Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию
ЕГЭ 2016, обществознание. Комплекс материалов для подготовки к экзамену / О.А. Котова, Т.Е. Лискова
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 обществознание
Учебное пособие "Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся" Котовой О.А. содержит:
- типовые задания по разделам: Человек и общество, Экономика, Социальные отношения, Политика, Право;
- 10 вариантов в формате ЕГЭ 2016 года по обществознанию;
- ответы к типовым тренировочным заданиям и к вариантам ЕГЭ.
Данное пособие предназначено для подготовки учащихся 11 классов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию.
Пособие поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.
Основная цель Единого государственного экзамена по обществознанию - оценка качества подготовки выпускников образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию.
Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определённые требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
В основе модели экзаменационной работы - деятельностный подход, позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения-различных областей обществознания.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом, в т.ч. задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц; на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах; на дифференциацию в социальной информации фактов, мнений и теоретических положений; задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов, или слова (словосочетания).
Задания первой части представлены следующими группами:
- первая группа представлена тремя понятийными заданиями базового уровня (задания 1-3), которые нацеливают на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека; основных этапов и факторов социализации личности; закономерностей и тенденций развития общества; основных социальных институтов и процессов и т.п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания;
- вторая группа (задания 448) включает в себя задания базового и повышенного уровней, направленные на проверку сформированности умений характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая, познание и духовную культуру (задания 4-6), экономика (задания 7-10), социальные отношения (задания 11, 12), политика (задания 13-15), право (задания 16-18). Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами. Отметим, что задание 14 во всех вариантах проверяет позиции 4.14 и 4.15 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, а задание 16 - знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию);
- третья группа состоит из двух контекстных заданий повышенного уровня (задания 18 и 19), которые направлены на проверку умений анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека). На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного, уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Задания части 2 (задания 21—29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23-28 -по 3 балла; задания 29-5 баллов.
Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Максимальный первичный балл - 62. Баллы для поступления в вузы подсчитывают-ся по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Желаем успеха!
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................................3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ-2016
И ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ ТИПОВ ЗАДАНИЙ ЕГЭ-2016.................................................5
ТИПОВЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА......22
Раздел 1. Человек и общество...............................................................................................22
Раздел 2. Экономика..............................................................................................................27
Раздел 3. Социальные отношения........................................................................................32
Раздел 4. Политика.................................................................................................................39
Раздел 5. Право.......................................................................................................................45
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ 2016....................................................................................50
Инструкция по выполнению работы....................................................................................50
Вариант 1..............................................................................................................................51
Вариант 2................................................................................................................................61
Вариант 3................................................................................................................................71
Вариант 4................................................................................................................................81
Вариант 5................................................................................................................................91
Вариант 6..............................................................................................................................101
Вариант 7..............................................................................................................................111
Вариант 8..............................................................................................................................122
Вариант 9..............................................................................................................................132
Вариант 10............................................................................................................................142
ОТВЕТЫ...................................................................................................................................152
Ответы к тренировочным заданиям...................................................................................152
Ответы к примерным вариантам........................................................................................175
Предыдущие статьи:
- ЕГЭ 2016 по обществознанию. 10 вариантов заданий / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская - 26/10/2015
- Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2 : учебно-методическое пособие / О.А. Чернышева и др. - 19/05/2015
- Подготовка к ЕГЭ-2015 по обществознанию. Книга 1 (учебное пособие) / О.А. Чернышева и др. - 18/05/2015
Следующие статьи:
- 30 вариантов ЕГЭ 2016 по обществознанию (типовые экзаменационные задания) / О.А. Котова, Т.Е. Лискова - 29/04/2016
- Эксперт в ЕГЭ 2016, обществознание / А.Ю. Лазебникова и др. - 14/04/2016
- 25 полных вариантов заданий ЕГЭ 2016 по обществознанию и подготовка к части 2 / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова - 07/04/2016
Любовь