Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по литературе

ЕГЭ 2009. Литература. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / Е.А. Самойлова. — 7-е изд., перераб. и доп.

ЕГЭ 2009. Литература

Методическое пособие предназначено для учителя и включает все, что может понадобиться учителю-предметнику для подготовки школьников к ЕГЭ;
— необходимые сведения о целях и особенностях проведения экзамена в форме ЕГЭ;
— характеристика основных тем курса, вынесенных на экзамен;
— подробный анализ типов тестов и заданий;
— разбор вариантов комплектов заданий;
— анализ критериев оценки выполнения экзаменационных заданий;
— анализ образцов выполнения заданий (особенно заданий С);

—  разбор типичных ошибок (по результатам проведенных экзаменов);
—  методические приемы формирования умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ;
— материалы для проведения предэкзаменационных работ.
Автор пособия — ведущий специалист, принимающий непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по заказу Министерства образования и науки РФ.

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................7
ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.......................................................8
Сведения по теории и истории литературы.................................11
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАДАНИЙ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ...............................................................................17
Структура экзаменационной работы..............................................18
Задания с кратким ответом и с развернутым ответом ограниченного объема..........................................................................21
Задания, требующие развернутого ответа на вопрос...............22
РАБОТА С ОСНОВНЫМИ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ.........................................35
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НА ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ...........57
Истолкование стихотворения...........................................................62
ТЕМЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ. ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ..................................................................64
Тема 1. «Слово о полку Игореве»....................................................64
Тема 2. Русская литература XVIII века (М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.А. Державин).........................................................67
Тема 3. Из литературы конца XVIII — начала XIX века (И.А. Крылов, В.А. Жуковский)......................................................73
Тема 4. Из русской литературы первой половины
XIX века (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин,
М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь).........................................................76
Тема 5. Из русской литературы второй половины XIX века (А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский)................................82
Тема 6. Из русской литературы конца XIX — начала
XX века (А. П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, поэзия
серебряного века: В.Я. Брюсов, О.Э. Мандельштам,
Н.С. Гумилев, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева)...........................95
Тема 7. Из русской литературы первой половины
XX века (А.А Блок, А.А. Ахматова, С.А. Есенин,
В.В. Маяковский, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков,
Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский)...............................................100
Тема 8. Произведения писателей и поэтов второй
половины XX века, получившие признание
современников (В.П. Астафьев, В.В. Быков,
И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, B.C. Высоцкий,
Б.Ш. Окуджава, В. Г. Распутин, Н.М. Рубцов,
А.И. Солженицын, В.М. Шукшин и др.).....................................112
ОБРАЗЦЫ ТИПОВЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ.......................................115
Вариант 1................................................................................................115
Часть 1.....................................................................................................115
Часть 2.....................................................................................................119
Часть 3.....................................................................................................122
Вариант2................................................................................................123
Часть 1.....................................................................................................123
Часть 2.....................................................................................................125
Часть 3.....................................................................................................127
Вариант 3................................................................................................128
Часть 1.....................................................................................................128
Часть 2.....................................................................................................130
Часть 3.....................................................................................................132
Вариант 4................................................................................................133
Часть 1.....................................................................................................133
Часть 2.....................................................................................................135
Часть 3.....................................................................................................137
Вариант 5................................................................................................139
Часть 1.....................................................................................................139
Часть 2.....................................................................................................142
Часть 3.....................................................................................................144
Вариант 6................................................................................................145
Часть 1.....................................................................................................145
Часть 2.....................................................................................................149
Часть 3....................................................................................................150
Вариант 7................................................................................................151
Часть 1....................................................................................................151
Часть 2.....................................................................................................154
Часть 3.....................................................................................................156
Вариант 8................................................................................................157
Часть 1.....................................................................................................157
Часть 2.....................................................................................................160
Часть 3.....................................................................................................161
Вариант 9................................................................................................163
Часть 1.....................................................................................................163
Часть 2.....................................................................................................166
ЧастьЗ.....................................................................................................167
Вариант 10..............................................................................................169
Часть 1.....................................................................................................169
Часть 2.....................................................................................................172
Часть 3.....................................................................................................174
Ответы.....................................................................................................175
Вариант 1................................................................................................175
Вариант 2................................................................................................175
Вариант 3................................................................................................176
Вариант 4................................................................................................176
Вариант 5................................................................................................177
Вариант 6................................................................................................177
Вариант 7................................................................................................178
Варианте................................................................................................178
Вариант 9................................................................................................179
Вариант 10..............................................................................................179
СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по литературе единого государственного экзамена...................180

