Подготовка к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ 2010. Литература : сборник заданий / Е. А. Самойлова

ЕГЭ 2010. Литература

Учебное пособие адресовано выпускникам средней школы и абитуриентам для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе. Издание включает:
•   задания частей В, С по всем темам ЕГЭ;
•   методические рекомендации;
•   варианты типового экзаменационного теста;
•   ответы и комментарии.

Пособие окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе.
Об авторе: Е. А. Самойлова — кандидат педагогических наук

 

Введение.................................3
ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ............ .15
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................31
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА....................39
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.......47
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.......77
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА    .... 104
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА......115
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА......129
Приложение. Варианты типового экзаменационного теста
по литературе для самостоятельной работы............137
Ответы.................................150

В данном пособии предложен вариант тематического планирования занятий по повторению и обобщению ранее изученного материала по литературе.
Задания, которые мы разместили в книге, распределены по темам, соответствующим содержательным линиям ЕГЭ по литературе. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания, соответствующие трем содержательным блокам:
1. Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века.
2. Литература   второй   половины   XIX   века   —   начала XX века.
3. Литература XX века.
Если у вас впереди целый год, то разделите программу на части и определите примерные сроки повторения отдельных тем, хотя в брошюре, опубликованной ФИПИ и содержащей рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе 2008 года, указано: «К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объеме, определенном обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ в качестве учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену».
Абсолютно ясно, что за месяц или два, даже работая днем и ночью, невозможно восстановить и уложить в памяти такой огромный объем сведений! В особенности это касается работы с художественными текстами. Поэтому советуем задуматься о распределении времени на подготовку к экзамену.
Содержание курса литературы представлено в виде 8 разделов. На основании 1-го раздела «Сведения по теории и истории литературы» во все тесты ЕГЭ включаются определенные термины и понятия. Это значит, что при изучении того или иного произведения необходимо рассмотреть следующие содержательные элементы:
—  Литературные направления и течения. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм и др.).
—  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Роман, эпопея, повесть, рассказ, притча. Поэма, баллада, элегия, послание, ода, сонет. Комедия, трагедия, драма.
—  Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
—  Трагическое и комическое в литературном произведении. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
—  Язык художественного произведения. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение, олицетворение, антитеза, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
—  Проза и поэзия. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа.
В следующие 7 разделов включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В приведенной ниже таблице перечислены конкретные произведения, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с конкретными историко-литературными периодами и номерами тем,
предлагаемых для повторения. Всего необходимо повторить 7 тем, но объем материала и степень трудности освоения данных текстов — разные.

Термином «тест» (англ, test — проба, испытание, исследование) называется любое стандартизированное контрольное задание, по выполнению которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. С этой точки зрения контрольная работа по алгебре, диктант по русскому языку, сочинение по литературе — это и есть тесты.
В системе ЕГЭ тестом называют совокупность заданий разного типа и разного уровня сложности, позволяющих осуществить итоговый контроль и аттестацию выпускников, дифференцировать их по уровням знаний.
1.  Базовый уровень освоения учебного материала включает в себя умение воспроизводить понятия со всеми его существенными признаками. Задания этого уровня (В1—В12) включают в себя только те понятия, которые соответствуют обязательному минимуму содержания и требованиям к базовой подготовке выпускников средней (полной) школы по литературе. К ним относятся понятия, составляющие базовую основу знания:
—  род, жанр, образ, тема, идея, пафос (авторская оценка);
— литературные методы, направления, течения и т.д.;
—  художественные приемы и средства — метафора, эпитет, гротеск, гипербола, параллелизм и т.д.
2.  Повышенный уровень сложности освоения материала характеризуется не только определением признаков понятия, но и умением применять те или иные понятия для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвя-
зи; решать различные задачи на основе этих понятий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня (С1—С4) отвечает как минимуму содержания литературного образования средней (полной) школы, так и содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы в профильных классах и школах. Посредством этих заданий проверяются понятия, необходимые не только для базового уровня усвоения материала, но и для конкретизации, расширения и углубления основных системных знаний и умений. К ним относятся:
— интерпретация литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;
. — формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.
3. Высокий уровень сложности освоения учебного материала определяется творческим характером учебной деятельности, умением самостоятельно и осознанно применять умения и навыки в создании самостоятельного письменного текста: по-новому интерпретировать фактический материал, самостоятельно находить оригинальный способ решения проблемных задач и ответов на проблемные вопросы и др. Задания высокого уровня сложности (С5.1—С5.3) направлены на выявление степени подготовленности учащихся к получению в дальнейшем высшего и среднего специального филологического образования. Эти задания включают в себя достаточно сложные элементы содержания, проверяемые на выпускных экзаменах в школе и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Содержание подобных заданий во многих случаях ориентирует на использование различных способов их выполнения (многообразные жанры работ), что может свидетельствовать о творческом характере учебной деятельности выпускников. При определении содержания и конструировании таких заданий появляется возможность вариативного использования большого числа теоретических понятий и проверки практических умений всего курса литературы.

Методические рекомендации по выполнению разных типов тестовых заданий
Изучение литературы в школе предполагает углубление самостоятельной работы с художественными текстами. В работе над литературным произведением главный упор необходимо сделать на определение специфики художественной формы и содержания произведения. Например, работая над материалом, связанным с поэтическим текстом, необходимо обратить внимание на стихотворный размер, ритмику, особенности рифмы и т.д. Анализ прозаического отрывка предполагает внимание к сюжету и композиции, системе образов, особенностям авторского стиля. Особое внимание предлагается уделить драматургии. Известно, что драма, являясь особым родом литературы, имеет свою специфику и труднее всего воспринимается и осознается учащимися.
Тест ЕГЭ по литературе состоит из 3-х частей, включающих различные по степени сложности задания. Части 1—2 содержат 12 заданий базового уровня (В1—В12) и 4 задания повышенного уровня сложности (С1—С4). Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности (ученику предложен выбор из трех заданий С5.1, С5.2, С5.3), которое требует от экзаменуемого написания самостоятельного развернутого высказывания: текста на литературную тему.
1. Задания В (с открытым ответом) — отвечая на заданный вопрос, тестируемый не имеет перед глазами вариантов ответа и должен действовать на свой страх и риск, предлагая ответ самостоятельно. Но содержательно задания В1— В12 проверяют базовый уровень знаний и умений учащихся, например:
Какой литературный метод нашел воплощение в ранней лирике М.Ю. Лермонтова?
(Ответ: романтизм.)
Или:
Какое средство художественной выразительности помогает Ф.И. Тютчеву в стихотворении «Что ты клонишь над водами... » создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы?
(Ответ: олицетворение.)
Включение в тест по литературе таких вопросов связано с необходимостью проверки элементарных сведений по теории и истории отечественной литературы. Вопросы этого типа должны проверять, насколько усвоены те сведения, которые обязательно сообщаются школьникам в процессе обучения, присутствуют во всех действующих программах и учебниках. Подготовка к работе с базовыми заданиями не выходит за рамки привычного совместного труда ученика и учителя. Для подготовки к выполнению экзаменационной работы вовсе не требуется пресловутого «натаскивания на тесты». Учителю необходимо в процессе текущей работы на уроке лишь акцентировать внимание учащихся на известных компонентах содержания и формы художественного произведения — жанре, тематике, лирическом герое, художественных средствах и т.п.
Итак, задания с открытым ответом в вариантах 2008— 2009 года — это задания базового уровня сложности. Они проверяют, освоен ли школьником предмет на базовом уровне.
2. К заданиям повышенного уровня сложности относятся задания типа С1—С4 — этот тип заданий представляет собой вопрос, на который учащийся должен дать краткий '(ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий типа С1—С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Например:
С1. Какая тема, важная для понимания авторского замысла рассказам. Горького «Старуха Изергиль», получает развитие в данном фрагменте текста?
С2. В чем сходство характера Данко с характерами других героев русской литературы? (При сопоставлении укажите авторов, названия и имена героев произведений.)
Или:
СЗ. В каких образах стихотворения С.А. Есенина воплощены представления поэта о России?
С4. Стихотворения каких поэтов» писавших о русской деревне, вам известны и что сближает их произведения с лирикой С.А. Есенина?
Ответ на заданный вопрос должен быть представлен в виде короткого, но обоснованного суждения. Такой вопрос не требует от ученика пространных рассуждений, подробного цитирования художественного текста или расширенного экскурса в историю создания произведения. Все, что вы хотите сказать, должно уложиться в 5—10 предложений. Как правило, задания С1—С4 — это вопросы, требующие обобщенных знаний о творчестве нескольких авторов, и они представляют определенную трудность для ученика. Представьте себе, что этот вопрос был задан на уроке в устной форме и на него надо ответить полно, но, по возможности, кратко. Для того чтобы выполнить задания С1—С4, необходимы знания не одного произведения, с фрагментом которого соотнесен вопрос, но и основных этапов творческой биографии писателя или поэта, его программных произведений, литературного окружения и т.д.
3. Наиболее сложны и значимы в тестах по литературе задания С5.1—С5.3. Это задания высокого уровня сложности. Учащимся предлагается ответить на один из трех вопросов проблемного характера. Например:
С5.1. Что позволило В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На материале одного или нескольких произведений писателя.)
С5.2. Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л. Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?
С5.3. Сторону какого героя — Луки или Сатина — принимает Горький в споре о лжи и правде? (По пьесе М. Горького «На дне».)
Выполняя одно из этих заданий, экзаменуемый сможет самостоятельно выбрать наиболее знакомую ему историко-литературную эпоху (XVIII в., первая половинаХ1Х в., вторая половина XIX в., XX в.) и произведение, текст которого он помнит наилучшим образом; а также проблему, которая
представляется ему наиболее интересной, и высказаться на заданную тему с наибольшей полнотой, продемонстрировать и эрудицию, и умение мыслить и анализировать.
Задания высокого уровня сложности С5 проверяют умения учащегося выделять и характеризовать художественные особенности текста (образность, психологизм в поведении героев и т.д.), объяснять общий смысл фрагмента как части целого произведения (связь с общей проблематикой, композиционная роль и т.д.).
Заданные вопросы называются проблемными, и они не имеют единственно правильного ответа. Поэтому экзаменуемому не надо бояться высказывать свою собственную точку зрения. Но обязательно надо объяснять, почему его позиция такова, почему он считает именно так, а не иначе, что привело его к такому виденью проблемы. В тексте ответа обязательно должны быть ссылки на текст художественного произведения: т.н. «непрямое цитирование», упоминание конкретных деталей повествования, объяснение смысла той или иной сцены, роли самых характерных художественных средств и т.п. Выпускник имеет право рассуждать любыми способами, главное, чтобы его анализ не превратился в пересказ текста романа, пьесы или стихотворения.
Среди требований (базового уровня), предъявляемых к выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, определены обязательные знания:
•  содержания изученных литературных произведений;
•  основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX вв.;
•  основных литературных направлений;
•  основных теоретико-литературных понятий; и умения:
•  воспроизводить содержание литературного произведения;
•  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
•  определять род и жанр произведения;
•  сопоставлять литературные произведения;
•  выявлять авторскую позицию;
•  формулировать и аргументировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии и сочинения разных жанров на литературные темы.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: