Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по обществозаннию

Обществознание : ЕГЭ-Учебник 2014 / П.А. Баранов, С.В. Шевченко

Варианты ГИА по английскому языку2014

ЕГЭ-учебник по обществознанию под редакцией Петра Анатольевича Баранова – уникальное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов, позволяющее в кратчайшие сроки и без привлечения других пособий успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.

Учебный материал книги состоит из пяти блоков-модулей:

  • «Человек и общество»,
  • «Экономика»,
  • «Социальные отношения»,
  • «Политика»,
  • «Право». 

Каждый из этих тем включает тематические элементы, представленные в компактной и наглядной форме (схемы и таблицы), вопросы и задания для повторения, примеры заданий и алгоритмы их выполнения и учебно-тренировочные задания для закрепления знаний и умений.

В книге раскрываются самые эффективные технологии выполнения заданий разных типов (А, В, С), составляющих экзаменационную работу, и наиболее оптимальные подходы к организации процесса подготовки к экзамену.

В конце книги приведён вариант экзаменационной работы по обществознанию и анкета, позволяющая оценить уровень готовности к сдаче ЕГЭ.
Ко всем заданиям даны ответы.


Раздел I
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ..................................... 11

Раздел II
ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА...... 18
ЕГЭ по обществознанию: основная цель,
форма проведения, объекты проверки............................ 18
Характеристика заданий экзаменационной работы
по обществознанию и алгоритмы их выполнения................... 21

Раздел III
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ-МОДУЛИ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ..................................... 63
Тематические элементы содержания: краткая характеристика....... 64
1.1. Природное и общественное в человеке (человек
как результат биологической и социокультурной эволюции) ..... 64
1.2. Мировоззрение, его виды и формы....................... 66
1.3. Виды знаний.......................................... 70
1.4. Понятие истины, её критерии ........................... 72
1.5. Мышление и деятельность.............................. 74
1.6. Потребности и интересы ............................... 80
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности ..... 82
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы..... 84
1.9. Основные институты общества.......................... 86
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры...... 87
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки ............... 89
1.12. Образование, его значимость для личности и общества . . . . 95
1.14. Искусство .......................................... 100
1.16. Понятие общественного прогресса ..................... 103
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 105
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)................ 107
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение ..... 109
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения ......... 113
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания ......... 128
2. Экономика ................................................. 133
Тематические элементы содержания: краткая характеристика ........ 133
2.1. Экономика и экономическая наука ........................ 133
2.2. Факторы производства и факторные доходы ................ 135
2.3. Экономические системы ................................ 137
2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение ......... 139
2.5. Постоянные и переменные затраты ....................... 146
2.6. Финансовые институты. Банковская система ............... 147
2.7. Основные источники финансирования бизнеса .............. 151
2.8. Ценные бумаги ........................................ 152
2.9. Рынок труда. Безработица ............................... 153
2.10. Виды, причины и последствия инфляции .................. 158
2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП ............ 160
2.12. Роль государства в экономике ........................... 163
2.13. Налоги .............................................. 167
2.14. Государственный бюджет .............................. 171
2.15. Мировая экономика ................................... 173
2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина ............... 177
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение ..... 181
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения ......... 185
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания ......... 209
3. Социальные отношения ...................................... 215
Тематические элементы содержания: краткая характеристика ........ 215
3.1. Социальная стратификация и мобильность ................. 215
3.2. Социальные группы .................................... 218
3.3. Молодёжь как социальная группа ........................ 221
3.4. Этнические общности .................................. 223
3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения ............... 225
3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации ............... 229
3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения .............. 231
3.8. Виды социальных норм ................................. 234
3.9. Социальный контроль .................................. 236
3.10. Свобода и ответственность .............................. 238
3.11. Отклоняющееся поведение и его типы .................... 239
3.12. Социальная роль ...................................... 241
3.13. Социализация индивида ................................ 243
3.14. Семья и брак ......................................... 245
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение ..... 248
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения ......... 251
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания ........ 268
4. Политика ................................................. 274
Тематические элементы содержания: краткая характеристика ....... 274
4.1. Понятие власти ....................................... 274
4.2. Государство, его функции ............................... 276
4.3. Политическая система ................................. 279
4.4. Типология политических режимов ........................ 281
4.5. Демократия, её основные ценности и признаки ............ 283
4.6. Гражданское общество и государство ..................... 285
4.7. Политическая элита .................................... 288
4.8. Политические партии и движения ........................ 290
4.9. Средства массовой информации в политической системе .................................... 292
4.10. Избирательная кампания в РФ ......................... 294
4.11. Политический процесс ................................ 298
4.12. Политическое участие ................................ 301
4.13. Политическое лидерство ............................... 302
4.14. Органы государственной власти РФ ..................... 304
4.15. Федеративное устройство России ....................... 311
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение ..... 314
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения ......... 317
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания ........ 336
5. Право .................................................. 342
Тематические элементы содержания: краткая характеристика ....... 342
5.1. Право в системе социальных норм ....................... 342
5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ ............................. 346
5.3. Понятие и виды юридической ответственности ............. 350
5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ ......................... 353
5.5. Законодательство РФ о выборах ......................... 358
5.6. Субъекты гражданского права ........................... 359
5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности .......... 361
5.8. Имущественные и неимущественные права ................ 365
5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора ........................... 367
5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака ........... 371
5.11. Особенности административной юрисдикции ............. 375
5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты ...................................... 379
5.13. Международное гуманитарное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). . . . 382
5.14. Споры и порядок их рассмотрения ....................... 385
5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса ..... 387
5.16. Особенности уголовного процесса ....................... 391
5.17. Гражданство РФ ...................................... 396
5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба .......................... 399
5.19. Права и обязанности налогоплательщика ................. 402
5.20. Правоохранительные органы. Судебная система ........... 405
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение ..... 409
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения ......... 413
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания ......... 431

