Подготовка к ЕГЭ по литературе
ЕГЭ 2008. Литература : ЕГЭ-2008 : реальные задания / С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 литература
Авторы-составители: С. А. Зинин, О. Б. Марьина, Н. А. Попова.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЕГЭ
Правила для участников единого государственного экзамена...... 6
Вариант бланков I
Описание форм бланков ответов участника ЕГЭ,
проводимого с использованием АИС «Экзамен»..................... 16
Правила заполнения бланков ответов...................................... 18
Образцы экзаменационных бланков........................................ 21
Вариант бланков II
Описание бланков регистрации и ответов участника ЕГЭ...... 24
Правила заполнения бланков.................................................... 26
Образцы экзаменационных бланков....................................... 37
ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ
Особенности экзаменационной работы 2008 г. по литературе..... 40
Структура экзаменационной работы............................................. 41
Распределение заданий по проверяемым элементам содержания 43
Время выполнения работы............................................................. 46
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.......... 46
Рекомендации по подготовке к экзамену...................................... 47
Изменения к экзаменационной работе 2008 года
по сравнению с работой 2007 года.................................................. 47
Инструкция по выполнению работы............................................. 48
Вариант 1......................................................................................... 50
Часть 1........................................................................................ 50
Часть 2........................................................................................ 53
Часть 3........................................................................................ 56
Бланки ответов.......................................................................... 57
Вариант 2......................................................................................... 60
Часть 1........................................................................................ 60
Часть 2........................................................................................ 62
Часть 3........................................................................................ 64
Бланки ответов.......................................................................... 65
Вариант 3......................................................................................... 68
Часть 1........................................................................................ 68
Часть 2........................................................................................ 70
Часть 3........................................................................................ 73
Бланки ответов.......................................................................... 74
Вариант 4......................................................................................... 77
Часть 1........................................................................................ 77
Часть 2........................................................................................ 80
Часть 3........................................................................................ 82
Бланки ответов.......................................................................... 83
Вариант 5......................................................................................... 86
Часть 1........................................................................................ 86
Часть 2........................................................................................ 89
Часть 3........................................................................................ 91
Бланки ответов.......................................................................... 93
Ответы............................................................................................. 96
Критерии проверки и оценки выполнения задания
с развёрнутым ответом............................................................... 99
Анализ работ выпускников
(задания с развёрнутым ответом).............................................. 104
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998).
2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
3) Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по литературе». — М., «Дрофа», 2001).
4) Примерная программа по литературе для средней общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по литературе». — М., «Дрофа», 2001).
5) Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе». - М., «Дрофа», 2000).
6) Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе». — М., «Дрофа», 2001).
7) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
8) Примерные программы по литературе основного и среднего (полного) общего образования (сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru).
В демонстрационной версии 2008 года выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.
В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.
Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений,. но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.
Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1—2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).
Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 3 заданий с развёрнутым ответом ограниченного
объёма (CI, С2, СЗ). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (CI, С2, СЗ) требуют написания связного текста в объёме 5—10 предложений.
Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 3 задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (С4, С5, С6). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-ой.
Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-ком-позиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
В 3 части работы проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (С7.1—С7.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX века, 2 — по произведениям второй половины XIX века, 3 — по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критического очерка. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.
Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большей меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий экзаменационной работы по частям.
....