Подготовка к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ 2010. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2010. В помощь учителю и ученику: учебно-методическое пособие / Н.В. Логунова, Е.В. Секачёва, Т.В. Скрипка; под ред. Н. А. Сениной

ЕГЭ 2010. Литература

Пособие является наиболее полным изданием по литературе, предназначенным для подготовки к ЕГЭ. Оно содержит пятнадцать авторских учебно-тренировочных вариантов, написанных в соответствии со спецификацией 2010 года, словарь литературоведческих терминов и справочные материалы с комментариями из программных произведений, ответы ко всем заданиям части В, а также материалы к ответам части С, которые помогут в максимально короткие сроки развить навыки написания сочинений.
В разработке книги принимали участие преподаватели вузов и учителя, имеющие большой опыт в написании учебно-методических и справочных пособий.

Книга будет полезна не только учащимся, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по литературе, но и всем выпускникам и учителям образовательных учреждений.

Уважаемые учителя, выпускники и родители!
Экзамен по литературе в формате ЕГЭ: имеет ли он право на жизнь? Думается, что среди учителей найдётся уже немало тех, кто на этот вопрос ответит утвердительно. Однако каким быть этому экзамену? Каким содержанием его наполнять? Какую форму он должен приобрести? Сейчас очевидно лишь то, что выпускникам предстоит сдавать литературу в формате единого государственного экзамена. Поэтому закономерен и другой вопрос: а какие пособия позволят учащимся максимально эффективно к нему подготовиться?
Выходящие в последнее время многочисленные учебные пособия по литературе предлагают различные методики и задания для подготовки к ЕГЭ. Однако до сих пор не было пособия, соединившего в себе значительное количество учебно-тренировочных вариантов, подобных экзаменационным, справочный понятийный аппарат и — главное! — материалы для ответов на задания части С, по которым учащимся нужно будет писать,сочинение.
Авторы пособия, которое Вы держите в руках, постарались максимально учесть и задачи ЕГЭ по литературе, и современные социальные условия. Всё это и обусловило интегрированную структуру нашей книги. Она содержит полный комплект необходимых ученику и учителю материалов:
>   все нормативные документы Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), регулирующие проведение ЕГЭ по литературе в 2010 году (кодификатор, спецификация и демоверсия экзаменационной работы), поскольку именно они должны быть для учителя руководством к подготовке к экзамену;
>   самый полный комплект учебно-тренировочных авторских вариантов работы, структурированных в соответствии с обновлёнными кодификатором и спецификацией/утверждёнными ФИПИ на 2010 год (т. е. аналогичных по структуре реальным КИМам, по которым выпускники следующего года будут сдавать ЕГЭ по литературе!); по-
скольку наши варианты носят учебно-тренировочный характер, уровень сложности их несколько выше по сравнению с реальными КИМами и возрастают от пербых вариантов к последним;
>   словарь литературоведческих терминов, содержащий толкование терминов и полный понятийный аппарат, перечисленные в кодификаторе; причём словарные статьи снабжены примерами из произведений, которые включены в список обязательных текстов и перекликаются с заданиями в вариантах работ, что многократно увеличивает объем необходимых для подготовки к экзамену сведений;
>  справочные материалы по отдельным, наиболее значимым в школьной методике темам (например, «маленький человек», «лишние люди», реминисценции, эпиграф и др.); они снабжены списками литературоведческих работ, которые могут быть полезны учителям и школьникам при написании рефератов, докладов и при подготовке к устным выступлениям на уроках;
>  ответы ко всем заданиям части В (они дают возможность учащимся использовать книгу и при самостоятельной подготовке к экзамену, а родителям — объективно и самостоятельно оценить уровень подготовки своих детей);
>   материалы к ответам части С (для десяти вариантов), которые позволят учителям в максимально короткие сроки развить у своих подопечных навыки написания сочинения.
Подобная концепция книги способствует многоуровневой подготовке к ЕГЭ. Это обеспечивается следующими структурно-содержательными компонентами пособия:
—  тестовые вопросы и задания выполняют не только контролирующую, но также обучающую и воспитательную функции;
—  многовариантность формулировок заданий и литературоведческих понятий отрабатывает возможность быстро и правильно реагировать на заданный в любой форме вопрос реального экзамена;
—  принцип аналогии (ответы на конкретные вопросы и задания можно по аналогии найти в словаре литературоведческих терминов и в справочных материалах) позволяет многократно отработать основные литературоведческие понятия на примерах из разных текстов;
—  принцип постепенного усложнения материала (от первых пяти вариантов к последующим десяти), что проявляется в более сложных и нестандартных формулировках заданий;
—  ориентация на современное состояние преподавания литературы проявляется в увеличении объёма банка теоретических данных, отражающих уровень современного состояния литературоведческой науки;
—  подборка текстовых фрагментов, ориентированная на выделение наиболее ярких и значимых в идейно-эстетическом отношении эпизодов, позволяет увидеть ключевые моменты произведения;
—  для анализа в учебно-тренировочных вариантах предлагаются наиболее сложные и недостаточно изученные в литературоведческом отношении тексты.
В одной из глав авторы предлагают учителям материалы для написания ответов к заданиям части С. К первым пяти вариантам они не даются (их можно найти в уже изданных книгах с сочинениями). Обращаем также внимание учителей на то, что эта глава представляет собой именно вспомогательные материалы, а не готовые сочинения, которые учащиеся просто будут выучивать наизусть. Объём материалов к заданиям CI—С4 чаще всего превышает предложенные спецификацией нормы (5—10 предложений), поскольку авторы стремились продемонстрировать ход рассуждений. Заметим, кстати, что в некоторых ответах даются ссылки на произведения, не вошедшие в список для обязательного изучения, представленный в кодификаторе. Мы намеренно расширяем круг анализируемых произведений в материалах для ответов, чтобы учитель мог выбрать некоторые из них для дополнительного анализа на своих уроках, тем более что регламентирующие экзамен нормативные документы предписывают строго соблюдать включение произведений из обязательного списка лишь в задания самих экзаменационных работ, а не в сочинениях учащихся. Ссылки на современные литературоведческие работы, различные мнения и трактовки учёных, а также некоторое, может быть, «наукообразие» этих материалов были продиктованы стремлением авторов расширить привычные в школьной методике рамки, устоявшиеся ассоциации и уйти от устаревающих ныне, но всё еще бытующих в учебниках и пособиях для школьников
клише в характеристиках героев и самих произведений. Кроме того, мы постарались продемонстрировать различные образцы подходов и вариантов в ответах к частям С — и сочинение-рассуждение, и эссе, поскольку жанр своего сочинения при ответе на задание С2 выпускник волен выбирать сам.
Учебно-методическое пособие будет полезно учителям и учащимся не только при подготовке к ЕГЭ, но и для проведения промежуточного и тематического контроля. Книга будет способствовать расширению литературного кругозора выпускников и повышению уровня их знаний.
Авторы надеются, что книга заинтересует выпускников (и не только тех, кто собирается в будущем году сдавать ЕГЭ по литературе) и вызовет в них желание обратиться к нашей великой классике.
Успехов вам!

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3-х частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части I, 2 — не более 2-х часов, на часть 3 — 2 часа.
Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.
Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (C1—С2), требующие написания ответа в объёме 5— 10 предложений.
Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3—С4) в объёме 5-10 предложений.
Выполняя задания C1—С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.
Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трёх предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный
развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов).
За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Ссылки удалены по требованию правообладателя

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Предыдущие статьи:

Следующие статьи: