Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ, профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ, база

Видео уроки ЕГЭ Видео уроки ЕГЭ по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ 2012. Литература : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. С.А. Зинина

ЕГЭ 2012. Литература

Серия «ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе» подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов. В сборнике "Литература : типовые экзаменационные варианты ЕГЭ : 10 вариантов" С.А. Зинина представлены:
•   10 обновленных типовых экзаменационных вариантов для подготовки к экзамену 2012 года;
•   демонстрационный вариант 2011 года с комментариями;
•   типовой бланк ответов ЕГЭ;
•   ответы к заданиям экзаменационной работы;
•   критерии оценивания заданий.

Большое количество вариантов предоставляет учащимся возможность самостоятельно подготовиться к экзамену, а дополнительные материалы - объективно оценить уровень своих знаний.
Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для интенсивной подготовки учащихся к ЕГЭ, контролировать уровень знаний, планировать систему подготовки к ЕГЭ.
Авторы-составители:
Н.В. Беляева, Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Л.В. Новикова, Н.А. Попова.

Введение................................................     3
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ    ........................   11
Вариант 1. Демонстрационный вариант 2012 года......................   15
Вариант 2      ..............................................   22
Вариант 3      ..............................................   28
Вариант 4      ..............................................   34
Вариант 5       ..............................................   40
Вариант 6       ..............................................   46
Вариант 7..............................................   51
Вариант 8       ..............................................   56
Вариант 9      ..............................................   62
Вариант 10..............................................   68
Демонстрационный вариант 2011 года с комментариями..................   74
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ
И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ     ............................   83
Ответы к заданиям В1-В12   ....................................   84
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом.......   86
Оценка выполнения заданий С1 и С3. требующих написания
развернутого ответа в объеме 5-10 предложений   ......................   86
Оценка выполнения заданий С2 и С4, требующих написания
развернутого ответа в объеме 5-10 предложений   ......................   87
Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3, требующих написания
развернутого ответа в жанре сочинения объемом не менее 200 слов    ..........   89

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г. (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе).
Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования в учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования гуманитарной направленности.
Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось число заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе, неоправданность знаниецентричного, «фактологического» подхода при проведении государственной (итоговой) аттестации по литературе), увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений, разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности, уточнялись критерии оценивания, определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.
Результаты экзамена последних лет подтверждают правильность корректировки экзаменационной модели по литературе. В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участником ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.
Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.
Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос.
Результаты ЕГЭ по литературе подтверждают, что сложившаяся экзаменационная модель по литературе позволяет адекватно оценить образовательные достижения выпускников по предмету, выявить уровень сформированности у выпускников основных предметных и надпредметных умений. Экзамен в данной форме позволяет дифференцировать участников ЕГЭ по уровню их предметной подготовки, дает вузам и ссузам объективные основания для отбора абитуриентов.
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жан-рово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено нормативными документами по предмету.
В экзаменационной работе выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.
В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.
Общая структура первых двух частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых двух частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления). Таким образом, опора на внутри-предметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.
Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 9 заданий:
•   7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;
•   2 заданий (C1, С2), требующих написания связного текста в объеме 5-10 предложений.
Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий:
•   5 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;
•   2 заданий (С3, С4), требующих написания связного текста в объеме 5-10 предложений.
Требования к выполнению заданий части 1 и части 2 едины.
Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сю-жетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
Третья часть работы требует от участников ЕГЭ полноформатного развернутого высказывания на литературную тему (таким образом, к отработанному в частях 1-2 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в., 2 — по произведениям второй половины XIX в., 3 — по произведениям конца XIX — XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль выпускника, дает ему возможность выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателями, к художественному своеобразию произведения.
Практика педагогических исследований показала, что написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
В структурном отношении первые две части экзаменационной работы выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (часть1: В1-В7, часть 2: В8-В12), — к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (часть 1: С1-С2; часть 2: С3-С4). Часть 3 включает альтернативные задания высокого уровня сложности (С5.1-С5.3), в наибольшей степени отражающие требования стандарта профильного уровня.
В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания, соответствующие трем содержательным блокам:
1.    Древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.
2.    Литература второй половины XIX в.
3.    Литература конца XIX — XX в.
Группировка текстов для анализа подчинена принципу хронологического охвата предметного курса (от древнерусской литературы до литературы XX в.); представленные в первых двух частях работы художественные тексты в зависимости от комплектации конкретного варианта экзаменационной работы в той или иной комбинации отражают различные литературные эпохи.
Для выполнения задания третьей части (письменный ответ на вопрос о литературном произведении) экзаменуемому предоставляется право выбора такого вопроса по произведению одной из трех литературных эпох (первой половины XIX в., второй половины XIX в., XX в.).
Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами навыков:
•  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий);
•  различные виды пересказа (С5);
•  определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1-В12);
•  анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);
•   письменные интерпретации художественного произведения (С1-С5);
•   выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);
•  самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (С1-С5);
•  написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5);
•  сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (С2, С4).
Составить исчерпывающее представление об особенностях экзаменационной модели ЕГЭ по литературе 2012 года можно, познакомившись с размещенными на сайте ФИПИ документами, регламентирующими разработку КИМ.
Предлагаемый сборник включает 20 вариантов контрольных измерительных материалов. Часть вариантов строится на открытом экзаменационном материале прошлых лет. Эти варианты КИМ строго соответствуют кодификатору
......



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Литература ЕГЭ 2012. Литература : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. С.А. Зинина