Подготовка к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ 2008. Литература : ЕГЭ-2008 : реальные задания / С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова

ЕГЭ 2008. Литература

Авторы-составители: С. А. Зинин, О. Б. Марьина, Н. А. Попова.

 

 

 

 

 



Предисловие. А. Г. ЕРШОВ...............................................................      5
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЕГЭ
Правила для участников единого государственного экзамена......      6
Вариант бланков I
Описание форм бланков ответов участника ЕГЭ,
проводимого с использованием АИС «Экзамен».....................     16
Правила заполнения бланков ответов......................................     18
Образцы экзаменационных бланков........................................     21
Вариант бланков II
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ......     24
Правила заполнения бланков....................................................     26
Образцы экзаменационных бланков.......................................     37
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Особенности экзаменационной работы 2008 г. по литературе.....     40
Структура экзаменационной работы.............................................     41
Распределение заданий по проверяемым элементам содержания     43
Время выполнения работы.............................................................     46
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом..........     46
Рекомендации по подготовке к экзамену......................................     47
Изменения к экзаменационной работе 2008 года
по сравнению с работой 2007 года..................................................     47
Инструкция по выполнению работы.............................................     48
Вариант 1.........................................................................................     50
Часть 1........................................................................................     50
Часть 2........................................................................................     53
Часть 3........................................................................................     56
Бланки ответов..........................................................................     57
Вариант 2.........................................................................................     60
Часть 1........................................................................................     60
Часть 2........................................................................................     62
Часть 3........................................................................................     64
Бланки ответов..........................................................................     65
Вариант 3.........................................................................................     68
Часть 1........................................................................................     68
Часть 2........................................................................................     70
Часть 3........................................................................................     73
Бланки ответов..........................................................................     74
Вариант 4.........................................................................................     77
Часть 1........................................................................................     77
Часть 2........................................................................................     80
Часть 3........................................................................................     82
Бланки ответов..........................................................................     83
Вариант 5.........................................................................................     86
Часть 1........................................................................................     86
Часть 2........................................................................................     89
Часть 3........................................................................................     91
Бланки ответов..........................................................................     93
Ответы.............................................................................................     96
Критерии проверки и оценки выполнения задания
с развёрнутым ответом...............................................................     99
Анализ работ выпускников
(задания с развёрнутым ответом)..............................................   104

Назначение экзаменационной работы — оценить общеобразовательную подготовку по литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и зачисления в средние специальные и высшие учебные заведения.
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1)   Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998).
2)   Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
3)  Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по литературе». — М., «Дрофа», 2001).
4)  Примерная программа по литературе для средней общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по литературе». — М., «Дрофа», 2001).
5)  Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе». - М., «Дрофа», 2000).
6)  Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе». — М., «Дрофа», 2001).
7)   Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
8)  Примерные программы по литературе основного и среднего (полного) общего образования (сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru).

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.
В демонстрационной версии 2008 года выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.
В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.
Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений,. но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.
Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1—2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).
Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 3 заданий с развёрнутым ответом ограниченного
объёма (CI, С2, СЗ). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (CI, С2, СЗ) требуют написания связного текста в объёме 5—10 предложений.
Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 3 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С4, С5, С6). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-ой.
Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-ком-позиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
В 3 части работы проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (С7.1—С7.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX века, 2 — по произведениям второй половины XIX века, 3 — по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критического очерка. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.
Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большей меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий экзаменационной работы по частям.
....

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ

 



Следующие статьи: