Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ, профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ, база

Видео уроки ЕГЭ Видео уроки ЕГЭ по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / М.А. Аристова

ЕГЭ 2012. Литература

Пособие М.А. Аристова предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к части С: С1-С4 — развернутый ответ в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста; С5 — сочинение по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса.
В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания «Проверь себя» (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для ответов на вопросы части В, так и при написании части С. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий С1-С5.

Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.
Автор:
Аристова Мария Александровна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИСМО РАО.

Введение........................................................................................5
Подготовка к ЕГЭ по литературе: стратегия
и тактика.......................................................................................8
Какие знания проверяют на ЕГЭ по литературе................16
Что такое «Кодификатор элементов содержания»...............16
Как повторять теоретико-литературные понятия................18
Проверь себя.....................................................................34
Как повторять литературные произведения.........................47
Проверь себя.....................................................................64
Подготовка к заданиям с развернутым ответом.................87
Критерии оценки: за что снижают баллы.............................87
Подготовка к заданиям С1-С4...............................................93
Проверь себя...................................................................112
Подготовка к заданиям С5.1, С5.2, С5.3.............................123
Классификация речевых ошибок..............................134
Задания............................................................................141
Проверь себя...................................................................212
Обобщающие задания....................................................212
Вариант 1....................................................................212
Вариант 2....................................................................218
Краткий словарь литературоведческих терминов...........226
Ответы.........................................................................258
Приложения
Приложение 1
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по литературе..............267
Приложение 2........................................................................282
Критерии проверки и оценки выполнения
заданий с развернутым ответом................................282

«Тяжело в учении — легко в бою». Кому не знакома эта крылатая фраза легендарного русского полководца Александра Васильевича Суворова? Мы часто используем ее в самых разных жизненных обстоятельствах, когда нужно подготовить себя к каким-то серьезным испытаниям, настроиться на тяжелую, но необходимую работу, которая должна обеспечить будущий успех. «Золотые слова» великого военного стратега вполне подходят не только для «курса начинающего бойца», но и для тех, кто готовится «вступить в сражение» с таким еще мало знакомым противником, как ЕГЭ.
Может быть, кому-то использованная мною метафора покажется некорректной: ведь ЕГЭ — это всего лишь новая форма экзамена, а значит, незачем планировать некие «военные действия», а надо только хорошо подготовиться к нему и спокойно идти сдавать. Все это так, но не случайно в обществе часто слышны протесты против введения ЕГЭ, многие говорят о трудности или непродуманности заданий, а выпускники и их родители порой на самом деле считают, что, идя на ЕГЭ, они вступают в неравную схватку с коварным и опасным врагом. Вопрос только в том, кто же этот страшный противник, которого так опасаются некоторые из вас. Попробуем разобраться.
ЕГЭ по литературе оказался одним из самых уязвимых для критики. Сам предмет «Литература» связан с искусством — искусством слова, а его очень нелегко уложить в строгие рамки, которые предусмотрены структурой такого рода экзаменов. Видимо, не зря разработчики ЕГЭ по литературе долго шли путем проб и ошибок, вызывая шквал самых разнообразных критических отзывов. Но в результате все же достигнут некий компромисс: теперь на этом экзамене отсутствует часть А — та, в которой вопросы задавались в форме тестов, требующих однозначного ответа. Вам не надо больше опасаться
того, что придется мучительно вспоминать, какой масти была лошадь Казбича или что-то подобное. Но и в том виде, в каком ЕГЭ по литературе существует сейчас, он совсем непрост: за отведенные 4 часа вам придется не только ответить одним-двумя словами на вопросы части В, но и написать 5 развернутых письменных ответов. Да и объем программы по литературе, знание которой проверяется на этом экзамене, достаточно велик. Более того, в последней версии ЕГЭ по литературе, определяющей его содержание, произошло даже некоторое увеличение этого объема.
И все же не стоит опускать руки и вливаться в ряды тех, кто требует отмены ЕГЭ, — предоставьте специалистам решать такие проблемы. Хорошо это или плохо, но в настоящее время данная форма экзамена официально принята как обязательная для всех выпускников средних школ, а закон есть закон: его надо выполнять. И бороться нужно не с ЕГЭ, а с тем, что мешает вам успешно его сдавать. Можно с уверенностью сказать, что этого «противника» вполне реально одолеть всем, кто приложит к тому силы, старательно поработает над своими «пробелами» в знаниях по курсу русской литературы, постарается понять, в чем специфика заданий ЕГЭ по литературе и как лучше с ними справляться. Ведь в первую очередь этот экзамен основан на тех знаниях, которые мы получаем, читая замечательные произведения художественной литературы. А хорошую книгу можно читать и перечитывать, каждый раз открывая для себя что-то новое. И разве вам никогда не приходилось обсуждать с друзьями какие-то проблемы, которые вас заинтересовали? Наверное, вы находили для выражения своей позиции нужные слова, приводили веские аргументы, стараясь убедить других в своей правоте. Но ведь именно таким путем выстраивается и сочинение, в котором вам необходимо доказательно ответить на проблемный вопрос, связанный с тем или иным литературным произведением. В чем же тогда заключается то, что мешает вам справиться с такой работой на экзамене?
Конечно, трудно вести дискуссию о том, чего не знаешь. Вот почему абсолютно необходимо прочитать те произведения, по которым задаются вопросы на ЕГЭ. И это, разумеется, может сделать каждый из вас. Но даже после прочтения книги далеко не все сразу становится в ней ясным и понятным. А это значит, что нужно еще и постараться проанализировать то, что вы прочитали. Такая задача гораздо труднее, но и ее можно одолеть, обратившись к учебникам и разного рода учебным пособиям по литературе. Но важнее научиться самому разбираться в произведении, а это невозможно сделать, если вы не владеете соответствующим «инструментом» — знаниями по теории литературы — и не умеете его применять. К такой работе необходимо специально готовиться, но и эту задачу можно решить, приложив достаточно усилий. И наконец, для успешного участия в любой дискуссии необходимо знать правила, по которым она ведется. Как иначе можно разработать свою стратегию и тактику, подготовить необходимый материал, предусмотреть возможные «обходные маневры», да и просто психологически настроить себя на позитивное решение проблем? Вот этому вопросу мы с вами и уделим основное внимание в этом пособии. Наверное, не все будет в нем легко и просто понять и освоить, но главное — не пугаться трудностей и верить в успех. И помните: «Тяжело в учении — легко в бою!»

