Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по математике

ЕГЭ 2015, математика. Оптимальный банк заданий / А.В. Семенов и др.; под ред. И.В. Ященко

ЕГЭ 2015 по математике, банк заданий

Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ 2015. Математика. Учебное пособие под редакцией И.В. Ященко 

  • Сборник содержит более 600 заданий с кратким ответом и 70 заданий повышенной сложности Единого государственного экзамена по математике;
  • Задания приведены по темам: алгебра, геометрия, практико-ориентированные задачи, начала анализа.
  • Ко всем заданиям приведены ответы.

Книга позволит не только подготовиться к выполнению экзаменационной работы ЕГЭ, но и закрепить знания школьного курса математики в процессе обучения. Пособие будет полезно учащимся старших классов, их родителям, учителям, методистам.

Издание прошло экспертизу федерального института педагогических измерений. 


Под общей редакцией директора Центра педагогического мастерства, заведующего кафедрой математики Московского института открытого образования Ященко И.В.

В сборнике использованы задачи открытого банка математических заданий, предложенные:
И.Р. Высоцким, Д.Д. Гущиным, П.И. Захаровым, М.А. Посицельской, С.Е. Посицельским, А.В. Семеновым, В.А. Смирновым, А.С. Трепалиным, С.А. Шестаковым, Д.Э. Шнолем, И.В. Ященко


Содержание заданий с кратким ответом контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена в 2015 году не будет принципиально отличаться от содержания вариантов 2014 года. С окончательной структурой варианта можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru) в разделе «ЕГЭ: демоверсии, спецификации, кодификаторы». В рамках спецификации продолжается расширение тематики задач, особенно это касается геометрической части экзамена, а также заданий по началам математического анализа. Указанные изменения нашли свое отражение в книге, которую вы держите в руках.

В контрольных измерительных материалах задания с кратким ответом проверяют уровень освоения ФГОС на базовом и повышенном уровнях. В первой части задания с кратким ответом даются на базовом уровне сложности, а во второй части задания с кратким ответом даются уже на повышенном уровне сложности. Основной акцент в большей части таких заданий сделан на проверку освоения математических компетенций (в первую очередь на применение математических знаний к решению практических задач). Ответом ко всем заданиям с кратким ответом должно быть, целое число или конечная десятичная дробь. Эти ответы нужно записывать в Бланке ответов №1 в соответствии с прилагаемой инструкцией заполнения бланка. Особенностью проверки правильности выполнения таких задач является проверка только ответов (решения не проверяются). Все задания с кратким ответом берутся из открытого банка заданий ЕГЭ Федерального института педагогических измерений. Большой банк математических задач, из которого формируется банк ФИПИ, содержится на сайте www.mathege.ru.

Вторая часть варианта экзамена по математике содержит задания повышенного и высокого уровней сложности и предназначается прежде всего для дифференциации по уровню подготовки будущих абитуриентов. Задания с кратким ответом второй части проверяют профильный уровень математической подготовки. Задания с развернутым ответом проверяют уровень освоения ФГОС на повышенном уровне. Все решения заданий с развернутым ответом должны быть записаны в Бланке ответом №2 (дополнительном бланке ответов №2). Обоснованность и полноту решения этих заданий устанавливают эксперты и выставляют баллы в соответствии с Критериями оценивания заданий с развернутым ответом (демонстрационный вариант ЕГЭ по математике на сайте ФИПИ).

С 2010 года варианты единого государственного экзамена по математике формируются с использованием открытого банка заданий. Учебное пособие «Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся» создан на основе Открытого банка заданий по математике. Использование Оптимального банка заданий позволяет выпускникам и учителям заранее знать, что будет на экзамене, осуществлять диагностику проблемных зон, эффективно выстраивать стратегию и тактику итогового повторения и подготовку к экзамену.

Опыт проведения экзамена с использованием открытого банка заданий по математике в 2010—2014 годах показывает, что наименее эффективны, к сожалению, наиболее популярные стратегии подготовки — прорешивать, начиная с сентября месяца, подряд все задания открытого банка (в котором более 50000 математических заданий) или прорешивать имеющиеся в большом количестве варианты, аналогичные демонстрационному варианту ЕГЭ (либо из опубликованных пособий, либо составленные с использованием открытого банка).

Залог успеха на экзамене — регулярные занятия математикой в течение всего периода обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация возникающих (неизбежно!) проблем. Поэтому настоящая книга позволит учителю включать задания, аналогичные заданиям ЁГЭ, в текущий учебный процесс, начиная с 6 класса.

Учителя и учащиеся при организации итогового повторения и подготовки к экзамену с помощью этой книги имеют возможность повторить задания основных тем курсов алгебра, алгебры и начал математического анализ, геометрии, теории вероятностей и статистики.

Авторы пособия много лет анализируют выполнение заданий экзамена и «вынуждены» рекомендовать определенные подготовительные задания, те задания, которые в явном виде и не даются на экзамене, но без правильного выполнения таких простых заданий нельзя получить правильный ответ в более сложных экзаменационных заданиях.

Раздел «Алгебра» включает в себя задания на рациональные, иррациональные, степенные, тригонометрические и логарифмические уравнения и выражения.

В пункт «Рациональные уравнения и выражения» собраны задания с разных позиций варианта, есть и подготовительные задания: линейные уравнения, простейшие дробно-рациональные уравнения, квадратные — это те уравнения, в которых участники экзамена допускают много ошибок. В этом пункте присутствуют задания на вычисление по фбрмулам, традиционные текстовые задачи на совместную работу, движение, проценты, концентрацию растворов и сплавов.

В пункт «Иррациональные уравнения и выражения» собраны задания с разных позиций варианта, но объединяет эти задания наличие радикала (корня). В начале пункта даются задания на преобразование числовых выражений, содержащих корень, в таких вычислениях делается много ошибок участниками экзамена. Авторы рекомендуют при выполнении этих заданий не прибегать к помощи калькулятора, поскольку на экзамене использование калькулятора не предусмотрено. Очень много досадных ошибок допускается в простейших иррациональных уравнениях, поэтому таких уравнений в пособии дается много. Задания на вычисления по формулам, содержащих радикал, также включены в этот пункт.

В пункт «Степенные уравнения и выражения» собраны задания с разных позиций варианта. В начале пункта дается большое количество заданий на преобразование числовых выражений, содержащих степень. Простейшие показательные уравнения есть в вариантах экзамена, поэтому таких уравнений в пособии дается много. Задания на вычисления по формулам, содержащих степень, также включены в этот пункт.

В пункт «Тригонометрические уравнения и выражения» собраны задания с разных позиций варианта, но объединяет эти задания наличие тригонометрических функций. В начале пункта даются задания на нахождение по одной тригонометрической функции других тригонометрических функций, в пособии дается очень большое количество заданий на преобразование тригонометрических выражений с использованием основного тригонометрического тождества, формул приведения, тригонометрических формул двойного угла, знание табличных значений тригонометрических функций. В этот пункт включены также простейшие тригонометрические уравнения, без правильного решения которых нельзя получить правильный ответ в заданиях повышенного уровня. Задания на вычисления по формулам, содержащих тригонометрические функции, также включены в этот пункт.

В пункт «Логарифмические уравнения и выражения» собраны задания с разных позиций варианта, но объединяет эти задания наличие логарифма. В начале пункта даются задания на нахождение значений выражений, содержащих логарифм. Задания подобраны так, чтобы учащийся с помощью этого банка заданий имел возможность повторить все свойства логарифмов. В этот пункт включены также простейшие логарифмические уравнения, без правильного решения которых нельзя получить правильный ответ в заданиях повышенного и высокого уровней. Задания на вычисления по формулам, содержащих логарифм, также включены в этот пункт.

Раздел «Практико-ориентированные задачи» включают в себя текстовые задачи, задания на диаграммы и графики зависимостей, а так же задания курса «Теория вероятностей и статистика».

В пункт «Текстовые задачи» собраны задания с разных позиций варианта. Для решения задач этого пункта не нужно составлять уравнений, чаще всего эти задачи решаются по действиям, иногда устно. Это задачи, в которых нужно посчитать плату за электроэнергию по показаниям счётчика, посчитать сдачу, которую должен получить покупатель, рассчитать наиболее выгодный тарифный план и т.д. Прежде всего, это задания на вычисления, которые возникают в различных реальных ситуациях.

В пункт «Графики и диаграммы» включены задания На чтение диаграмм. В этом пункте даны диаграммы выпадения осадков, температур, различных курсов денежных единиц, цен металлов, нефти. По этим диаграммам нужно ответить на разного рода вопросы. Казалось бы, что может быть проще, но на экзамене каждый десятый выпускник не дает верного ответа на эти простые вопросы.

В пункте «Вероятность» собрано большое количество заданий, в которых нужно вычислить вероятность наступления или не наступления события. Наряду с простыми заданиями в этот пункт включены и сложные задания.

Раздел «Геометрия» включает в себя задания стереометрии и задания планиметрии, разбитые по темам: длины, углы, тригонометрия, площади.

В пункте «Длины» собрано большое количество заданий, в которых нужно вычислить длину отрезка. Это может быть и треугольник, и четырёхугольник. В этот пункт включено много подготовительных задач — простых планиметрических задач на какой-то один геометрический факт. Для решения таких заданий авторы рекомендуют обязательно сделать рисунок. Иногда такие задания можно решать практически устно, применяя известные соотношения, иногда для решения задачи нужно составить уравнение или систему уравнений. Наряду с простыми заданиями в этот пункт включены и сложные задания.

В пункте «Углы» собрано большое количество заданий, в которых нужно вычислить величину угла. Это может быть и угол в треугольнике или в четырёхугольнике, и вписанный или центральный угол. В этот пункт также включено много подготовительных задач — простых планиметрических задач на какой-то один геометрический факт. Для решения таких заданий авторы рекомендуют обязательно сделать рисунок. Иногда такие задания можно решать практически устно, применяя известные соотношения, иногда для решения задачи нужно составить уравнение. Наряду с простыми заданиями в этот пункт включены и сложные задания.

Практически все задания пункта «Тригонометрия» носят подготовительный характер, потому что авторы специально большое количество заданий на тригонометрические соотношения дали для прямоугольного треугольника в качестве важного повторения.

В пункте «Площади» собрано большое количество заданий, в которых нужно вычислить площадь фигуры. Это может быть и площадь треугольника, и площадь четырёхугольника (параллелограмма, трапеции), и площадь круга. Наряду с классическими задачами на эту тему в пункт включено большое количество геометрических задач на «клеточках» или в декартовой системе координат.

В пункте «Стереометрия» собрано большое количество заданий, в которых нужно решить стереометрическую задачу. Это может быть и расстояние между вершинами многогранника, и длина ребра прямоугольного параллелепипеда, и высота правильной пирамиды, и площадь полной поверхности многогранника, и объём части конуса и т.д. В основном в этот пункт включены задания базового уровня сложности.

Раздел «Начала математического анализа» включает задания на геометрический и физический смысл производной, технику дифференцирования и исследование функций, нахождение первообразной и применение первообразной для нахождения площади фигуры.

В пункте «Геометрический и физический смысл производной» собрано большое количество заданий. В пункте есть классические задания на уравнение касательной, а есть и задания, когда по графикам функции и касательной нужно/вычислить значение производной в точке. В этот пункт также включено большое количество заданий на рисунках: по графику производной указать какие-то свойства функции или по графику функции ответить на вопросы про производную этой функции.

Практически все задания пункта «Техника дифференцирования» носят подготовительный характер, потому что авторы специально дали большое количество заданий на нахождение производной различных функций. Для выполнения этих заданий потребуется знание табличных производных и правил дифференцирования.

В пункте «Исследование функций» собрано большое количество заданий. В этот пункт включено большое количество заданий на рисунках: по графику производной указать какие-то свойства функции (точка экстремума, скорость изменения) или по графику функции ответить на вопросы про производную этой функции. В этом пункте есть большое количество классических задач на нахождение точек экстремума (локального), наибольшего или наименьшего значения функции на заданном отрезке.

В пункте «Первообразная» даны задания, в которых есть понятие «первообразная». В этот пункт включены задания на рисунках: по графику одной из первообразных указать какие-то свойства функции или по графику функции вычислить площадь фигуры или приращение первообразной. В этом пункте также даны классические задачи на первообразную базового уровня сложности.

Раздел «Задачи повышенной сложности» дает представления (не претендуя на полноту) о заданиях повышенного и высокого уровня сложности с развернутым ответом: тригонометрические уравнения, системы неравенств, уравнения и неравенства с параметром, планиметрические и стереометрические задачи и задачи высокого уровня сложности по арифметике и алгебре.

В пункте «Тригонометрические уравнения» дается набор уравнений повышенного уровня сложности, сводящихся к решению тригонометрических уравнений. Для того, чтобы прийти к простейшему тригонометрическому уравнению, нужно решить сначала или квадратное уравнение, или иррациональное уравнение, или показательное уравнение, или логарифмическое. Задания этого пункта даны на языке экзамена: решить уравнение и найти корни этого уравнения, принадлежащие данному отрезку.

В пункте «Системы неравенств» дается небольшой набор систем неравенств повышенного уровня сложности. Здесь есть и рациональные неравенства, и показательные, и логарифмические.

В пункте «Уравнения и неравенства с параметром» дается небольшой набор заданий с параметром высокого уровня сложности.

В пункте «Планиметрия» дается небольшой набор геометрических заданий повышенного уровня сложности. Задания этого пункта даны на языке экзамена: доказать геометрический факт и что-то вычислить.

В пункте «Стереометрия» дается небольшой набор геометрических заданий повышенного уровня сложности на нахождение расстояний от точки до прямой или плоскости, на нахождение угла между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями.

Основное назначение пункта «Арифметика и алгебра» — дать представление о задачах высокого уровня сложности.

Учебное пособие «Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Математика. 2015» отличается от предыдущих изданий тем, что задачи с «дублирующими» идеями решения с целью оптимизации банка удалены, а новые задачи, которые появились в открытом банке, добавлены.

Данный сборник позволяет учителю вести планомерную подготовку к итоговой аттестации по математике, включая задания сборника в классную и домашнюю работу. В основном одинаковые задания даются парами: одну задачу решили в классе, другую — дома.

Учащиеся имеют возможность самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзамену с использованием материалов данного издания, открытого банка математических заданий с опорой на школьные учебники.

Авторы выражают уверенность в том, что задания сборника позволят не только успешно подготовиться к экзамену, но и закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.

Введение..................................................... з

1. Алгебра............................................... 7
1.1. Рациональные уравнения и выражения.............................. 7
1.2. Иррациональные уравнения и выражения.............................12
1.3. Степенные уравнения и выражения.................................13
1.4. Тригонометрические уравнения и выражения..........................15
1.5. Логарифмические уравнения и выражения............................17

2. Практико-ориентированные задачи...............................19
2.1. Текстовые задачи............................................19
2.2. Графики и диаграммы..........................................28
2.3. Вероятность................................................36

3. Геометрия................................................... 40
3.1. Длины................................................... 40
3.2. Углы.....................................................41
3.3. Тригонометрия...............................................43
3.4. Площади.................................................. 45
3.5. Стереометрия...............................................51

4. Начала математического анализа................................57
4.1. Геометрический и физический смысл производной.......................57
4.2. Техника дифференцирования..................................... 61
4.3. Исследование функций.........................................63
4.4. Первообразная..............................................69

5. Задачи повышенной сложности...................................74
5.1. Тригонометрические уравнения....................................74
5.2. Системы неравенств...........................................75
5.3. Уравнения и неравенства с параметром..............................75
5.4. Планиметрия................................................76
5.5. Стереометрия...............................................77
5.6. Арифметика и алгебра..........................................78

Ответы......................................................80

Задания ЕГЭ по математике 2015 года



Comments  
  •  
  •  
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

#1 Немтушкина Светлана » 21.09.2014 23:35

Добрый день!
Где и как можно купить эту книгу?
0 +−

Немтушкина Светлана

Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Математика ЕГЭ 2015, математика. Оптимальный банк заданий / А.В. Семенов и др.; под ред. И.В. Ященко