Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2009. Обществознание: Репетитор / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт и др.

ЕГЭ 2009. Обществознание

Учебное пособие адресовано выпускникам средней школы и абитуриентам для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию. Авторы книги — разработчики экзаменационных заданий ЕГЭ.
Учебное пособие включает:
• полную информацию о структуре и содержании ЕГЭ по обществознанию;
• краткий теоретический материал по всем темам ЕГЭ;
• сведения о типах заданий разного уровня с подробными комментариями. Издание окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Авторы:
Лазебникова Анна Юрьевна — доктор педагогических наук
Рутковская Елена Лазаревна — кандидат педагогических наук
Брандт Максим Юрьевич — кандидат исторических наук
Боголюбов Леонид Наумович — действительный член РАО, доктор педагогических наук
Городецкая Наталья Ивановна — кандидат педагогических наук
Котова Ольга Алексеевна — кандидат исторических наук
Лискова Татьяна Евгеньевна — кандидат педагогических наук.

Введение........................................7
I  ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК НОВАЯ ФОРМА АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ
1   Когда и почему был начат эксперимент по переходу на
. единый государственный экзамен?....................8
2  Был ли в нашей стране опыт тестовой проверки подготовки учащихся?.'.................................8
3   Используются ли аналогичные ЕГЭ формы аттестации учащихся в зарубежной школе?...................9
4   Чем обеспечивается большая достоверность и объективность результатов ЕГЭ по сравнению с традиционными выпускными и вступительными экзаменами?. . . 10
5   Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью единого экзамена?............11
0   Что остается за рамками проверки?.................12
7  Кто разрабатывает задания ЕГЭ?...................13
8   Баллы и отметки: как оцениваются результаты единого экзамена? Как распределились отметки по результатам сдачи экзамена в 2008 г.?.................13
9   Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат?..........................................15
10   Можно ли пересдавать ЕГЭ и как поступить, если вы
не согласны с его результатами?....................16
II   Почему важно внимательно читать и выполнять инструкции к заданиям?............................16
11 ЭКЗАМЕН ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕРКИ
1   Что лежит в основе отбора учебного материала для проверки?......................................19
2  По каким учебникам и учебным пособиям лучше готовиться к экзамену?...............................19
3 К какой дополнительной литературе можно обратиться при подготовке к экзамену?.................20
Содержательная линия «Общество»................. 22
Содержательная линия «Человек»...................28
Содержательная линия «Познание»..................36
Содержательная линия «Экономическая сфера жизни общества»......................................44
Содержательная линия «Социальная сфера жизни общества»........................................59
Содержательная линия «Духовно-нравственная сфера жизни общества»................................67
Содержательная линия «Право»....................76
Содержательная линия «Политическая сфера жизни общества»......................................90
III СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
1   Как различаются задания по характеру ответа?......101
2   Каковы основные типы заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности?. . 102
3   Как различаются задания по уровню сложности?......103
4  Как выполнять задания на сравнение?...............104
5  В чем специфика заданий на классификацию?.........107
О Как справиться с заданиями на распределение позиций
по группам и на установление соответствия?........109
7  Как правильно выбрать признак указанного понятия? . . 112
8   Как по признаку установить понятие?..............113
9   Соотносим понятия и определения: как не допустить ошибки? ......................................115
10   Сколько смыслов у одного понятия?................116
11   Почему задания на конкретизацию отнесены к заданиям высокого уровня сложности?....................119
12   Две разновидности заданий-задач: что общего? Каковы различия?.....................................123
13  Какие умения необходимы для того, чтобы правильно решать задачи?.................................124
14   Каков алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом?.................................125
15   Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?....................................127
16  Как подойти к решению задач с выбором ответа?.....129
17  В каком случае за задание-задачу с открытым ответом можно получить высший балл?................130
18   Зачем в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ включена работа с текстами документов?...........132
19   Как подготовиться к проверке умения работать с текстом документа?............................133
20   В чем заключаются интерпретация и анализ текста? . 134
21   Какие документы используются в заданиях с текстовым фрагментом?...............................134
22  Как может происходить процесс работы с документом? .........................................135
23   Что проверяют задания, включающие оригинальные тексты?......................................137
24  Каков характер заданий к тексту?.......    .........138
25   По каким критериям оценивается выполнение заданий по работе с текстом?........................141
26  Можно ли экзаменуемому выражать несогласие с точкой зрения автора?..............................144
27   Что такое эссе? Каковы его особенности? . .'..........146
28   Какие типы эссе выделяют ученые?................148
29   Что отличает эссе по общество знанию от эссе по литературе или по истории?.........................149
30   Как оцениваются экзаменационные эссе по общество-знанию? Какие критерии используются?.............150
31   Как выбрать тему эссе на экзамене?................153
32   Можно ли пользоваться черновиком?...............157
33   Какие требования предъявляются к структуре эссе? . . 158
34  Нельзя ли на примере показать, как проверяются экзаменационные эссе?...............................160
35  Что еще почитать для того, чтобы качественно написать эссе по общество знанию?.....................162
IV ЧТО ПОКАЗАЛИ ЭКЗАМЕНЫ ПРОШЛЫХ ЛЕТ?
1   Каковы основные ошибки при выполнении базовых заданий с выбором ответов?..........................164
2  Задания на сравнение: чем вызваны ошибки?..........165
3  Почему за задания, требующие раскрытия положения на примерах, большинство выпускников получают низкие баллы?..................................167
4   Что вызывает трудности при выполнении заданий-задач? ........................................168
5  На чем «спотыкались» выпускники при анализе оригинальных текстов?...............................172
О  В каком случае эссе не засчитывается экспертами как
выполненное задание?............................173

Среди школьных предметов, по которым можно пройти итоговую аттестацию в рамках Единого государственного экзамена, есть и обществознание. За четыре года эксперимента ЕГЭ по обществознанию сдали несколько десятков тысяч одиннад-цатикласссников.
Данная книга обращена к тем, кому еще только предстоит это испытание, — старшеклассникам, а также их наставникам и помощникам в сложном деле подготовки к нему — учителям и родителям. Конечно, самый надежный путь к успешной сдаче экзамена — прочное и глубокое усвоение курса общество-знания на протяжении всех лет его изучения. Вместе с тем нелишней станет и специальная работа по формированию умений выполнять задания различных типов.
О том, какие типы заданий представлены в каждом варианте проверочной работы, исходя из каких критериев оценивают эсперты ответы учащихся (имеются в виду задания с открытыми ответами), каковы наиболее типичные ошибки экзаменующихся и как их избежать, и о многом другом говорится в этой книге. Все рассуждения, наблюдения, советы авторов, а ими являются разработчики контрольно-измерительных материалов по данному экзамену, подкрепляются многочисленными примерами заданий, использованных в ходе единого экзамена. Книга выстроена в «вопросно-ответном» жанре, это позволяет начать ознакомление с ней с того вопроса, который представляется читателю наиболее важным или первоочередным, а затем двигаться по ее содержательному пространству собственным познавательным маршрутом.

1   Когда и почему был начат эксперимент по переходу на единый государственный экзамен?
Эксперимент по переходу на единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы и ссузы. Он был начат в 2001 году в пяти регионах страны с нескольких учебных предметов, в число которых вошло обществознание. В 2006 году экзамен по обществознанию сдавали уже в 52 регионах Российской Федерации.
Единым государственный экзамен можно считать, во-первых, потому, что его результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы. Во-вторых, при проведении этого экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки, В-третьих, ЕГЭ помогает обеспечить равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз. Экзамен везде проводится в одинаковых условиях, обеспечивающих достоверность результатов (проверка ответов проводится компьютерными средствами и группой независимых экспертов) и объективную оценку.
Введение единого экзамена позволяет восстановить преемственность общего среднего, среднего специального и высшего образования, утраченную в последние десятилетия. Единство требований к выпускнику и абитуриенту в рамках ЕГЭ облегчает доступ к высшему образованию, особенно для учащихся сельских школ, дальних регионов страны.
2   Был ли в нашей стране опыт тестовой проверки подготовки учащихся?
Первый опыт относится к 20-м годам прошлого века.
В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была создана особая тестовая комиссия. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для
школы. В числе первых появились тесты по обществоведению, природоведению, счету, решению задач, знанию географической карты, правописанию, пониманию прочитанного. Тесты школьной успешности разрабатывались, активно обсуждались и были основой массовых обследований вплоть до 1936 года. Затем в силу политических причин они надолго ушли из широкой педагогической практики.
В настоящее время практически все страны Европы активно используют тестирование в области образования. Массовое тестирование стало основой международных сравнительных исследований. Одно из них касалось обществоведческой подготовки. Россия в числе 28 стран мира участвовала в 1999 году в международном исследовании по гражданскому образованию CIVIC (Civic Education Study), организованном Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA — International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В ходе исследования 14-летним подросткам был предложен тест, выявляющий их знания, представления, позиции, мнения в области обществоведческих проблем, а также отношения к социальным процессам, явлениям и умения решать конкретные практические вопросы. Результаты тертирования позволили определить общее состояние знаний и умений российских школьников, выявить место России среди других стран-участниц по уровню гражданского образования учащихся, а главное — показали значимость использования тестовых материалов в методике обществоведческого образования и объективной проверке его результатов.
Параллельно с проведением международных сравнительных исследований в течение ряда лет в России развивалось централизованное тестирование. Центр тестирования разрабатывал два основных направления — аттестационное и абитуриентское.
3 Используются ли аналогичные ЕГЭ формы аттестации учащихся в зарубежной школе?
Говоря «тесты, аналогичные ЕГЭ», мы сознательно оставляем за рамками рассмотрения тесты изучения индивидуальных психофизиологических и личностных характеристик, диагностики уровня интеллектуального развития, тесты для профессионального отбора, прогностические тесты и др. В поле нашего внимания попадают тесты, по результатам которых
осуществляют прием в вузы. Такие тесты используются в зарубежной школе достаточно широко.
К примеру, в США существуют два вида таких тестов — тесты на учебные способности и на предметные знания. Большинство вузов страны принимают результаты одного или другого тестирования. Стандартизированное тестирование с целью отбора в вузы является частью системы высшего образования США.
Независимые системы объективной оценки образовательных достижений стали создаваться и в странах ближнего зарубежья. В последние годы началась разработка тестов для национальных экзаменов в Киргизии, Казахстане, сертификационного и вступительного внешнего тестирования на Украине, централизованного тестирования в Белоруссии.
4 Чем обеспечивается большая достоверность и объективность результатов ЕГЭ по сравнению с традиционными выпускными и вступительными экзаменами?
Этому способствуют сами условия проведения ЕГЭ. Единый экзамен проводится по решению Государственной региональной (областной, республиканской) экзаменационной комиссии в назначенных региональными органами управления образованием пунктах проведения экзамена (ППЭ), которые могут располагаться в высших учебных заведениях и базовых школах. К проведению экзаменов допускаются предварительно назначенные преподаватели (при этом исключается участие учителей, преподающих данный или родственный предмет).
Объективность результатов обеспечивается применением однотипных заданий и единой шкалы оценки, позволяющих сравнивать учащихся по уровню подготовки, а также самой процедурой оценивания ответов. Так, выполнение заданий, предполагающих выбор одного ответа из приведенных вариантов или требующих коротких свободных ответов, проверяется компьютерными средствами, а развернутые свободные ответы анализируют независимые эксперты.
Практика эксперимента по ЕГЭ подтверждает высокую результативность экзамена и в решении проблемы Дифференциации учащихся по уровню подготовки: те, кто набрал высокие баллы на едином экзамене, как правило, успешно обучаются в высшем учебном заведении.
5 Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью единого экзамена?
Единый экзамен призван дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений выпускников. В частности, выявить, в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Обязательного минимума содержания основного и среднего (полного) общего образования по предмету 1998 и 1999 годов, а также федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 года. В работе 2009 года, в отличие от ЕГЭ предшествующих лет, будет несколько изменено содержание заданий по экономике. Оно будет определяться стандартами среднего (полного) общего образования базового уровня 2004 года как по обществознанию, так и по экономике. В экзаменационную работу включаются только те содержательные элементы обществоведческого курса, которые отражены как в обязательных минимумах содержания 1998—1999 годов, так и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 года.
В экзаменационную работу включаются задания, проверяющие сформированность следующих умений:
•распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
•сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
•соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
•оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
•анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
•распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
•устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
•применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
•различать в социальной информации1 факты и мнения, аргументы и выводы;
•называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
•перечислять признаки какого-либо явления, объекту одного класса и т.п.;
•раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
•применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
•осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
•формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Экзаменационная работа оценивает качественное овладение обществоведческими знаниями на различных уровнях (базовом, повышенном и высоком) и с помощью различных типов заданий.
6  Что остается за рамками проверки?
Цели обществоведческой подготовки включают не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей.
Что касается блока воспитательных целей (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к праву, готовности следовать нравственным нормам и т.п.), то проверка степени их реализации не входит в задачи единого экзамена.
Вместе с тем следует отметить, что в ряде проверочных заданий опосредованно присутствует ценностная составляющая. Так, есть задания, требующие от учащихся умения высказать свое отношение к приведенным фактам, представленным точкам зрения. Но при этом оценивается не собственно позиция отвечающего (согласие или неприятие), а характер и глубина ее аргументации. Подробнее на этом вопросе мы остановимся позже.
7  Кто разрабатывает задания ЕГЭ?
Авторами-разработчиками являются специалисты различного уровня, от учителя-предметника до педагога-ученого и представителя так называемых базовых наук (социологов, политологов и др.). Каждое задание проходит сложную процедуру содержательной и тестологической экспертизы. Принятые после экспертизы задания зачастую требуют доработки. Ею занимается предметная комиссия, утвержденная Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В подготовке КИМов (контрольных измерительных материалов) важную роль играют ученые-специалисты из Института общего среднего образования Российской академии образования, ставшие победителями конкурса коллективов по разработке материалов ЕГЭ в 2001 г. Значительный вклад в разработку КИМов вносят участники ежегодно объявляемого Всероссийского конкурса «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена». Участниками конкурса становятся как отдельные авторы, так и целые авторские коллективы. Цель конкурса — обеспечить ЕГЭ качественными и оригинальными контрольно-измерительными материалами. (С Положением о конкурсе можно познакомиться на сайте в Интернете www.fipi.ru).
8   Баллы и отметки: как оцениваются результаты единого экзамена? Как распределились отметки по результатам сдачи экзамена в 2008 г.?
Для определения готовности абитуриентов к продолжению образования в вузе используется 100-балльная шкала, учитывающая коэффициенты трудности заданий различного типа и вида. Эти результаты в баллах проставляются в специальном свидетельстве о результатах ЕГЭ. Для выставления оценки в школьном аттестате их переводят в привычную пятибалльную шкалу. Вуз, участвующий в эксперименте, принимает лишь результат ЕГЭ — то есть работает со свидетельством, а не с аттестатом. Разные части экзаменационной работы по общество-знанию оцениваются следующим образом: каждое правильно выполненное задание первой части А (задания с выбором ответа) и первые два задания второй части В (задания с кратким ответом) оцениваются одним баллом, оставшиеся четыре задания второй части В имеют по два максимальных балла. Диапазон оценок заданий третьей части С (задания с развернутым отве-
том) — от двух до четырех баллов. (По двух-, трех- и четырехбалльным заданиям оценивается не только полный, но и неполный правильный ответ). Таким образом, часть А, состоящая из 30 заданий, имеет общий вес 30 баллов, часть В, состоящая из 6 заданий, — 10 баллов, общий вес части С — 22 балла.
В 2008 году в экзамене участвовали 132 034 выпускника. Результаты экзамена отражают тенденцию успешного выполнения экзаменационной работы при постоянном увеличении требований к экзаменуемым.
Соответствие первичных баллов по результатам ЕГЭ отметкам по 5-балльной шкале
Отметка по 5-балльной шкале    Интервал первичных баллов и % экзаменуемых в каждой группе                    
    2006 год        2007 год        2008 год    
    Интервал    %    Интервал    %    Интервал    %
2    0—18    8    0—19    7,7    0—18    6,2
3    19—32    33,3    20—33    32,3    19—34    34,7
4    33—44    37,9    34—46    41,6    35—46    38,7
5    45—62    20,8    47—62    18,5    47—62    20,4
Основная масса сдающих обществознание демонстрирует из года в год средний и хороший уровень подготовки, соответствующий школьным отметкам «3» и «4*. По результатам этого года отметку «3» получили 34,7% сдававших, отметку «4» — 38,7%. Обществоведческая подготовка 6,2% выпускников из числа сдававших экзамен оценена неудовлетворительно. 20,4% выпускников продемонстрировали отличный уровень подготовки, соответствующий школьной отметке «5». Однако число выпускников, получивших самые высокие баллы, очень незначительно. Только 13 человек — 0,01% всех выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию, — получили 100 максимально возможных тестовых баллов. Экзаменуемых, выполнивших все задания работы на 90% (получивших 76 и более баллов), по стране всего 2860 человек (2,2%); на 95% (получивших 82 и более баллов) — 558 человек (0,4%).
В целом на школьную отметку «5» приходится интервал от 67 до 100 тестовых баллов. При этом 67—75 баллов получили примерно 18% участников экзамена, а 76—100 — почти в 9 раз меньше (около 2%).
Следует подчеркнуть, что обществознание — предмет интегральный, и сравнительно небольшое количество выпускников, получивших высокие баллы, связано с тем, что достаточно сложно одинаково хорошо продвинуться в освоении экономики, правоведения, политологии, социологии, философии, социальной психологии, глобалистики, культуроведения. В то же время предварительные данные свидетельствуют о некотором росте показателей по предметным знаниям и умениям выпускников, ориентированных на предмет. Так, для получения школьной отметки «5», как и в прошлом году, необходимо было выполнить все задания первых двух частей работы (с выбором ответа и краткими ответами) и три задания (в сумме на семь первичных баллов) из третьей части работы (с развернутыми ответами). При этом, по сравнению с прошлым годом, наблюдается некоторое увеличение количества отличников: с 18,5 до 20,4%.
Статистические данные наглядно свидетельствуют о возможности дифференциации выпускников школ и абитуриентов, получивших одинаковую школьную отметку, по уровню их реальных учебных достижений согласно набранным ими тестовым баллам.
9   Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат?
Положением «О проведении единого государственного экзамена» (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306) предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат: более высокая отметка — при разнице годовой отметки и отметки по единому экзамену в 1 балл; отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более, чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.
Таким образом, данное правило означает, что «троечники» сохранят за собой тройки в аттестатах даже в том случае, если по результатам ЕГЭ они получат «двойки».
10  Можно ли пересдавать ЕГЭ и как поступить, если вы не согласны с его результатами?
Пересдавать ЕГЭ, если не удовлетворяет полученная оценка, нельзя. Но через год можно опять сдавать экзамен вместе с новыми выпускниками.
Если же выпускник считает, что его работа проверена некорректно, то он в трехдневный срок после объявления оценки может подать апелляцию на имя председателя предметной комиссии. Апелляция подается в письменном виде руководителю того учреждения, в котором выпускнику были объявлены результаты экзамена.
Если возникли претензии к процедуре проведения экзамена (не были созданы необходимые условия, что-то мешало нормальному выполнению заданий и т.п.), то после окончания экзамена нужно, не выходя из аудитории, лично подать апелляцию уполномоченному представителю ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии).
Результатом рассмотрения апелляций может стать либо ее отклонение, либо назначение переэкзаменовки в резервный день.
Претензии выпускников по содержанию контрольно-измерительных материалов вносятся в протокол проведения ЕГЭ в пункте приема экзамена с указанием номера варианта, задания и содержания замечания. Сами замечания организаторами не рассматриваются. Если в дальнейшем предметная комиссия признает данное задание действительно некорректным, то оно будет засчитано как верное всем выполнявшим его ученикам.
11  Почему важно внимательно читать и выполнять инструкции к заданиям?
Опыт проведения ЕГЭ убедительно свидетельствует о том, что на результат выполнения работы одинаково влияет не только знание правильного ответа, но и умение записать ответ так, как того требует инструкция.
Инструкции к заданиям несут двойную нагрузку. Во-первых, они помогают экзаменуемому разобраться в том, что от него требуется. Для того чтобы ответ соответствовал требованиям к выполнению задания, следует внимательно прочитать и инструкцию, и формулировку самого задания.
Во-вторых, в инструкциях заключаются правила записи ответа.
В состав тестовых материалов ЕГЭ включены следующие инструкции:
1.   Инструкция, предваряющая всю работу (она носит вводный характер, ее назначение состоит в том, чтобы подвести выпускника к выполнению работы).
2.   Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы (они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов на них).
3.   Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий (например, задания к текстовому фрагменту).
4.   Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям.
Ответы к первой и второй частям работы заносятся каждым экзаменуемым в специальный бланк. При проверке выполнения работы этот бланк сканируется, после чего каждый ответ распознается компьютером и сравнивается с эталоном (правильным ответом).
Особенно важно внимательно прочитать и правильно выполнить инструкцию по записи ответа на задания второй части работы (части В) — задания с кратким ответом. Ответы к этим заданиям представляют собой слово или словосочетание, определенную последовательность букв или цифр.
Понятно, что, если ответ записан не так, как того требует инструкция, он будет прочитан как неправильный. Например, если цифры или буквы будут по невнимательности даны не в той последовательности, задание будет засчитано как невыполненное.
Приведем примеры отдельных инструкций.
1.  Инструкция к первой части работы.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 — А30) поставьте знак «X» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
2.  Инструкция ко второй части работы.
При выполнении заданий этой части запишите ваши ответы в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1—В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
3. Инструкция к заданию ВЗ.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А    Б    В    Г
            
4. Инструкция к заданию С8.
Выполняя последнее задание работы (С8), вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите одно из предложенных ниже высказываний.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2009. Обществознание: Репетитор / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брандт и др.