общество»......................................... 19
Содержательная линия «Духовная сфера»...............................34
Содержательная линия «Человек».............................................45
Содержательная линия «Познание»........................................... 56
Содержательная линия «Экономическая сфера».....................64
Содержательная линия «Социальная сфера»........................... 77
Содержательная линия «Политическая сфера»....................... 87
Содержательная линия «Право».............................................. 102
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ К ТЕКСТАМ..................................... 117
ПРИМЕРЫ ТЕМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПЛАНА
РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА...................................................... 127
ПРИМЕРЫ ТЕМ КРАТКОГО
ПИСЬМЕННОГО СОЧИНЕНИЯ............................................. 128
ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ..................... 133
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ К ТЕКСТАМ........ 148
ПОДГОТОВКА ПЛАНА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА.
УКАЗАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ............................................. 165
КРАТКОЕ ПИСЬМЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ. УКАЗАНИЯ К
ОЦЕНИВАНИЮ........................................................................ 166
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ..................... 168
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ.................220
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 2011 Г.......................242

Экзамен по обществознанию - наиболее массовый из всех, которые сдаются по выбору. Назначение экзамена состоит в том, чтобы оценить уровень подготовки по предмету выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их зачисления в высшие и средние специальные учебные заведения.
Существующая модель экзаменационной работы представляет собой результат десяти лет проведения экзамена в формате ЕГЭ. С 2001 года по настоящее время работа претерпевает определенные изменения в своей структуре, количестве заданий, их разновидностях, системе оценивания на основе анализа результатов экзамена каждого года и итогов профессионального обсуждения. Изменения касаются и пропорций представленности в экзаменационной работе различных содержательных линий интегрального обществоведческого курса, сочетания теоретического и практико-ориентированного материала, удельного веса заданий различного уровня сложности, схем оценивания полных правильных и частично правильных ответов экзаменуемых.
Уже первая модель экзамена в формате ЕГЭ 2001 года включила задания на проверку умений оперировать понятиями и теоретическими положениями, характеризующими социальные объекты. В их числе умение распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; умение определять верные и неверные суждения о социальных объектах. Такие задания являются индикатором того, насколько полученные знания являются осмысленными, насколько, скажем, школьники понимают ту систему различных связей, в которых существует то или иное понятие, обозначающее явление или предмет действительности.
Особенностью содержания контрольных измерительных материалов ЕГЭ с 2002 года стало включение в каждый вариант экзаменационной работы фрагментов источников (ориги-
нальных авторских текстов) с заданиями к ним, заданий-задач с развернутым ответом и альтернативных заданий, требующих написания мини-сочинения (эссе).
Задания на работу с источниками позволили выявлять степень готовности выпускников к самостоятельной учебной деятельности, к самостоятельному поиску и получению знаний, а также систематизации и интерпретации социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических).
С помощью познавательных и практических задач, основу которых составили типичные жизненные ситуации, стало возможным обнаружить способность испытуемых принимать компетентные практические решения, определять правомерное и социально одобряемое поведение, порядок конкретных действий. Многообразие фактов и ситуаций реальной жизни обусловили необходимость многообразия задач. Задачи включили работу со статистическими данными, анализ моделируемых ситуаций, теоретических положений и идей, принадлежащих классикам социальной мысли и др.
Наиболее комплексно выявить уровень обществоведческой подготовки выпускников позволило задание, требующее написания в свободной форме краткого сочинения («эссе»), темы которого заданы в экзаменационной работе в виде проблемных высказываний (афоризмов, крылатых фраз), касающихся социальных явлений и процессов. Такой подход к предъявлению вопросов-тем открыл простор для размышлений и изложения собственных позиций на базе соответствующего содержания курса и жизненного опыта.
Задания, требующие написания эссе, объективно сложны, т.к. проверяют целый комплекс умений, лежащих в основе обществоведческой подготовки. Вместе с тем эти задания уникальны. Уникальность определяется возможностью выбора. Задание-эссе ставит выпускника в достаточно комфортные для него условия. Он имеет право по своему усмотрению выбрать ту область обществоведческого знания, где может проверяемые умения проявить на материале, наиболее близком ему, наиболее интересном для него, наиболее ему знакомом и освоенном. Возможность реализовать выбор побуждает выпускни-
ка в процессе подготовки к экзамену определить свои предпочтения в области социально-гуманитарных дисциплин, чтобы в ответе раскрыться, показать соответствующий уровень владения обществоведческим материалом и умения применять его в контексте требований задания.
