Сборник заданий ЕГЭ 2014 по литературе Е.А. Самойловой адресован учащимся старших классов. Издание содержит:
Пособие будет полезно учителям литературы, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ.
Хотя в рекомендациях по подготовке к ЕГЭ, опубликованных ФИПИ в 2008 году, и указано, что «к экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объеме, определенном обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ в качестве учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену», абсолютно понятно, что за неделю или две (даже работая днем и ночью) невозможно восстановить и уложить в памяти такой огромный объем сведений. В особенности это касается работы с художественными текстами. Поэтому советуем задуматься о распределении времени на подготовку к экзамену. Если у вас впереди целый год, то разделите программу на части и определите примерные сроки повторения отдельных тем.
Задания, которые мы разместили в книге, распределены по темам, соответствующим содержательным линиям ЕГЭ по литературе. В пособии приводятся отдельные задания, которые удобны для тренировочной работы, но не включались в реальные КИМ ЕГЭ 2010—2013 г. Например, там нет заданий, касающихся терминов «аллюзия» и «реминисценция». Но в каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания, соответствующие трем содержательным блокам:
— Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века.
— Литература второй половины XIX века — начала XX века.
— Литература XX века.
Содержание курса литературы представлено в виде 8 разделов. На основании 1 раздела «Сведения по теории и истории литературы» во все экзаменационные тесты включаются определенные термины и понятия. Это значит, что при изучении того или иного произведения необходимо рассмотреть следующие содержательные элементы:
— Литературные направления и течения. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм и др.), постмодернизм.
— Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Роман, эпопея, повесть, рассказ, притча, сказ. Поэма, баллада, элегия, послание, ода, сонет, песня. Комедия, трагедия, драма.
— Авторский замысел и его воплощение. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественное время и пространство. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Литературная критика.
— Трагическое и комическое в литературном произведении. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
— Язык художественного произведения. Поэтика. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог. Внутренняя речь и др.). Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение, олицетворение, антитеза, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
— Проза и поэзия. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Верлибр. Акцентный стих. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа.
В следующие 7 разделов включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. ...