Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию
ЕГЭ. Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности / С. А. Фомина
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 обществознание
В пособии "Обществознание. 10-11 классы. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности" С. А. Фоминой предложен авторский опыт по формированию у школьников умений и навыков написания мини-сочинения по обществознанию с учетом рекомендаций подготовки к ЕГЭ .
Пособие содержит:
- рекомендации по написанию эссе;
- критерии оценивания задания С9 и памятка по написанию эссе;
- образцы эссе ЕГЭ по обществознанию по основным темам;
- конспекты занятий.
Показателем овладения содержанием обществоведческого образования на высоком уровне является умение ученика творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументировать свою позицию по сложным и спорным социальным проблемам при выполнении задания С-9 высокого уровня сложности формата ЕГЭ. Как помочь учителю обучить грамотному написанию эссе? В пособии предложен авторский опыт по формированию у школьников 10-11 классов умений и навыков написания мини-сочинения по обществознанию с учетом рекомендаций подготовки к ЕГЭ, внедрение которого позволит учителю приступить к реализации ФГОС и обеспечит профессиональное обучение выпускника формулированию выводов, логичному и последовательному изложению своих мыслей, применению теоретических знаний для обоснования социальных явлений и процессов, их практическому использованию в воображаемых жизненных ситуациях.
Предназначено учителям обществознания, руководителям предметных методических объединений; полезно учащимся 9-11 классов, студентам педагогических учебных заведений.
Рецензент: И. А. Морякина, зам. директора ГОУДПО ЦПК «Ресурсный центр» г. о. Чапаевск Самарской области
Автор-составитель: С. А. Фомина
Рекомендации по овладению умениями и навыками написания эссе по обществознанию..................................................................5
Критерии оценивания ответа на задание С9..................................8
Памятка для написания эссе по обществознанию.......................11
Конспект занятия «Написание эссе по разделу "Философия"» ....24
Образцы работы над эссе...............................................................34
Образцы эссе по темам обществоведческого курса....................69
- Философия................................................................................69
- Правоведение............................................................................85
- Политология............................................................................124
- Социология..............................................................................140
- Социальная психология.........................................................155
- Экономика...............................................................................169
Литература.....................................................................................204
Показателем овладения содержанием обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу «Обществознание» соответствует государственному стандарту и существующим программам.
Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по обществознанию по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Чаще всего учащиеся в свободной форме излагают свои мысли по поводу выбранной ими темы
из предложенных шести афоризмов и высказываний. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. К сожалению, в настоящее время недостаточно литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9, а также образцов эссе, по которым учащиеся смогли бы отрабатывать умения и навыки творческого письма.
Цели настоящего пособия:
- Познакомить учащихся с основными требованиями написания эссе.
- Предложить развернутую памятку с целью овладения приемами и способами написания эссе.
- Предложить учащимся образцы эссе по темам обществоведческого курса, которые могут стать полезным материалом для обсуждения на уроке, для написания на них рецензии, оценки по таблице критериев.
- Особенностью представленных образцов эссе является наличие в каждом из них справочного материала об авторах высказываний.
Данное учебное пособие - лишь попытка представить небольшой опыт работы по формированию навыков и умений написания эссе по обществознанию.
Надеемся, что в пособии старшеклассники найдут для себя немало полезного, и это позволит им качественно подготовиться кЕГЭ.