Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2010. Обществознание. Сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт

ЕГЭ 2010. Обществознание

Пособие включает разнообразные материалы, которые понадобятся учителю и школьникам для подготовки к ЕГЭ.
В сборнике даны подробный анализ тестовых заданий и разбор типичных ошибок на экзаменах прошлых лет.
Большое внимание уделяется методическим приемам формирования знаний, умений и навыков, необходимых школьнику для успешной сдачи ЕГЭ.
Пособие будет полезно учителям, учащимся старших классов, их родителям, а также методистам и членам приемных комиссий.

 

 

 

 

От авторов.....................................................................................4
ГЛАВА I. ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА.................... .6
Определение признака указанного понятия...............................7
Установление понятия по приведенному признаку................12
Задания на сравнение близких понятий....................................15
Задания на различение смыслов одного понятия....................24
Задания на выбор из двух суждений.........................................30
ГЛАВА И. ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ
ОТВЕТОМ....................................................................................38
Задания на завершение схем......................................................39
Задания на установление соответствия позиций двух
рядов............................................................................................46
Задания на выбор позиций из приведенного перечня.............54
ГЛАВА III. ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ
С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ................................................59
Задания на конкретизацию........................................................59
Задания-задачи............................................................................65
ГЛАВА IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ...........84
Характеристика текстов.............................................................85
Характеристика заданий............................................................89
Анализ ответов..........................................................................103
Как работать с текстом на экзамене........................................115
Тренировочные материалы.....................................................117
ГЛАВА V. ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЭССЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.....................................................127
Что такое эссе............................................................................127
Эссе по обществознанию как творческая работа
ученика......................................................................................132
Выбор темы...............................................................................138
От черновика — к окончательному тексту............................144
Что значит быть в контексте задания?....................................149
Анализ эссе................................................................................154
Вместо заключения...................................................................157

Предлагаемый сборник содержит анализ основных видов заданий, включенных в экзаменационную работу единого государственного экзамена по обществознанию, и методические рекомендации, которые помогут подготовиться к экзамену, познакомиться с новыми типами заданий, отработать приемы работы с ними, оценить уровень своей готовности к экзаменационному испытанию. Приведены многочисленные примеры типовых заданий всех видов и ответы к ним. Часть заданий сопровождается содержательными и методическими комментариями; часть предлагается в виде заданий для самостоятельной работы.
В первой главе представлены задания части А экзаменационной работы. Это задания с выбором ответа - одного правильного из четырех предложенных. Задания классифицированы в соответствии с преобладающими видами работы с понятиями: определение признака понятия; установление понятия по признаку; сравнение близких понятий; различение смыслов одного понятия. Рассмотрены также особенности работы с заданиями на выбор двух суждений.
Вторая глава посвящена анализу заданий части В. В нее вошли задания, требующие краткого ответа. Большинство из них являются разновидностями заданий на классификацию понятий, терминов, признаков, фактов и пр. Рассмотрены примеры заданий на завершение фразы (или пропущенного слова); завершение схемы; установление соответствия между перечнями; выбор позиций из приведенного перечня.
В третьей главе дан анализ и рекомендации по работе с некоторыми заданиями части С. В частности, рассмотрены особенности заданий на конкретизацию понятий, общих положений, теоретических суждений и заданий-задач, в основе которых лежит определенное противоречие между известным знанием и тем, которое требуется установить. Отметим, что специального раздела, посвященного характеристике заданий на перечисление признаков, составных частей, особенностей, причин, понятий, явлений, процессов, в пособии нет, поскольку рекомендации по их выполнению аналогичны рекомендациям по работе с понятиями, данными в первой и второй главах.
Четвертая глава содержит развернутые рекомендации по выполнению заданий для работы с содержащими социальную информацию текстами. Охарактеризованы виды текстов и заданий к ним, рассмотрены примеры, проанализированы типичные затруднения, возникающие у выпускников при их выполнении.
В пятой главе содержатся рекомендации по подготовке учащихся к выполнению такого сложного и относительно нового вида заданий, как написание эссе по обществознанию.
Авторы выражают надежду, что пособие будет полезно старшеклассникам и учителям при подготовке к экзамену по обществознанию.

Большинство закрытых заданий (с выбором ответа) единого экзамена по обществознанию предполагает оперирование основными понятиями курса. Успешное выполнение этих заданий наряду со знаниями определений понятий, их основных признаков требует и некоторых логических знаний и умений. В ходе подготовки к ЕГЭ (при изучении курса, на этапе предэкзаменационного повторения) целесообразно включать отдельные элементы логических знаний, отрабатывать соответствующие навыки.
При изучении темы «Познавательная деятельность» уместно более обстоятельно рассмотреть особенности понятийного мышления. Обратим ваше внимание на роль понятий в познании мира, подчеркнув, что они выступают своеобразным «строительным материалом» любой области научного знания, а также учебного предмета, основанного на данной области.
Не лишним будет остановиться и на таких характеристиках понятия, как содержание и объем. Содержание понятия ~ это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. Объем понятия -это то множество предметов, которые охватываются данным понятием. Между объемом и содержанием понятий существует обратная зависимость: чем шире объем, тем уже содержание, и наоборот. Такая зависимость вполне объяснима - чем на большую группу предметов мы распространяем данное понятие, тем труднее найти признаки, присущие каждому предмету из данной группы. Покажем это на примере. Возьмем понятия «деятельность» и «познавательная деятельность». Содержание последнего шире, поскольку помимо признаков, присущих любой деятельности, ему присущи признаки, характерные именно для познания. В то же время класс явлений, охватываемых этим понятие уже, чем понятием «деятельность»: сюда не относятся трудовая, игровая и другие виды деятельности, отличные от познания.
В курсе обществоведения изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему (например, «общество»,   «культура»,   «цивилизация»,   «общественный  строй»,
«политический институт», «социальная норма» и др.). Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. Входят в состав курса и понятия, охватывающие часть общих понятий («индустриальное общество», «западная цивилизация», «моральная норма» и др.). Это частные понятия. Есть и сравнительно небольшие по объему понятия («демографическая группа», «налог», «государственный долг» и др.), имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков.
Обратимся к содержанию понятий. Его, как уже отмечалось, образует совокупность признаков, фиксирующих наличие (или отсутствие) какого-либо свойства. При этом выделяют некоторые наиболее существенные признаки. Их называют основными. Эти признаки составляют основу качественной специфики изучаемого явления и фиксируются в определении понятия.
Единый экзамен по обществознанию включают несколько разновидностей закрытых заданий, связанных с определениями и признаками понятий.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2010. Обществознание. Сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт