Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

ЕГЭ 2010. Обществознание. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий / ФИПИ / Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е.

ЕГЭ 2010. Обществознание

Книга посвящена наиболее сложным заданиям ЕГЭ по обществознанию - заданиям открытого типа с развернутыми свободно конструируемыми ответами. Авторы дают характеристики всех разновидностей этих заданий, описания их моделей, особенностей выполнения, примеры ответов выпускников и комментарии к ним.
В книге используются материалы демонстрационных вариантов ЕГЭ и открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.

Авторский коллектив:
Котова О.А., канд. ист. наук - разделы «Задания на конкретизацию (С6)», «Обществоведческое мини-сочинение (эссе) (С9)» Лискова Т.Е., канд. пед. наук - разделы «Задания на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания (С5)», «Познавательные задачи (С7)» Рутковская Е.Л., канд. пед. наук- разделы «Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по обществознанию», «Составные задания на анализ и интерпретацию источника (С1-С4)», «Задания на составление сложного плана развернутого ответа (С8)».

Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по обществознанию.......................................4
Составные задания на анализ и интерпретацию источника (С1-С4)............................................................................12
Задания на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания (С5)...............................................................................83
Задания на конкретизацию (С6)............................................113
Познавательные задачи (С7)..................................................157
Задания на составление сложного плана развернутого ответа (С8)...............................................................................195
Обществоведческое мини-сочинение (эссе) (С9)................203
Литература..............................................................................252

Задания с развернутым ответом в системе
контрольных измерительных материалов
для единого государственного экзамена
по обществознанию
Обществознание является наиболее массовым экзаменом из всех предметов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования.
Эта книга посвящена одному из типов заданий, включенных в экзаменационную работу по обществознанию Единого государственного экзамена, - заданиям открытого типа с развернутыми свободно конструируемыми ответами.
Задания открытого типа с развернутыми свободно конструируемыми ответами составляют третью часть экзаменационной работы - часть С. Они помогают выявить выпускников и абитуриентов, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Эти задания, как по форме, так и по содержанию, наиболее близки к традиционным вопросам, используемым многие годы для устных и письменных проверок по предмету и включенных в действующие учебники и учебные пособия. Однако, в отличие от традиционных вопросов, данные задания включают стандартизированные схемы оценивания, в большом количестве представленные в этой книге. Знакомство как с заданиями, так и со схемами оценивания позволит и педагогам, и самим учащимся использовать их для тренировочных упражнений при подготовке к экзамену и самостоятельно производить проверку и оценку (самооценку) выполненных работ подобно тому, как проверяются и оцениваются ответы на задания с развернутыми ответами в ходе экзамена.
Удельный вес заданий с развернутыми ответами в экзаменационной работе очень высок. Полное и правильное их выполнение обеспечивает экзаменуемому почти половину баллов от числа тех, получение которых возможно за всю работу (На экзамене 2010 - года 25 из 59).
Данные задания позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированное^ сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения анализировать и интерпретировать различные источники социальной информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения относительно разнообразных объектов социальной действительности, определять оптимальные способы поведения в типичных жизненных ситуациях, выражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимых социальных проблем, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов.
Умения этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью заданий различных моделей и разновидностей. Каждая из таких моделей основана на определенном виде деятельности, владение которым требуется продемонстрировать экзаменуемому. Приведем перечень этих видов деятельности:
•  применять обществоведческие понятия в заданном контексте;
•  перечислять признаки определенного социального явления, процесса, института;
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
•  приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
• решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные проблемы жизни человека и общества;
•  осуществлять поиск, анализ и интерпретагщю социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
•  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по социальным проблемам.
В своей совокупности задания с развернутым ответом позволяют выявить степень готовности выпускников к самостоятельной учебной деятельности, к самостоятельному поиску и получению знаний.
В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ей место. Так, позиции С1-С4 представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию. Задания позиции С5 - это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо социального явления, объектов одного класса. Задания позиции С6 - это задания, требующие приведения примеров или раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере. Задания позиции С1 -это задания-задачи, содержащие условие (в виде ситуации, высказывания, статистической информации, предъявляемой в описательной или графической форме) и вопросы (предписания) к нему. Задания позиции С8 - это задания, требующие составления сложного плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса. Задания С9.1 - С9.6 в целом представляет собой альтернативное задание, требующее от экзаменуемых написания сочинения-размышления (эссе). Задание сформулировано в форме высказываний (афоризмов, крылатых фраз), касающихся социальных явлений и процессов, нередко в проблемном ключе, и в этом случае его выполнение требует разрешения некого познавательного противоречия. Задание проверяет целый комплекс умений, лежащих в основе обществоведческой подготовки.
По своему характеру это задание уникально, и эта уникальность определяется не самим требованием написать определенную творческую работу - сочинение входит в контрольные измерительные материалы, скажем, по литературе, по русскому языку. Уникальность определяется возможностью выбора. Задание-эссе по обществознанию ставит выпускника в достаточно комфортные для него условия. Он имеет право по своему усмотрению выбрать ту область обществоведческого знания, где может проверяемые умения проявить на материале, наиболее близком ему, наиболее интересном для него, наиболее ему знакомом и освоенном. Возможность реализовать выбор побуждает выпускника определить свои пред-
почтения в области социально-гуманитарных дисциплин, раскрыться, показать творческие возможности.
Содержание заданий с развернутыми ответами (как и заданий других частей экзаменационной работы) определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования, профильный и базовый уровень (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). В этой связи задания с развернутыми ответами отражают содержание учебных программ и учебников обществознания для 10 и 11 классов, рекомендованных или допущенных к использованию в школе (см. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях). Отдельные требования (в частности, требование проиллюстрировать с помощью примеров определенные социальные явления и процессы, или аргументировать определенные теоретические положения с опорой на выявление и обобщение типичных социальных фактов) предполагают также учет содержания учебных пособий, входящих в УМК к учебникам, включенным в Федеральный перечень.
Выполнение тестовых заданий с развернутыми ответами оценивается в соответствии со схемами, предлагаемыми к каждому конкретному заданию. Это принципиально отличает тестовые задания со свободно конструируемым развернутым ответом, используемые на ЕГЭ, от любого иного письменного задания, выполнение которого традиционно оценивается преподавателем. Традиционные письменные ответы оцениваются без опоры на апробированные и доказавшие свою состоятельность стандартизированные схемы и шкалы.
Согласно используемым схемам оценивания, все задания с развернутым ответом можно разделить на две группы.
Первую группу составляют задания с оригинальными критериями и схемами оценивания. Их в контрольных измерительных материалах по обществознанию подавляющее большинство. В структуре экзаменационной работы это задания С1-С4, С6-С7 и одна из моделей задания С5.
Вторую группу составляют задания, которые имеют универсальные, обобщенные схемы оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного задания. Их значительно
меньше. Это задания С8, альтернативные задания С9 и одна из моделей задания С5.
Среди заданий первой группы различают 1) задания с однозначно определяемыми элементами правильного ответа, - их в КИМ по обществознанию незначительное количество; и 2) задания, предполагающие широкий спектр вариантов правильного ответа, - эти задания в основном и представлены в КИМ по предмету
Наличие в КИМ большого числа заданий с широким спектром правильных ответов определяется рядом обстоятельств, в том числе:
-  спецификой социально-гуманитарного знания, объективно предполагающего многообразие взглядов на социальные процессы и явления;
-  наличием ряда альтернативных усвоенных испытуемыми при изучении школьного курса обществоведческих программ и учебных пособий (подходы авторов которых к рассмотрению ряда вопросов развития общества существенно различаются);
-  неповторимым индивидуальным стилем изложения и интерпретации обществоведческого материала отдельным выпускником.
Схема оценивания заданий первой подгруппы - заданий с однозначно определяемыми элементами правильного ответа -содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов.
Схема оценивания заданий второй подгруппы, предполагающей широкий спектр вариантов ответа, содержательно иная. В качестве эталона дается примерный, не завершенный ряд правильных элементов ответа, предлагаются вероятные формулировки, указываются возможные подходы к выполнению задания, дается своеобразный «ключ» к формулированию ответа. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от данных в эталоне формулировки, соответствующие правильному ответу.
При проверке и оценке ответов по заданиям первой подгруппы проверяющие ориентированы на поиск в работе экзаменуемого названных в эталоне элементов ответа. По заданиям второй подгруппы схема оценивания ориентирует на определение правильного «разворачивания» мысли, подхода отвечающего к выстраиванию ответа, но ни в коем случае не предполагает отслеживания в ответе прямого, дословного воспроизведения положений, прописанных в примерном ответе. В работе экзаменуемого могут встречаться иные, не указанные в примерном ответе верные позиции.
Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового и высокого уровней сложности.
К заданиям базового уровня относятся первое и второе задания к фрагменту текста (задания С1 и С2). Все остальные задания с развернутым ответом - задания высокого уровня сложности (задания С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).
Задания базового уровня сложности (С1 и С2), два из заданий высокого уровня сложности (С5 и С8) являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из этих заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе - 1 балл. Все остальные задания высокого уровня, кроме альтернативных, - трехбалльные. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном выставляется - в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа - 2 или 1 балл. Альтернативные задания являются пятибалльными. За полный правильный ответ, адекватный всем предъявляемым этим заданием требованиям, можно получить 5 баллов, при частичном соответствии требованиям - от 1 до 4 баллов.
В совокупности за полное и правильное выполнение всех восьми заданий с развернутым ответом можно получить 25 баллов1. Напомним: согласно модели 2010 года общий максимально возможный балл за всю экзаменационную работу по обществоз-нанию - 59. Следовательно, возможный вклад части III (С) в общий результат - более 42%.
Еще раз подчеркнем: задания с развернутым ответом требуют от выпускников осуществления определенного вида познавательной интеллектуальной деятельности, основанной на полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях.
В различных вариантах работы по обшествознанию на той или иной позиции части III (С) представлено различное содержа-
Приводятся первичные баллы, т.к. именно они являются основой качественной оценки результатов экзамена, педагогических интерпретаций и выводов.
9
нис обществоведческих знаний. Так, в одном варианте, к примеру, задание С5 экономического содержания, в другом - политического, в третьем - правового и т.д. Аналогичным образом представлено содержание курса в различных вариантах по заданиям С1-С4, С6, С7, С8. Альтернативное задание С9 охватывает все содержательные линии, однако экзаменуемый выбирает для ответа одну из них. Незыблемым по каждой позиции остается проверяемое умение. В различных вариантах работы оно проверяется на разном содержании.
Безусловно, владение содержанием влияет на результат выполнения того или иного отдельного задания, однако объектом проверки в первую очередь является именно овладение тем или иным умением. Это дает основание для систематизации заданий с развернутым ответом, целостного анализа статистических материалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями выпускниками школ, участвующими в едином государственном экзамене по обществознанию.
В целом задания части III (С) являются достаточно эффективным инструментом оценки качества знаний. Разработанные критерии позволяют оценить ответы экзаменуемых и сориентировать их при подготовке к экзамену на общие и конкретные требования, предъявляемые заданиями с развернутым ответом в целом и их отдельными разновидностями.
Результаты анализа статистических данных и экспертных оценок выполнения заданий с развернутым ответом показывают, что в среднем около 30% участников экзамена не только приступают к выполнению заданий с развернутым ответом, но и выполняют как минимум одно задание из восьми предложенных. Значительная часть испытуемых приступают и к выполнению задания-эссе (С9), при этом предъявляя результативные ответы. Однако, экзаменационных работ, оцениваемых высшим баллом, сравнительно немного. Этот факт свидетельствует об определенном потенциале и возможностях улучшения общих результатов ЕГЭ по обществознанию. И в этой связи особое внимание уделяется заданиям с развернутыми ответами.
В данной работе предлагаются характеристики всех разновидностей заданий части III (С), описания их моделей, особенностей выполнения, конкретные схемы оценивания, примеры ответов выпускников на экзаменах разных лет, комментарии к заданиям и ответам, акцентирование наиболее часто встречающихся ошибок, рекомендации по подготовке к выполнению заданий всех существующих в ЕГЭ групп.
В книге используются задания из демонстрационных вариантов и открытого сегмента Федерального банка экзаменационных материалов единого государственного экзамена, а также материалов для организации подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ по обществознанию, размещенных на сайте www.fipi.ru

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание ЕГЭ 2010. Обществознание. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий / ФИПИ / Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е.