Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ 2009. Литература. Репетитор / Е. А. Самойлова

ЕГЭ 2009. Литература

Учебное пособие адресовано выпускникам средней школы и абитуриентам для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе. Автор книги — разработчик экзаменационных заданий ЕГЭ.
Учебное пособие включает:
• полную информацию о структуре и содержании ЕГЭ по литературе;
•  краткий теоретический материал по всем темам ЕГЭ;
• сведения о типах заданий разного уровня с подробными комментариями. Издание окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе.

Автор Е.А. Самойлова — кандидат педагогических наук



ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи пособия, структура
и содержание разделов......................5
Что такое единый государственный экзамен
по литературе?...........................7
ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ..............16
ОБЪЕМ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2008—2009 годов.........................17
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ЕГЭ 2008—2009 годов......................22
ПРИМЕР ТИПОВОГО ТЕСТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ .... 26
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ В1—В12..............33
РАБОТА С ОСНОВНЫМИ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ.............34
Художественные методы. Литературные
направления. Литературные течения..........35
Содержание литературного произведения.......46
Литературный персонаж...................50
Структура литературного произведения.......52
Изобразительно-выразительные средства
и художественные приемы создания образов......58
ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ И ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС...............................68
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА.......94
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ
ТИПАМИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ  .... 149
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....157

Цели и задачи пособия, структура и содержание разделов
Система литературного образования в средних общеобразовательных школах Российской Федерации претерпевает в последние годы значительные изменения. Меняются приоритеты, структура и содержание литературного образования, создаются новые образовательные стандарты, меняются форма экзаменов и система проверки результатов обучения. Для оценки эффективности проводимых реформ необходимы ориентиры, позволяющие судить о тенденциях в изменении системы литературного образования и дающие основания для корректировки выбранных направлений. В связи с вышесказанным контроль качества литературного образования приобретает немаловажное значение. Говоря об оценке качества литературного образования, мы должны изначально определить, что такое качество и что является «продуктом» литературного образования школьника? Эта проблема многократно обсуждалась на различных научно-практических конференциях, в прессе и в профессиональном сообществе. Высказывалось и мнение, что «продуктом» образования является выпускник. Но результаты образовательных достижений конкретного ученика зависят от многих субъективных факторов: от материального обеспечения школы, в которой он учится, от социальной среды, в которой он живет, от природных способностей конкретного ребенка и т.д. Поэтому мы предполагаем, что тем самым «продуктом» образования можно считать оценку результатов освоения общеобразовательных программ, являющихся необходимым условием реализации системы требований образовательного стандарта. Качество в научно-философском понимании — это свойства, присущие предмету или явлению, которые отличают данный предмет или явление от других. Определяя качество литературного образования учащихся общеобразовательных школ, мы не рассматриваем немаловажное качество средств или структуру методов обучения, но касаемся лишь результатов обучения:
что получают от литературного образования учащиеся. Именно эти результаты отражает эффективность работы российских школ в рамках выбранных программ. В процессе экспериментальной работы по разработке единого государственного экзамена была предпринята попытка выстроить систему, основной задачей которой являлось бы исследование и утверждение новых форм итогового контроля учебной деятельности школьников. В рамках этого исследования была собрана информация о состоянии литературного образования выпускников.
В формате ЕГЭ литературу сдавали в 2002—2008 годах многие регионы, и эксперимент выявил ряд проблем, связанных не только с состоянием преподавания литературы, но и с отсутствием методических пособий для подготовки к этому виду итоговой аттестации. Проанализировав экзаменационные работы, мы пришли к выводу, что для соответствующей подготовки школьникам требуется время для повторения ранее изученного материала курса и определенная система занятий, ориентированная на пока еще непривычный для них формат экзамена. Хотя в «Спецификации экзаменационной работы по литературе», содержащей рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе 2008 года, вывешенной на сайте ФИПИ, и указано, что:
«К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ в качестве учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену».
Любому учителю понятно, что за месяц или два, даже перечитывая только тексты художественных произведений (а предполагается, что надо прочитать еще и несколько учебных пособий!) днем и ночью, невозможно восстановить и уложить в памяти такой большой объем сведений!
В особенности это касается работы с художественными текстами. Поэтому подготовка к экзамену должна быть тщательно спланирована. Эта книга станет одним из элементов системы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Основная задача пособия — помочь ученикам подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам, сформировать у них навыки эффективной самостоятельной учебной работы по предмету, умение работать с экзаменационными тестами ЕГЭ. Данное пособие может быть использовано и учителем для работы на уроке, и учеником для самостоятельной подготовки к экзамену.
Задача этого пособия состоит не только в том, чтобы обеспечить выпускников знаниями, необходимыми для получения аттестата зрелости и поступления в то или иное учебное заведение, но и в том, чтобы ввести их в режим работы, несколько отличающийся от того, к которому они привыкли в школе.
В книге вы найдете:
•  перечень основных документов, определяющих содержание работы;
•  объем содержания курса литературы, необходимого для выполнения работы;
•  описание структуры экзаменационного теста по литературе;
•  комментарий к некоторым типам заданий и рекомендации по их выполнению и оцениванию;
•  справочные материалы теоретико-литературного характера;
•  задания для самостоятельной работы учащихся, соотнесенные с отдельными темами курса.
Что такое единый государственный экзамен по литературе?
От формы выпускного экзамена по литературе зависят те акценты, которые расставит учитель-словесник в своей каждодневной работе с учащимися. Выбор неудачной модели контрольно-измерительных материалов может существенно исказить цели, которые ставятся при изучении одной из важнейших учебных дисциплин, и полученные результаты экзамена.
И наоборот — выбор эффективной формы проверки знаний в итоговом контроле может оказать благотворное влияние на судьбу школьного курса литературы, содействовать совершенствованию процесса обучения.
Опыт эксперимента по разработке и проведению экзамена по литературе в формате единого государственного экзамена отразил определенную эволюцию подходов к решению проблемы проверки качества литературных знаний. Результаты эксперимента позволяют последовательно совершенствовать структуру и содержание итогового экзамена по предмету. Эффективность экзаменационной модели зависит от многих факторов, среди которых ведущим является максимальная приближенность технологии проверки знаний к специфике учебной дисциплины. В этой связи наиболее важной целью экзамена признается выявление уровня сформированности способности к творческому самовыражению на основе накопленного читательского опыта: самой важной частью экзаменационного испытания в форме ЕГЭ является написание мини-сочинения. В версии теста ЕГЭ 2008 года заданий с развернутым ответом семь! К сожалению, получив объективные результаты и статистику с экзамена по литературе 2008 года, мы можем утверждать, что создание подобного количества мини-текстов в рамках одной экзаменационной работы абсолютно непосильно для среднего ученика. Автор уверена, что в экзаменационной модели КИМ ЕГЭ 2008 «количество перешло в качество», т.е. именно количество заданий С1—С6 (повышенного уровня сложности) явилось причиной, неоправданно осложнившей выполнение ЕГЭ по литературе.
Мы считаем, что в этом вопросе важно найти разумный баланс между заданиями творческой части и заданиями, выявляющими базовый уровень владения необходимым минимумом теоретико-литературных и историко-литературных знаний.
ЕГЭ призван обеспечить условия как для объективной оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников, так и для дифференциации их по степени готовности к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения. Поэтому контрольные измерительные материалы ЕГЭ по литературе должны обеспечить возможность проанализировать, насколько выпускники — участники ЕГЭ — овладели знаниями и умениями, зафиксированными в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ», и оценить, в какой степени они достигли уровня обучения, предусмотренного требованиями образовательного Стандарта.
Так, в стандарте базового уровня среди целей литературного образования выделяются:
•  развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
•  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
•  совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Изучение курса литературы на базовом уровне должно способствовать формированию умений, которые позволят анализировать литературное произведение как художественное целое, что требует знаний начальных основ теории и истории литературы.
Среди требований Стандарта по литературе, предъявляемых к выпускникам, определены обязательные знания и умения.
От выпускника требуется знание:
•  содержания изученных литературных произведений;
•  основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX вв.:
•  основных литературных направлении;
•  основных теоретико-литературных понятий.
Выпускник должен уметь:
•  воспроизводить содержание литературного произведения;
•  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
•  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
•  определять род и жанр произведения;
•  сопоставлять литературные произведения;
•  выявлять авторскую позицию;
•  формулировать и аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;
•  писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Профильным Стандартом шире определено, что выпускник в результате изучения литературы на профильном уровне должен знать. Кроме уже упомянутых выше базовых знаний и умений, в требованиях профильного Стандарта по литературе названы
Знания
•  этапов творческой эволюции писателей-классиков XIX—XX вв.;
•  историко-культурного контекста и творческой истории изучаемых произведений;
•  основных закономерностей историко-литературного процесса; сведений об отдельных периодах его развития; чертах литературных направлений, течений.
Умения
•  анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
•  соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
•  определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
•  сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
•  выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя.
Особое внимание обращено на формирование умений, необходимых выпускникам для проведения самостоятельного литературоведческого исследования. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение филологических дисциплин, теории и истории литературы.
В нормативных документах отмечено, что по итогам обучения литературе выпускники средней (полной) общеобразовательной школы должны:
—  уметь применять теоретические знания (основные теоретико-литературные понятия);
—  знать конкретные факты (сведения о содержании литературного произведения, о творческом пути писателей, об особенностях историко-литературного процесса);
—  овладеть определенными способами деятельности, связанными с анализом и интерпретацией текста (для чего и необходимы знания историко-литературных фактов и теории литературы);
—  уметь построить связное и содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера.
У отдельных педагогов почему-то существует убеждение, что только устные опросы и устные экзамены позволяют объективно проверить и оценить на итоговой аттестации знания школьников. Но именно объективность оценки за устный ответ, выставляемой учителем, часто ставится под сомнение самими школьниками, особенно теми, кто не удовлетворен своей отметкой (оговоримся, что оценку не надо путать с отметкой). Вряд ли кто из школьных преподавателей сомневается в том, что хороший ответ на вопросы билета зависит не столько от уровня знания всего курса литературы, сколько от знания конкретных ответов, зачастую записанных на консультациях под диктовку учителя, а иногда, к сожалению, и от умения пользоваться банальными «шпаргалками». Кроме того, некоторые школьники, хорошо знающие предмет, иногда существенно проигрывают в сравнении с теми, у кого реальных знаний меньше, но больше умений «красиво говорить» и производить благоприятное впечатление на учителя. Нерешенной остается и проблема объективного оценивания экзаменационных сочинений.
Много лет школьники, сдавая экзамен по русскому языку и литературе, писали сочинение. В результате многолетних наблюдений за ходом выпускных и вступительных экзаменов по литературе, в результате анализа текущих ученических работ и выпускных сочинений медалистов авторы пришли к выводу: школьникам катастрофически не хватает практики в написании сочинений. Базовых часов (2 в неделю) на изучение литературы явно не хватает для того, чтобы освоить программу 5—11-го классов и научиться писать рецензии, эссе, очерки и т.д. Да и школьная система обучения написанию сочинений последние лет 15—20 «хромает на обе ноги». Больше того, по оценке, полученной учащимся за сочинение, часто нельзя судить о действительном уровне его знаний. Весьма популярны у школьников и абитуриентов сборники так называемых «золотых» сочинений, откуда большая часть выпускников и пытается списать свою «творческую» работу.
В силу формализованное™ и скрытости критериев оценки оценивание экзаменационной работы (сочинения) выпускника превращается в процесс вполне умозрительный. Мы можем назвать только один нормативный документ, посвященный оцениванию сочинений, — «Нормы оценки» под редакцией проф. Баранова 1968 г,, слегка отредактированный в 1988 г.1. Но по большей части эти нормы касаются оценивания в предметной области русского языка и только частично выходят на содержательную часть работы: логика изложения и речь. На сегодняшний день примерные критерии оценивания вступительного сочинения выглядят следующим образом:
«Высший балл — может быть выставлен, если экзаменуемый дал прямой и исчерпывающий ответ на тему, обнаружил отличное знание и глубокое понимание текста произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически, последовательно и аргументированно излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.
Хорошая оценка — ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживающее хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.
Удовлетворительная оценка — ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.
Неудовлетворительная оценка — ставится за работу, в которой тема не понята и не раскрыта, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом, изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения и учебника, имеются серьезные неточности и значительные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения». (Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. // М.: Просвещение, 1997).
Очевидно, что такие критерии могут толковаться вполне произвольно и вынуждают учителя руководствоваться субъективным видением работы, что, в свою очередь, приводит к субъективному выставлению оценки.
Объективно оценить реальные достижения учащихся сегодня призвана та система проверки знаний и умений, которая предлагается в тестах ЕГЭ. Резко отрицательное отношение к тесту как к способу проверки предметных знаний связано и с неверным толкованием самого термина, тем более что иногда сами разработчики, не церемонясь с терминологией, «обзывают» задания с выбором ответа «тестовыми» в официальных документах (например, в Аналитическом отчете о результатах ЕГЭ 2006). Термином «тест» (англ. test — проба, испытание, исследование) называется любая стандартизированная контрольная задача, по выполнению которой судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Таким образом, контрольная работа по алгебре, диктант по русскому языку, сочинение по литературе — это и есть тесты!
В системе ЕГЭ тестом называют совокупность заданий разного типа и разного уровня сложности, позволяющих осуществить итоговый контроль и аттестацию выпускников, дифференцировать их по уровням знаний. Целесообразность введения в практику новой модели экзамена по литературе для выпускников основной школы общеобразовательных учреждений продиктована необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности. Увеличение числа форм, в которых может проходить проверка уровня знаний учащегося, — положительная тенденция в
современной системе образования. Поиск новых форм аттестации выпускников за курс основной школы, безусловно, связан с теми новациями, которые оправдали себя в ходе эксперимента.
Для подготовки к выполнению экзаменационной работы вовсе не потребуется специального «натаскивания на тесты». Учителю необходимо в процессе текущей работы на уроке лишь акцентировать внимание учащихся на известных компонентах содержания и формы художественного произведения — жанре, тематике, лирическом герое, художественных средствах и т.п.
Одним из условий получения объективной информации об уровне подготовки выпускников средней школы и объективного оценивания их учебных достижений становится анализ качества усвоения материалов учебного курса, а тест ЕГЭ по литературе включает в себя задания, проверяющие и понятийный, и содержательный, и деятельностный уровни подготовки.
Простейшие задания к конкретным текстам, находящимся перед глазами экзаменуемого, позволяют выявлять элементарный уровень сформированности читательских умений. В каждую из частей работы, связанных с анализом текста, на наш взгляд, должны быть включены и задания с выбором ответа, которые учителя определяют как задания базового уровня сложности. Подготовка к работе с подобными заданиями не выходит за рамки привычного совместного труда ученика и учителя.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Литература ЕГЭ 2009. Литература. Репетитор / Е. А. Самойлова