Р а з д е л IV
ПРОВЕРИМ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ ........................ 436
Тренировочный вариант экзаменационной работы
по обществознанию ............................................ 436
Подведём итоги ............................................... 449
Ответы ................................................... 452
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания ......... 452
1. Человек и общество ......................................... 452
2. Экономика ................................................. 454
3. Социальные отношения ...................................... 456
4. Политика ................................................... 458
5. Право ................................................... 461

Система оценивания тренировочного варианта
экзаменационной работы по обществознанию ...................... 464
Литература ................................................ 474

Данное учебное пособие — это не обычный учебник по курсу обществознания для средней школы, а руководство по подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общество-знанию.

Структура пособия обусловлена задачами быстрой и качественной подготовки к ЕГЭ и состоит из четырёх разделов: «Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обществознанию», «ЕГЭ по об-ществознанию: общая характеристика», «Содержательные блоки-модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию», «Проверим свою готовность к ЕГЭ». Эти разделы, с одной стороны, логически связаны между собой, что позволяет организовать процесс подготовки к ЕГЭ более продуктивно, а с другой — являются в определённой степени автономными, самоценными, что расширяет границы возможного использования учебного пособия в целом с учётом образовательных потребностей экзаменуемых.

Раздел I «Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обще-ствознанию» — вводный, а поэтому отличается небольшим объёмом. Он раскрывает ряд подходов к организации процесса подготовки к ЕГЭ, основываясь на учебных возможностях и индивидуальных особенностях экзаменуемого, что повышает образовательный потенциал данной учебной книги.

Раздел II «ЕГЭ по обществознанию: общая характеристика» включает два подраздела — «ЕГЭ по обществознанию: основная цель, форма проведения, объекты проверки», «Характеристика заданий экзаменационной работы по обществознанию и алгоритмы их выполнения». В первом подразделе представлены особенности ЕГЭ по обществознанию, его основные преимущества перед другими формами итоговой аттестации выпускников, ведущие принципы отбора объектов проверки, структура экзаменационной работы по обще-ствознанию, основные принципы отбора типов заданий. Это позволяет ознакомить экзаменуемого с сущностью ЕГЭ по обществозна-нию. Второй подраздел посвящён общей характеристике заданий, составляющих экзаменационную работу и расположенных в соответствии с её структурными частями. Подраздел включает спецификацию каждого экзаменационного задания (его содержание, уровень сложности, умения, проверяемые заданием, разновидности задания, вре-
мя, отводимое на его выполнение, оценивание качества выполнения задания), дающую возможность сформировать у экзаменуемого полное представление о содержательном своеобразии заданий. Ценным является то, что наряду со спецификацией к каждому заданию предлагается алгоритм его выполнения, что усиливает практическую направленность учебного пособия, вооружая экзаменуемого технологией работы с заданиями разных типов, используемых в рамках ЕГЭ.

Раздел III «Содержательные блоки-модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию» состоит из пяти таких блоков-модулей: 1. «Человек и общество», 2. «Экономика», 3. «Социальные отношения»», 4. Политика», 5. «Право», каждый из которых включает четыре подраздела — «Тематические элементы содержания: краткая характеристика», «Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение», «Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения», «Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания». Данный раздел объединяет теоретический материал, на основании которого составляются экзаменационные задания, и информацию, связанную с технологией их выполнения в контексте содержания того или иного блока-модуля.

В первых подразделах тематические элементы содержания пяти блоков-модулей представлены в сжатой, компактной и наглядной форме — как правило, в виде структурно-логических схем и таблиц, что позволяет отразить суть самых значимых вопросов обществоведческого курса, а также помогает лучше понять и усвоить материал. Для того чтобы экзаменуемый мог осознать объём учебного материала, составляющего содержание того или иного тематического элемента, каждый из них открывается перечнем основных понятий. Этот перечень можно использовать в качестве ориентира при последующем изучении материала, а также для закрепления знания основных обществоведческих понятий. Вопросы и задания, включённые в подразделы «Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение», помогут определить, насколько полно и глубоко экзаменуемый овладел тематическими элементами содержания. Третьи и четвёртые подразделы ориентированы на освоение экзаменуемым приёмов выполнения заданий разных типов применительно к пяти содержательным блокам-модулям. Рядом с обозначением типов тематических заданий и порядковыми номерами учебно-тренировочных заданий указаны коды тематических элементов содержания, на проверку которых нацелены данные задания. Это позволяет экзаменуемому в процессе работы над ними, при необходимости, предметно обращаться к соответствующему тематическому элементу содержания, представленному в первых подразделах раздела III, оптимизируя подготовку к экзамену.

Раздел IV «Проверим свою готовность к ЕГЭ» состоит из двух подразделов — «Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию», «Подведём итоги», которые направлены на самостоятельное определение экзаменуемым уровня своей обществоведческой подготовки. Так, первый подраздел нацелен на формирование у экзаменуемого целостного представления о структурных компонентах экзаменационной работы, логике построения заданий, которые её составляют, их количестве, уровне сложности и особенностях решения. Результаты выполнения тренировочного варианта экзаменационной работы по обществознанию позволят реально выявить, насколько хорошо экзаменуемый владеет обществоведческим материалом, ведущими умениями, проверяемыми на ЕГЭ. Заполнение анкеты, помещённой в подразделе «Подведём итоги», даст возможность экзаменуемому оценить свой общий уровень готовности к сдаче ЕГЭ по обществознанию (владение знаниями, умениями, способами деятельности).

При работе с учебным пособием следует обращать внимание на имеющиеся в тексте врезки, актуализирующие представленные положения: «Совет», «Напоминаем», которые, являясь достаточно автономными, детализируют, либо дополняют и углубляют основное содержание материала, а также включают важные рекомендации. Стрелки (→), используемые в тексте пособия, прежде всего в схемах, обозначают причинно-следственные связи между блоками информации, как правило, следующую зависимость: причины, предпосылки — последствия, итоги тех или иных социальных фактов, явлений, процессов. Целесообразно помнить о сносках, которые не только конкретизируют учебный материал, но и служат ориентиром при работе с отдельными тематическими элементами содержания блоков-модулей, акцентируя внимание на ранее изученных содержательных единицах.

В конце пособия представлены ответы на все приведённые учебно-тренировочные задания к содержательным блокам-модулям и задания, включённые в тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию. Это даёт возможность экзаменуемому сверить свой ответ с эталоном, что будет способствовать повышению эффективности подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Учебное пособие может быть использовано в двух форматах:

— самостоятельная системная подготовка к ЕГЭ по обществоз-нанию с опорой на все его разделы;
— обращение к пособию в качестве систематизированного справочника по курсу обществознания, по типологии заданий, используемых на ЕГЭ по обществознанию, и алгоритмам их выполнения.

Пособие адресовано учащимся 10—11 классов общеобразовательных учреждений для изучения курса обществознания и подготовки к ЕГЭ, абитуриентам. Оно также может быть использовано преподавателями обществоведческих дисциплин средних школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, структур довузовской подготовки.

ЕГЭ-Учебник по обществознанию 2014



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Обществознание Обществознание : ЕГЭ-Учебник 2014 / П.А. Баранов, С.В. Шевченко