Включение в ЕГЭ фрагментов текстов с вопросами к ним, познавательных задач, творческих мини сочинений (эссе) дает возможность проверить усвоение тех или иных элементов знаний разными способами, и это повышает достоверность полученных результатов. Обществознание, отличающееся неоднозначностью в подходах, зачастую лишенное жестких эталонов ответа и критериев оценки, с помощью этих заданий имеет возможность расширения проверяемого содержания, включения в «поле» проверки проблемных и неоднозначно трактуемых вопросов.
Отличительной особенностью контрольных измерительных материалов с 2003 года стало включение в экзаменационную работу практико-ориентированных (контекстных) заданий с выбором ответа, требующих не только определенных знаний, но и умения применить их для анализа конкретной жизненной ситуации. Количество таких заданий в течение последующих лет увеличивалось, и в течение последних четырех лет они представляются отдельной позицией по каждому содержательному разделу первой части работы.
Несколько новых моделей заданий появились в КИМ ЕГЭ в 2006-2009 годах. Это:
а)  задания первой части работы на восстановление недостающих для ответа звеньев информации (содержащие запрос на дополнительную информацию об определенном социальном явлении, процессе);
б)  задания с выбором ответа и со свободно конструируемым развернутым ответом на преобразование информации из условно-графической формы (таблица, диаграмма, график) в словесно-описательную и ее последующую интерпретацию;
в)  задания с выбором ответа и кратким ответом, требующие умения устанавливать связи между общим и частным (между родовыми и видовыми понятиями);
г)  задания с кратким ответом, требующие умения различать характер отдельных компонентов типичного для СМИ текста (суждений фактического, оценочного и прогностического характера);
д) задания с кратким и развернутым ответом на использование обществоведческих понятий и терминов в заданном контексте - при чтении текста определенной проблематики и самостоятельном конструировании текста, включающего необходимые понятия (термины).
Отдельные модели заданий и схемы оценивания стали ориентировать испытуемых на привлечение в качестве элементов ответа личного и социального опыта общественных отношений.
В 2010 году в работе появились задания на составление сложного плана развернутого ответа.
Акцентирование в заданиях ЕГЭ прикладной (практической) составляющей обществоведческой подготовки привело постепенно ко все более успешному освоению учащимися школы умений соотносить теоретический учебный материал с социальными реалиями окружающей жизни и, соответственно, возрастанию показателей выполнения заданий на обращение к социальным реалиям. В этом, в частности, видится изменение акцентов в практике преподавания предмета - от ориентации, в основном, на передачу и воспроизведение готовых знаний к преподаванию, основанному на освоении различных способов получения социальной информации, ее интерпретации и применения в процессе обществоведческой подготовки.
Публикуемые в открытой печати критерии оценивания ответов по различным заданиям экзаменационной работы дают ориентиры для совершенствования процедуры оценивания, сложившейся в массовой практике (в частности, учат оценивать по ряду критериев, учитывать при оценке все необходимые элементы ответа и т.п.). И в целом открытость требований ЕГЭ к испытуемому помогает самому ученику более адекватно оценить уровень собственной подготовки по предмету и ликвидировать имеющиеся пробелы в процессе подготовки к экзамену.
Широко охватывая содержание курса, ЕГЭ предоставляет больше уверенности экзаменующимся    в своих силах, чем, скажем, устный экзамен с элементами лотереи при вытягивании «счастливого билета». Положительное воздействие оказывают заявленные единые для всех требования и условия сдачи ЕГЭ, которые обеспечивают равные возможности выпускникам образовательных учреждений крупных городов и небольших населенных пунктов, живущих в центре страны и ее отдаленных регионах.
Материалы ЕГЭ позволяют получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по обществознанию, выявить качество овладения содержанием обществоведческого образования, отраженным в нормативных документах, определить направления совершенствования учебного процесса и учебно-методического обеспечения школьного курса, наметить пути улучшения обществоведческого образования в школе.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ / Автор комментариев Е.Л. Рутковская