Единый государственный экзамен как форма проведения аттестации выпускников предусматривает совмещение итоговых и вступительных испытаний. Результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов итоговой аттестации, а ссузами и вузами—в качестве результатов вступительных экзаменов.
Два вида испытаний, совмещенных в ЕГЭ, различаются своим назначением.
Выпускной школьный экзамен выявляет результаты обучения, развития, воспитания школьников с целью их итоговой аттестации по литературе за курс средней школы.
Вступительный экзамен дифференцирует выпускников школы по уровню образовательной подготовки с целью отбора для поступления в вузы и ссузы
Уже несколько лет подряд в российских регионах проводился экспериментальный Единый государственный экзамен по литературе. Экзамен показал неплохие результаты. Проанализировав экзаменационные работы тестируемых, методисты и учителя-предметники пришли к выводу, что при соответствующей подготовке школьников общее количество хороших работ должно увеличиваться.
Настоящее пособие поможет учителям литературы подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.

Подходы к разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ определяются спецификой литературы как вида искусства и как учебного предмета. Литературное образование приобщает учащихся к богатствам отечественной и мировой литературы, развивает способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе воспитывает эстетические вкусы, потребности, гражданскую и идейно-нравственную позиции.
Традиционно методика преподавания литературы в России формулирует комплексную цель литературного образования: формирование представлений о литературе как о социо-культурном феномене; развитие духовной, нравственной, эмоциональной культуры личности; совершенствование специальных способностей (ассоциативного, воссоздающего, образного, творческого мышления) и речевых умений учащихся.
Таким образом, в ходе изучения литературы на основе сформированного «круга чтения» школьник получает представление об особенностях литературы как вида искусства, осознает литературу как процесс, осваивает специальные теоретические понятия, учится анализировать литературное произведение, совершенствует собственные речевые умения.
Из сказанного видно, что основой изучения литературы в школе является текст художественного произведения: его восприятие, интерпретация, анализ в единстве формы и содержания, а также усвоение специальных историко-литературных и теоретико-литературных сведений.
Варианты Контрольно-измерительных материалов по литературе 2009 года как раз и определяют текст художественного произведения (его анализ и интерпретацию) как содержательный и методологический центр всего экзамена.
Причем теперь это актуально не только для заданий с развернутым ответом, которые традиционно проверяли умение учащегося интерпретировать, анализировать и оценивать текст литературного произведения, но и для заданий с выбором ответа и с кратким ответом.
Основными задачами литературного образования могут быть названы:
>    развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
>    освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных Историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
>    совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации. Основными результатами литературного образования
могут быть признаны:
>    знание текстов программных художественных произведений; их оценки литературной критикой;
>    понимание основных закономерностей историко-литературного процесса;
>   знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей, своеобразия эволюции их мировоззренческих позиции;
>   умение выделять тему, идею и основную проблему в художественном произведении;
>   умение определять конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;
>   умение выделять и характеризовать основные компоненты формы и содержания литературного произведения;
>   знание и понимание теоретико-литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т.д.)> литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т.д.)» стихотворные размеры (ямб, хорей и т.д.);
>   навык использования при анализе художественного произведения сведений по теории и истории литературы: о средствах художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т.д.); о структурообразующих элементах (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы и др.);
>   овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания, навык которого формируется в процессе изучения литературы.
В соответствии с требованиями стандарта по литературе, объем содержания курса литературы, проверяемый на Едином государственном экзамене, определяется следующими произведениями:

Сведения по теории и истории литературы
?   Художественная литература как искусство слова
?   Фольклор. Жанры фольклора
?   Художественный образ
?   Содержание и форма
?   Художественный вымысел. Фантастика.
?   Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).
?   Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
?   Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
?   Деталь. Символ. Подтекст.
?   Психологизм. Народность. Историзм.
?   Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
?   Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
?   Звукопись: аллитерация, ассонанс.
?   Стиль

 

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ

 



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Литература ЕГЭ 2009. Литература. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / Е.А. Самойлова. — 7-е изд., перераб. и доп.