Совершенно очевидно, что определить стратегию и тактику подготовки к любому виду экзамена можно, только зная, из чего он состоит и какова его структура. Во вступлении уже было сказано, что в настоящее время в ЕГЭ по литературе нет заданий в форме тестов — части А. Задания части В, требующие краткого ответа на вопрос по представленному художественному тексту, рассчитаны на базовый уровень, то есть не являются самыми сложными. К ним достаточно легко подготовиться, работая по многочисленным тренировочным вариантам, которые представлены как на официальном сайте Федерального института педагогических измерений, так и в различных учебных пособиях, предназначенных для подготовки к ЕГЭ. Сложнее обстоит дело с заданиями части С, требующими развернутого ответа разного формата. На подготовку именно к этой, самой трудной, проблемной, многоаспектной составляющей части ЕГЭ по литературе нацелено данное пособие.
В соответствии с экзаменационной моделью ЕГЭ, сохраняется прежний тип заданий части С. Среди них 4 задания (С1-С4) требуют развернутого ответа в объеме 5-10 предложений и одно задание (С5) предполагает создание самостоятельного полноформатного связного высказывания на литературную тему, другими словами — сочинения по одному из трех предложенных проблемных вопросов по произведениям литературы XIX и XX веков; объем такого сочинения должен быть не менее 200 слов.
Задания С1-С4 предполагают включение разных аспектов анализа литературного произведения, которое дается для работы по части В (напоминаем, что в части В требуется крат-
кий — в виде слова или сочетания слов — ответ на вопрос). При этом в первой части варианта представлен фрагмент эпического или драматического произведения и к нему относятся задания CI, С2, а во второй — лирическое произведение, к которому относятся задания СЗ, С4.
Задания С1 и СЗ связаны с содержательным аспектом произведения. С1 — это вопрос о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. СЗ — предполагает анализ идейно-тематического содержания стихотворения, его сюжета и образов, а также образно-эмоционального воздействия поэтического текста.
Задания С2 и С4 требуют включения анализируемого материала в литературный контекст, то есть развернутого рассуждения о проблемно-тематических связях данного эпического или лирического произведения с произведениями других отечественных писателей-классиков.
Самое сложное и объемное задание С5. Оно представляет собой развернутый ответ на вопрос проблемного характера, который подразумевает не только самостоятельное осмысление поставленной проблемы, выражение своего отношения к ней, но и умение аргументировать высказанные суждения на основе анализа идейно-художественного содержания рассматриваемого произведения, обращаясь к его тексту по памяти. При этом оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его форма, то есть связность, логичность, последовательность развития мысли, соблюдение речевых норм. Кроме того, форма литературно-критического очерка, в которой предлагается выполнять данную часть экзаменационной работы, предполагает уместное использование теоретико-литературных понятий при анализе литературного материала. Только при соблюдении всех указанных требований возможно получить высокий балл за эту часть ЕГЭ по литературе — а это составляет целых 38 % от общего балла за всю работу. В задании С5 вам предлагается на выбор три темы, которые распределяются в соответствии с литературно-художественным
материалом: 1-я тема — по произведениям первой половины XIX века, 2-я тема — по произведениям второй половины XIX века, 3-я тема — по произведениям XX века. Такое распределение в соответствии с важнейшими вехами отечественного историко-литературного процесса не подразумевает различие в сложности поставленной проблемы, которую вам предстоит раскрыть. Это означает, что вы можете выбрать одну из трех предложенных тем, ориентируясь на свои предпочтения: более глубокое знание той или иной части курса, лучшее, понимание поставленной проблемы, возможность более точно аргументировать свои позиции с помощью текста произведения, который вы хорошо помните. В любом случае выбор той или другой предложенной темы не будет влиять на оценку вашей работы, поскольку они не ранжированы по уровню сложности.
Распределяя силы и время при подготовке к этому экзамену, нужно также учитывать то, что только выполнение заданий всех частей С обеспечит вам высокий балл. Ведь задания части В (с кратким ответом) относятся к базовому уровню, что означает следующее: даже если вам удастся справиться со всеми этими заданиями, то есть дать правильные ответы на все 12 вопросов, вы не получите больше удовлетворительной оценки. В процентном отношении эти 12 вопросов составляют 31 % от общего балла за всю работу, то есть столько же, сколько 4 вопроса С1-С4, но ценятся они меньше, поскольку С1-С4 являются заданиями повышенного уровня. А самая высокая оценка будет за третью часть, поскольку задание С5 высокого уровня сложности, да и л процентном отношении к общему баллу она составляет больше трети.
Что же из всего этого следует? Безусловно, необходимо готовиться ко всем частям ЕГЭ по литературе: только так возможно добиться самого высокого результата на экзамене. В то же время надо учитывать специфику заданий каждой из частей и в соответствии с этим определять стратегию подготовки. Так, например, известно, что многие задания части В требуют
хорошего знания теоретико-литературных понятий. А значит, вам в любом случае придется повторить этот материал курса литературы. Но, как было отмечено выше, без знания теоретико-литературных понятий и умения использовать их при анализе художественных произведений невозможно рассчитывать на высокий балл и при выполнении частей С. Получается, что, повторяя этот материал, вы готовитесь ко всем частям ЕГЭ по литературе, хотя применять эти знания вам придется по-разному: в части В — давать краткие ответы, а в частях С — самим выбирать, какие из известных вам теоретико-литературных понятий будет уместно использовать и как органично ввести их в ход ваших рассуждений по "предложенному проблемному вопросу. Подробнее о стратегии подготовки к ЕГЭ по литературе будет сказано в следующих частях данного пособия. Сейчас лишь подчеркнем, что она должна быть хорошо продумана, чтобы сделать вашу подготовку к этому непростому экзамену целенаправленной и результативной.
С другой стороны, необходимо заранее продумать и тактику работы на экзамене. Время, которое отводится на выполнение всех заданий, невелико: всего 4 часа (240 мин.). Разработчики ЕГЭ по литературе рекомендуют распределять это время следующим образом: для выполнения 1-й и 2-й частей работы, которые включают все задания частей В и С1-С4, то есть разноаспектный анализ приведенного фрагмента эпического / драматического и лирического произведений, отводится 2 часа, столько же времени, по их мнению, потребует выполнение 3-й части работы, то есть С5 — сочинение по проблемному вопросу. Практика подготовки к ЕГЭ показывает, что те ученики, которые неплохо владеют материалом, достаточно быстро справляются с заданиями части В: на все 12 заданий, включая чтение приведенного художественного текста, в среднем уходит не более 30 минут. Это означает, что 1,5 часа можно отвести на выполнение С1-С4, то есть на каждое из четырех заданий пойдет примерно 20 минут. Согласитесь, что это не так уж и много: ведь если каждый из таких письменных
ответов будет содержать 10 предложений, то окажется, что на обдумывание, написание и проверку 1 предложения можно потратить только 2 минуты, с чем далеко не всегда может справиться даже профессионал. Как же быть и где взять время, чтобы выполнить работу полностью и как можно лучше?
Во-первых, возможно сократить время на часть В: если этот тип заданий хорошо отработан при подготовке к ЕГЭ, можно уложиться и в 20 минут, а иногда и меньше. Во-вторых, совсем не обязательно так обстоятельно «расписывать» каждый ответ на вопросы части С1-С4, более того — имеет смысл научиться коротко отвечать на самую суть этих вопросов, полностью избавив свой ответ от «воды». Заметим, что разработчики ЕГЭ по литературе достаточно прозрачно намекают на такую возможность: в инструкции по выполнению работы, данной к проекту демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе, сказано о том, что необходимо «сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик». Это подтверждается и тем, что в «Критериях проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом», приведенных в том же официальном документе, относительно заданий С1-С4 отмечено следующее: «Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме)»2. Другими словами, даже 5 предложений писать не обязательно, если, конечно, вы сможете полноценно ответить на вопрос в 2-3 предложениях, что, впрочем, маловероятно. Скорее всего, следует выбрать «золотую середину»: писать сжато, но точно, стараясь уложиться в 5-6 предложений. Экономия времени при этом очевидна, но научиться так компактно выражать свои мысли весьма непро-
сто — об этом мы специально поговорим в соответствующей части этого пособия.
В-третьих, следует отдельно продумать тактику работы по части 3 — С5, то есть над сочинением. С одной стороны, может показаться, что 2 часов слишком мало для выполнения такого сложного задания. Но, учитывая наши расчеты, больше времени вЗять неоткуда. Значит, надо сделать так, чтобы как можно рациональнее его использовать — об этом у нас пойдет особый разговор в разделе пособия, который посвящен подготовке к заданиям С5. С другой стороны, многие еще помнят о том, что раньше по русскому языку и литературе выпускной экзамен в школе и вступительный в вуз проходил в форме сочинения. Тогда на него отводилось соответственно 6 часов в школе и 4 часа в вузе. Конечно, это намного больше, чем то время, которое можно отвести на сочинение во время ЕГЭ по литературе. Но ведь и требования к такой работе существенно изменились: вам вовсе не надо писать пространное сочинение на 4-6 страниц формата А4, как это требовалось, например, при поступлении на гуманитарные факультеты МГУ или РГГУ, да и школьное сочинение на выпускном экзамене, претендующее на высший балл, обычно занимало 4-5 и более страниц. Это было вполне оправдано тем, что темы таких сочинений требовали обстоятельного анализа многих аспектов идейно-художественного содержания произведений, подробной аргументации своих суждений, большого количества цитат и т.д. Например, тема «Жанрово-композиционные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»» подразумевала, что в сочинении надо не просто перечислить эти особенности, но и показать, в чем и как они проявляются, почему возникли, что с помощью этих художественных средств выражает автор, как соотносятся принципы гоголевской поэтики с тем, что было характерно для произведений его предшественников и современников и т.д. Конечно, все эти вопросы, включенные в подтемы общего плана сочинения, требовали подробного рассмотрения и, соответственно, достаточно большого объема
работы. Обязательными элементами такого сочинения были содержательное вступление и заключение, в котором подводился итог проведенного анализа.
В ЕГЭ по литературе темы, требующие подобного детального анализа многих составляющих художественного произведения, не используются. Все они представляют собой проблемный вопрос, на который необходимо дать конкретный ответ. Например, в демонстрационном варианте ЕГЭ по литературе 2009 года в задании С5 одна из тем формулировалась так: «Что сближает и что разобщает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова?» Этот проблемный вопрос требует совершенно конкретного ответа, в котором четко будет показано, почему и на основании каких позиций эти герои сошлись и что явилось причиной их последующего разобщения. Разумеется. это вовсе не означает, что задание С5 может быть ограничено несколькими предложениями, но и слишком подробно расписывать ход ваших рассуждений не нужно. Здесь важнее другое: четкий, логично выстроенный план ответа, ясные и точные формулировки, в которых выражены самые важные позиции по обсуждаемой проблеме, достаточная (а не избыточная!) аргументация с использованием небольших по объему цитат. Не надо никаких пространных вступлений и заключений, вообще не «лейте воду», то есть не пишите общих фраз, ненужных для доказательства высказанных позиций сведений: все, что требуется от вас, это раскрыть тему, а не блеснуть своими познаниями по другим аспектам курса русской литературы. Если такая информация окажется излишней, то она сыграет против вас, поскольку в критериях оценки задания С5 нет позиций, которые позволяют проверяющему поставить лишний балл за то, что вы что-то знаете из курса русской литературы вне связи с темой сочинения, зато есть реальная возможность потерять баллы за необоснованное привлечение текста или нарушение логики развития мысли.
Учитывая все эти условия, можно точно сказать, что ваш ответ на проблемный вопрос задания С5 вполне реально из-
дожить в сочинении небольшого объема: как и в заданиях С1-С4 лучше всего выбрать «золотую середину» — примерно 300-400 слов (напоминаем, что минимальный объем — 200 слов). Очевидно, что в 2 часа, которые мы с вами решили отвести на выполнение задания С5, можно уложить и обдумывание проблемы, и написание текста такого объема, и его проверку. Конечно, далеко не у всех сразу получится именно так сжато и рационально выстроить свою работу, но этому можно научиться. Антон Павлович Чехов как-то заметил: «Краткость — сестра таланта». Наверное, если уж не талант, то способности писать сочинение есть у любого из вас, надо только постараться их развить, чтобы на экзамене наверняка добиться успеха. Именно в этом данное пособие и призвано вам помочь. Главное — учиться, верить в свои силы и не бояться трудностей.

 



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Литература Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / М.А. Аристова