Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ 2010. Литература : сборник заданий / Е. А. Самойлова

ЕГЭ 2010. Литература

Учебное пособие адресовано выпускникам средней школы и абитуриентам для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе. Издание включает:
•   задания частей В, С по всем темам ЕГЭ;
•   методические рекомендации;
•   варианты типового экзаменационного теста;
•   ответы и комментарии.

Пособие окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе.
Об авторе: Е. А. Самойлова — кандидат педагогических наук

 

Введение.................................3
ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ............ .15
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................31
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА....................39
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.......47
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.......77
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА    .... 104
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА......115
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА......129
Приложение. Варианты типового экзаменационного теста
по литературе для самостоятельной работы............137
Ответы.................................150

В данном пособии предложен вариант тематического планирования занятий по повторению и обобщению ранее изученного материала по литературе.
Задания, которые мы разместили в книге, распределены по темам, соответствующим содержательным линиям ЕГЭ по литературе. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания, соответствующие трем содержательным блокам:
1. Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века.
2. Литература   второй   половины   XIX   века   —   начала XX века.
3. Литература XX века.
Если у вас впереди целый год, то разделите программу на части и определите примерные сроки повторения отдельных тем, хотя в брошюре, опубликованной ФИПИ и содержащей рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе 2008 года, указано: «К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объеме, определенном обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ в качестве учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену».
Абсолютно ясно, что за месяц или два, даже работая днем и ночью, невозможно восстановить и уложить в памяти такой огромный объем сведений! В особенности это касается работы с художественными текстами. Поэтому советуем задуматься о распределении времени на подготовку к экзамену.
Содержание курса литературы представлено в виде 8 разделов. На основании 1-го раздела «Сведения по теории и истории литературы» во все тесты ЕГЭ включаются определенные термины и понятия. Это значит, что при изучении того или иного произведения необходимо рассмотреть следующие содержательные элементы:
—  Литературные направления и течения. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм и др.).
—  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Роман, эпопея, повесть, рассказ, притча. Поэма, баллада, элегия, послание, ода, сонет. Комедия, трагедия, драма.
—  Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
—  Трагическое и комическое в литературном произведении. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
—  Язык художественного произведения. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение, олицетворение, антитеза, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
—  Проза и поэзия. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа.
В следующие 7 разделов включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В приведенной ниже таблице перечислены конкретные произведения, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с конкретными историко-литературными периодами и номерами тем,
предлагаемых для повторения. Всего необходимо повторить 7 тем, но объем материала и степень трудности освоения данных текстов — разные.

Термином «тест» (англ, test — проба, испытание, исследование) называется любое стандартизированное контрольное задание, по выполнению которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. С этой точки зрения контрольная работа по алгебре, диктант по русскому языку, сочинение по литературе — это и есть тесты.
В системе ЕГЭ тестом называют совокупность заданий разного типа и разного уровня сложности, позволяющих осуществить итоговый контроль и аттестацию выпускников, дифференцировать их по уровням знаний.
1.  Базовый уровень освоения учебного материала включает в себя умение воспроизводить понятия со всеми его существенными признаками. Задания этого уровня (В1—В12) включают в себя только те понятия, которые соответствуют обязательному минимуму содержания и требованиям к базовой подготовке выпускников средней (полной) школы по литературе. К ним относятся понятия, составляющие базовую основу знания:
—  род, жанр, образ, тема, идея, пафос (авторская оценка);
— литературные методы, направления, течения и т.д.;
—  художественные приемы и средства — метафора, эпитет, гротеск, гипербола, параллелизм и т.д.
2.  Повышенный уровень сложности освоения материала характеризуется не только определением признаков понятия, но и умением применять те или иные понятия для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвя-
зи; решать различные задачи на основе этих понятий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня (С1—С4) отвечает как минимуму содержания литературного образования средней (полной) школы, так и содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы в профильных классах и школах. Посредством этих заданий проверяются понятия, необходимые не только для базового уровня усвоения материала, но и для конкретизации, расширения и углубления основных системных знаний и умений. К ним относятся:
— интерпретация литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;
. — формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.
3. Высокий уровень сложности освоения учебного материала определяется творческим характером учебной деятельности, умением самостоятельно и осознанно применять умения и навыки в создании самостоятельного письменного текста: по-новому интерпретировать фактический материал, самостоятельно находить оригинальный способ решения проблемных задач и ответов на проблемные вопросы и др. Задания высокого уровня сложности (С5.1—С5.3) направлены на выявление степени подготовленности учащихся к получению в дальнейшем высшего и среднего специального филологического образования. Эти задания включают в себя достаточно сложные элементы содержания, проверяемые на выпускных экзаменах в школе и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Содержание подобных заданий во многих случаях ориентирует на использование различных способов их выполнения (многообразные жанры работ), что может свидетельствовать о творческом характере учебной деятельности выпускников. При определении содержания и конструировании таких заданий появляется возможность вариативного использования большого числа теоретических понятий и проверки практических умений всего курса литературы.

Методические рекомендации по выполнению разных типов тестовых заданий
Изучение литературы в школе предполагает углубление самостоятельной работы с художественными текстами. В работе над литературным произведением главный упор необходимо сделать на определение специфики художественной формы и содержания произведения. Например, работая над материалом, связанным с поэтическим текстом, необходимо обратить внимание на стихотворный размер, ритмику, особенности рифмы и т.д. Анализ прозаического отрывка предполагает внимание к сюжету и композиции, системе образов, особенностям авторского стиля. Особое внимание предлагается уделить драматургии. Известно, что драма, являясь особым родом литературы, имеет свою специфику и труднее всего воспринимается и осознается учащимися.
Тест ЕГЭ по литературе состоит из 3-х частей, включающих различные по степени сложности задания. Части 1—2 содержат 12 заданий базового уровня (В1—В12) и 4 задания повышенного уровня сложности (С1—С4). Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности (ученику предложен выбор из трех заданий С5.1, С5.2, С5.3), которое требует от экзаменуемого написания самостоятельного развернутого высказывания: текста на литературную тему.
1. Задания В (с открытым ответом) — отвечая на заданный вопрос, тестируемый не имеет перед глазами вариантов ответа и должен действовать на свой страх и риск, предлагая ответ самостоятельно. Но содержательно задания В1— В12 проверяют базовый уровень знаний и умений учащихся, например:
Какой литературный метод нашел воплощение в ранней лирике М.Ю. Лермонтова?
(Ответ: романтизм.)
Или:
Какое средство художественной выразительности помогает Ф.И. Тютчеву в стихотворении «Что ты клонишь над водами... » создать «одушевленный», «очеловеченный» образ природы?
(Ответ: олицетворение.)
Включение в тест по литературе таких вопросов связано с необходимостью проверки элементарных сведений по теории и истории отечественной литературы. Вопросы этого типа должны проверять, насколько усвоены те сведения, которые обязательно сообщаются школьникам в процессе обучения, присутствуют во всех действующих программах и учебниках. Подготовка к работе с базовыми заданиями не выходит за рамки привычного совместного труда ученика и учителя. Для подготовки к выполнению экзаменационной работы вовсе не требуется пресловутого «натаскивания на тесты». Учителю необходимо в процессе текущей работы на уроке лишь акцентировать внимание учащихся на известных компонентах содержания и формы художественного произведения — жанре, тематике, лирическом герое, художественных средствах и т.п.
Итак, задания с открытым ответом в вариантах 2008— 2009 года — это задания базового уровня сложности. Они проверяют, освоен ли школьником предмет на базовом уровне.
2. К заданиям повышенного уровня сложности относятся задания типа С1—С4 — этот тип заданий представляет собой вопрос, на который учащийся должен дать краткий '(ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий типа С1—С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Например:
С1. Какая тема, важная для понимания авторского замысла рассказам. Горького «Старуха Изергиль», получает развитие в данном фрагменте текста?
С2. В чем сходство характера Данко с характерами других героев русской литературы? (При сопоставлении укажите авторов, названия и имена героев произведений.)
Или:
СЗ. В каких образах стихотворения С.А. Есенина воплощены представления поэта о России?
С4. Стихотворения каких поэтов» писавших о русской деревне, вам известны и что сближает их произведения с лирикой С.А. Есенина?
Ответ на заданный вопрос должен быть представлен в виде короткого, но обоснованного суждения. Такой вопрос не требует от ученика пространных рассуждений, подробного цитирования художественного текста или расширенного экскурса в историю создания произведения. Все, что вы хотите сказать, должно уложиться в 5—10 предложений. Как правило, задания С1—С4 — это вопросы, требующие обобщенных знаний о творчестве нескольких авторов, и они представляют определенную трудность для ученика. Представьте себе, что этот вопрос был задан на уроке в устной форме и на него надо ответить полно, но, по возможности, кратко. Для того чтобы выполнить задания С1—С4, необходимы знания не одного произведения, с фрагментом которого соотнесен вопрос, но и основных этапов творческой биографии писателя или поэта, его программных произведений, литературного окружения и т.д.
3. Наиболее сложны и значимы в тестах по литературе задания С5.1—С5.3. Это задания высокого уровня сложности. Учащимся предлагается ответить на один из трех вопросов проблемного характера. Например:
С5.1. Что позволило В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На материале одного или нескольких произведений писателя.)
С5.2. Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л. Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?
С5.3. Сторону какого героя — Луки или Сатина — принимает Горький в споре о лжи и правде? (По пьесе М. Горького «На дне».)
Выполняя одно из этих заданий, экзаменуемый сможет самостоятельно выбрать наиболее знакомую ему историко-литературную эпоху (XVIII в., первая половинаХ1Х в., вторая половина XIX в., XX в.) и произведение, текст которого он помнит наилучшим образом; а также проблему, которая
представляется ему наиболее интересной, и высказаться на заданную тему с наибольшей полнотой, продемонстрировать и эрудицию, и умение мыслить и анализировать.
Задания высокого уровня сложности С5 проверяют умения учащегося выделять и характеризовать художественные особенности текста (образность, психологизм в поведении героев и т.д.), объяснять общий смысл фрагмента как части целого произведения (связь с общей проблематикой, композиционная роль и т.д.).
Заданные вопросы называются проблемными, и они не имеют единственно правильного ответа. Поэтому экзаменуемому не надо бояться высказывать свою собственную точку зрения. Но обязательно надо объяснять, почему его позиция такова, почему он считает именно так, а не иначе, что привело его к такому виденью проблемы. В тексте ответа обязательно должны быть ссылки на текст художественного произведения: т.н. «непрямое цитирование», упоминание конкретных деталей повествования, объяснение смысла той или иной сцены, роли самых характерных художественных средств и т.п. Выпускник имеет право рассуждать любыми способами, главное, чтобы его анализ не превратился в пересказ текста романа, пьесы или стихотворения.
Среди требований (базового уровня), предъявляемых к выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, определены обязательные знания:
•  содержания изученных литературных произведений;
•  основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX вв.;
•  основных литературных направлений;
•  основных теоретико-литературных понятий; и умения:
•  воспроизводить содержание литературного произведения;
•  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
•  определять род и жанр произведения;
•  сопоставлять литературные произведения;
•  выявлять авторскую позицию;
•  формулировать и аргументировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии и сочинения разных жанров на литературные темы.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Литература ЕГЭ 2010. Литература : сборник заданий / Е. А. Самойлова