Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Тренировочные работы ЕГЭ по истории, диагностические, пробные

ЕГЭ 2011. История России: все темы для подготовки к ЕГЭ / И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова

ЕГЭ 2011. История

Издание окажет помощь старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ по истории России. Книга поможет быстро и эффективно повторить и обобщить учебный материал. В пособие включен теоретический материал по всем темам ЕГЭ. Вопросы, задания и упражнения помогут закрепить знания. Ко всем заданиям в конце книги приведены ответы.
Издание подготовлено в соответствии с современными требованиями школьной программы среднего (полного) общего образования.




 

 

Предисловие                                                                                                                        8
Введение                                                                                                                            10
История и историки                                                                                                 10
Вопросы для самопроверки                                                                                    14
Образование древнерусского государства                                                                       15
Восточные славяне в древности                                                                             15
Восточные славяне на пути к государственности                                                 18
Вопросы для самопроверки                                                                                    22
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                     23
Часть 1                                                                                                             23
Часть 2                                                                                                             23
Часть 3                                                                                                             24
Киевская Русь и предпосылки политической раздробленности                                    26
Особенности древнерусского государства                                                             26
Начало политической раздробленности                                                                 33
Культура Киевской Руси                                                                                          34
Культура эпохи политической раздробленности                                                   36
Вопросы для самопроверки                                                                                    38
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                     39
Часть 1                                                                                                             39
Часть 2                                                                                                             39
Часть 3                                                                                                             40
Политическая раздробленность Руси                                                                              42
Раздробленность как закономерный этап развития                                               42
раннефеодальной монархии
Новгородская земля в XII–XV веках                                                                      44
Галицко-Волынское княжество в XII–XIII веках                                                  47
Литва в XIII–XV веках                                                                                            49
Северо-восточная Русь в XII–XV веках                                                                 50
Культура русских земель и княжеств в XIII–XV вв.                                             55
Вопросы для самопроверки                                                                                    57
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                     58
Часть 1                                                                                                             58
Часть 2                                                                                                             59
Часть 3                                                                                                             60
Московская Русь                                                                                                               61
Формирование единого Российского государства в XV –                                    61
середине XVI века
Политическое и социальное развитие российского общества в XV – первой половине XVI века                          66
Сословно-представительная монархия в России во второй   
половине XVI века                              71
Культура России в XVI веке                                                                                    79
Вопросы для самопроверки                                                                                    81
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                     82
Часть 1                                                                                                             82
Часть 2                                                                                                             82
Часть 3                                                                                                             83
«Бунташный» XVII век                                                                                                     84
Смутное время                                                                                                         84
Эволюция сословно-представительной монархии при первых                            90
Романовых
Возрождение разрушенного хозяйства и попытки 
реформирования экономического уклада страны во второй половине XVII века                                               93
Государство и церковь. Церковный раскол                                                            97
Развитие культуры в XVII веке                                                                               99
Вопросы для самопроверки                                                                                  101
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   102
Часть 1                                                                                                           102
Часть 2                                                                                                           102
Часть 3                                                                                                           103
Российская империя в XVIII столетии                                                                          105
Предпосылки петровских преобразований                                                          105
Северная война                                                                                                      108
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти                        110
XVIII века
Становление абсолютной монархии в России                                                     114
Внутриполитический курс российского абсолютизма в эпоху  
дворцовых переворотов                         116
Социально-экономическое развитие страны в середине –   
второй половине XVIII века                              123
Внешняя политика России во второй половине XVIII века                                125
Наука, образование и общественная мысль России в XVIII 
столетии                              129
Вопросы для самопроверки                                                                                  144
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   145
Часть 1                                                                                                           145
Часть 2                                                                                                           146
Часть 3                                                                                                           147
Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии                                                  148
Экономика России в первой половине XIX века                                                 148
Попытки реформ в России. Преобразовательные планы                                    151
М.М. Сперанского
Движение декабристов                                                                                          153
Участие России в антинаполеоновских коалициях и войнах 
начала XIX века                            156
«Восточный вопрос». Колониальная экспансия самодержавия у 
южных и восточных границ империи                     159
Политическое устройство николаевской монархии                                            163
Основные направления общественной мысли в России второй 
четверти XIX века                       166
Культура России в первой половине XIX века                                                    175
Реформы Александра II и их влияние на социальную структуру 
общества в 60–80-е годы XIX века. Контрреформы 80–90-х годов                     177
Общественная мысль и общественно-политическое движение 
во второй половине XIX века                        180
Наука и культура второй половины XIX века                                                      182
Вопросы для самопроверки                                                                                  185
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   186
Часть 1                                                                                                           186
Часть 2                                                                                                           187
Часть 3                                                                                                           187
Россия в конце XIX – начале XX в.                                                                               189
Россия в эпоху индустриальной модернизации. Реформы                                 189
С.Ю. Витте и П.А. Столыпина
Социально-политическое развитие российского общества на 
рубеже XIX–XX веков                          192
Русско-японская война                                                                                          194
Революция 1905–1907 годов                                                                                 195
Деятельность I–IV государственных дум                                                            196
Культура России в конце XIX – начале XX века                                                 197
Россия в Первой мировой войне                                                                           199
Расстановка политических сил российского общества в 
феврале 1917 года                                   201
Кризисы власти весной – осенью 1917 года. Октябрьское 
восстание                                203
Вопросы для самопроверки                                                                                  204
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   205
Часть 1                                                                                                           205
Часть 2                                                                                                           206
Часть 3                                                                                                           207
Становление и развитие советской государственности (1917 –                                  208
середина 1980-х годов)
Военный коммунизм и Гражданская война                                                         208
Национальные отношения и социально-экономические                                    210
процессы в годы НЭПа
Формирование командно-административной системы                                       212
Культурная революция                                                                                          214
Советский Союз в годы Второй мировой войны. Великая                                 218
Отечественная война
Наука и культура в 40-е годы                                                                                224
Внешнеполитический курс СССР в послевоенный период                                226
СССР и мировая социалистическая система                                                       228
Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный                             229
период
Либерализация политического режима после смерти                                        232
И.В. Сталина. Хрущевская «оттепель»
Концепция мирного сосуществования                                                                 234
Реформы середины – второй половины 60-х годов и их                                     235
последствия
Укрепление власти номенклатуры. Зарождение оппозиции                               237
Вопросы для самопроверки                                                                                  240
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   241
Часть 1                                                                                                           241
Часть 2                                                                                                           242
Часть 3                                                                                                           243
Распад советской государственности                                                                            244
Концепция ускорения. Начало перестройки                                                        244
Попытки реформ в конце 80-х – начале 90-х годов                                             245
«Новое политическое мышление» М.С. Горбачева и изменение                       247
расстановки сил в Европе
Вопросы для самопроверки                                                                                  248
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   249
Часть 1                                                                                                           249
Часть 2                                                                                                           250
Часть 3                                                                                                           250
Россия на современном этапе                                                                                        251
Распад СССР и образование СНГ                                                                         251
Политическое развитие российского общества в 90-е годы                               252
Государственно-политическое развитие России на рубеже                                254
третьего тысячелетия
Парламентские выборы 1999 года и выборы президента в  
2000 году                              256
Социально-экономическое развитие России на рубеже XX–XXI 
веков                     260
Внешнеполитический курс страны                                                                      264
Вопросы для самопроверки                                                                                  266
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   267
Часть 1                                                                                                           267
Часть 2                                                                                                           267
Часть 3                                                                                                           268
Приложения                                                                                                                     270
Хронология российской истории                                                                          270
Тестовые задания для самоконтроля                                                                    306
Часть 1                                                                                                           306
Часть 2                                                                                                           307
Ответы                                                                                                                             318
Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ                                                   318
Образование древнерусского государства                                                  318
Киевская Русь и предпосылки политической                                             318
раздробленности
Политическая раздробленность Руси                                                          318
Московская Русь                                                                                           319
«Бунташный» XVII век                                                                                319
Российская империя в XVIII столетии                                                        319
Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии                               320
Россия в конце xix – начале XX в.                                                               320
Становление и развитие советской государственности 
(1917 – середина 1980-х годов)                            320
Распад советской государственности                                                          321
Россия на современном этапе                                                                      321
Тестовые задания для самоконтроля                                                           321
Литература                                                                                                                       323

Учебное пособие «История России» предназначено для абитуриентов, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. Особенно полезно это пособие будет тем, кто решил избрать профессию юриста, финансиста, экономиста, менеджера – специалиста в сфере государственного и муниципального управления, так как авторы его – преподаватели Всероссийской государственной налоговой академии (ВГНА), имеющие немалый опыт работы в качестве экзаменаторов. Учебное пособие соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам, и нормам государственного образовательного стандарта по истории России. В данное издание включены не только вопросы для самопроверки, хронологическая таблица с пояснениями к ней, но и задания тестового характера для самоконтроля. Это делает пособие полезным для тех старшеклассников, которые готовятся к ЕГЭ по отечественной истории.
Экзамены – всегда серьезное испытание для всех, участвующих в них, ведь проверяются внимание, умение сосредоточиться, выделить наиболее существенное, легко перейти от одного блока информации к другому, уточнить формулировку и, конечно, компетентность, владение материалом. Авторы пособия убеждены: при подготовке к экзаменам старшекласснику и абитуриенту целесообразно использовать не одно учебное пособие, а два, три и более, причем разного типа: от кратких проспектов-«шпаргалок» до серьезных обобщающих учебных курсов. Не следует пренебрегать и учебными пособиями, специально издающимися для абитуриентов конкретного учебного заведения, они в наибольшей степени учитывают направленность и специфику подготовки специалистов определенного профиля. Однако ограничиваться такими учебными пособиями нельзя: их объем редко вмещает все богатство реалий, с которыми должен быть знаком студент. Обязательно следует также использовать материалы иллюстративного ряда. Применительно к изучению отечественной истории это атласы, в том числе и школьные, альбомы с иллюстрациями, позволяющими лучше представить себе процессы, протекающие в сфере художественного творчества наших соотечественников в течение более чем тысячелетней истории народов России.
Старшекласснику сегодня недостаточно просто «выучить некоторое количество конкретного материала». Необходимо стать компетентным в предмете, который учащийся собирается сдавать. Старшекласснику стоит приобрести широкий кругозор, общую культуру, интеллигентность. Будущий специалист должен уметь четко, грамотно, убедительно говорить и писать, логично и последовательно развивать свою мысль. Как научиться этому? Существует, конечно, много способов, но один из них, испытанный уже многовековым опытом народов Европы и Азии, – изучение истории своего Отечества. Прошлое самоценно. Оно привлекательно еще и тем, что несет в себе мерило истины, помогающее отличить вечное от преходящего. Память о прошлом способна создать ощущение устойчивой исторической почвы под ногами, наглядно показать, к какому народу принадлежит человек, каков менталитет его сограждан, как он сформировался. История Отечества дает возможность ставить и решать сложнейшие вопросы взаимосвязи власти и свободы человека, мирских благ
и духовного начала, общественной морали и личности. Есть и еще одна причина, более, пожалуй, утилитарная, но не менее значимая. Асинхронность экономических, политических и культурных процессов в различных странах мира определяет взаимосвязь модернизации и традиции, различные темпы и формы преобразований. Кому, как не будущим специалистам, предстоит осмысливать, подготавливать и осуществлять грядущие реформы? Как проводить их в жизнь в огромной стране с разноязыким населением, следующим разным религиозным традициям, имеющим культурные различия? Для подготовки к практическому решению этих исключительно сложных и ответственных задач совершенно необходимо ознакомиться с опытом реформаторов прошлого. Поэтому в предлагаемом учебном пособии истории государства, административным, налоговым, правовым и иным преобразованиям, а равно и проектам нереализованных реформ уделено особое место. Немалое внимание авторы пособия уделили также внешней политике и международным отношениям России, поскольку в современном мире актуальность вопросов, связанных с геополитической проблематикой, чрезвычайно возросла. И, наконец, как никогда ранее, много места в пособии заняли материалы, отражающие культурное развитие страны, а равно материалы, посвященные истории общественной мысли и общественного движения в России.
Коллектив авторов надеется, что учебное пособие будет полезно абитуриентам при подготовке к ЕГЭ по истории России, к олимпиадам и вступительным экзаменам и собеседованиям.
Желаем успехов!

История и историки
Познание окружающего, в том числе социальных явлений, – важный компонент взаимодействия человека с миром. Оно развивается вместе с обществом. Представления о мире и человеке существенно отличаются от эпохи к эпохе; от территории к территории меняется мир, меняется и человек. История – это развивающийся массив социального опыта, передающийся от поколения к поколению, который каждый раз осмысливается заново. Нередко одно и то же событие или явление оценивается по-разному, бытуют и противоположные мнения. Но можно ли в этом случае считать историю наукой? Что такое история?
Слово «история» заимствовано из греческого языка, где оно означало «исследование», «расспрос», «повествование», «рассказ о событиях», «знание». Сегодня слово «история» используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет об отрасли знаний, которая изучает этот процесс.
Долгое время история рассматривалась как часть литературы, воспринималась как разновидность художественного творчества. В греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз – Клио, чье имя произошло от греческого слова «прославляю». В самом деле, первые известные хроники, биографии правителей, истории военных конфликтов посвящались в основном прославлению правителей и военачальников.
В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории. Считают, что таких определений около тридцати. Историк присоединяется к той или иной оценке либо разрабатывает собственное определение предмета этой науки в соответствии со своим мировоззрением, т. е. системой взглядов на мир.
Предпосылки научного понимания истории складывались в русле религиозных представлений о мире. Провиденциалисты, т. е. сторонники точки зрения на мир как на место, где реализуется, проявляется воля Божия, часто сомневались в возможности постижения человеком законов истории. Но они оставили в наследство исторической науке идею всемирной истории, совершающейся под воздействием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмыслению. В эпоху Просвещения (XVIII в.) возникла рационалистическая концепция истории, впоследствии систематизированная в философии истории Г.В.Ф. Гегеля и историческом материализме К. Маркса. И Гегель, и Маркс разделяли точку зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит несколько ступеней развития. Гегель выделяет восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. Маркс – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую общественно-экономические формации. Для обоих мыслителей характерно убеждение, что важнейшим общественным институтом является государство. Присущий воззрениям Гегеля и Маркса, а также их сторонников европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, поскольку не учитывал особенностей развития даже так называемой европейской периферии (Восточная, Южная Европа, Россия), не говоря уже об Африке или Америке. Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории. Ею стала идея локальных цивилизаций. Суть концепции заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регио-
нально-культурными организмами, или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Наиболее подробную разработку теория локальных цивилизаций получила в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Российские исторические школы до XVIII столетия находились, как и везде в Европе, под влиянием провиденциализма. В первой половине XVIII в. стала преобладать рационалистическая концепция. Крупнейшими историками ХVIII–XIX вв. В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским были созданы обобщающие, фундаментальные труды по российской истории. Для российских историков этой плеяды было характерно исключительное внимание к государству как институту, организующему народную жизнь.
На рубеже ХIХ – ХХ вв. некоторые российские историки оказались под влиянием марксизма. Н.А. Рожков и М.Н. Покровский и их многочисленные последователи выработали «марксистско-ленинскую» концепцию всемирной истории, в основе которой лежит представление об истории человечества как о череде закономерно сменяющих друг друга общественно-исторических формаций, базирующихся на определенном способе производства, и о классовой борьбе как главной движущей силе этого процесса. На протяжении семидесяти советских лет эта концепция считалась единственной подлинно научной и потому неопровержимой.
За рубежом в первой половине XX в. сложилась школа, получившая название евразийской. К ней принадлежали Г.В. Вернадский, Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой. Эти исследователи отвергали как рационализм западного типа, так и марксистскую интерпретацию истории и рассматривали Россию как особый историко-географический континент с уникальной судьбой.
В последние десятилетия широкое распространение получила плюралистическая, множественная, многофакторная интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действует множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных групп и общественных организаций.
В настоящее время по-прежнему имеет своих сторонников марксистская исто-рико-материалистическая трактовка истории, признающая конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий производство, способ производства, особенности трудовой деятельности людей. Но сторонники этой точки зрения, как правило, уже не отрицают важности влияния «особенного» в историческом процессе: географических, климатических, демографических и других факторов, специфики местных условий классовой борьбы, конъюнктуры международных отношений. Значимым считается и «единичное» – прежде всего деятельность исторических личностей.
Распространена, особенно среди обществоведов Запада, мысль, что труд историка не что иное, как обработка документов, фиксирование событий прошлого, спасение от забвения исторических фактов. Активная роль ученого в оценке и организации изучаемого материала отрицается.
И все же среди историков преобладает убеждение, что изучение истории – это серьезное аналитическое занятие, требующее владения философскими, общенаучными и специальными методами. Задача историка – проникать глубже лежащих на поверхности фактов, воссоздавать историческую картину, более или менее адекватную прошлой реальности, во всей ее сложности и противоречивости, вскрывать закономерности общественного развития. Многие мыслители убеждены, как и известный философ К. Ясперс, что «настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе». Для того чтобы понять настоящее, необходимо знать историю.
История познаваема, но, чтобы вскрыть причины явления, проследить процесс развития, осмыслить особенности исторических периодов, нужно использовать подходящую для данного типа исследования научную методику, обладать точным научным инструментарием. В историческом познании используются как общенаучные методы, так и собственно исторические. Наиболее распространенными являются генетический, сравнительный, исто-рико-типологический, системный. Находят применение методы моделирования исторических ситуаций, диахронного анализа. Используются и методы количественного анализа.
На каких бы мировоззренческих позициях ни находились историки, все они используют специальный научный аппарат: понятия, термины, категории. Важнейшей среди категорий является категория «исторического времени». Она позволяет измерить временными и пространственными характеристиками любое событие. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, но движение от события к событию.
Понятие исторического времени позволяет периодизировать исторические процессы, выявлять этапы развития, соединять качественные и количественные характеристики. Так, в эпоху Просвещения в Европе (XVIII в.) было предложено деление истории человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного. Позже наметились иные подходы к периодизации. В марксистской литературе, как уже отмечалось, в основу периодизации была положена смена способов производства, или общественно-экономических формаций, базирующихся на этих способах и последовательно сменяющих друг друга.
Свои, особые, подходы к периодизации истории предлагают сторонники теории локальных цивилизаций. Один из них – английский историк А. Тойнби на исходе первой трети XX столетия предпринял попытку определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих особыми свойствами, а также дать понятие цивилизации. Сначала он насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над своей теорией, он сократил их число до 36, затем до 21, наконец, до 13. Особое внимание он уделял семи наиболее значимым цивилизациям.
Цивилизационная теория приобрела к настоящему времени немало сторонников и в нашей стране. В учебном пособии для вузов «Россия в мировом сообществе цивилизаций» его автор Л.И. Семенникова предлагает рассматривать тип цивилизации (или иначе – тип развития) как укрупненную единицу анализа. Л.И. Семенникова выделяет типы развития по следующим признакам:
1) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
2) взаимопереплетение культур;
3) наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих признаков она выделяет три типа цивилизации: непрогрессивной
формы существования, циклического развития, прогрессивного развития. К первому типу отнесены теснейшим образом связанные с природным окружением цивилизации оленеводов сибирского Севера, эскимосов Аляски, индейцев, живущих по берегам Амазонки. Ко второму типу принадлежат цивилизации Востока, в том числе такие крупнейшие, как Китая или Индии в древности и в Средневековье. К последнему типу относятся цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, а также современная европейская цивилизация. К третьему типу Л.И. Семенникова относит и общество, созданное восточными славянами на территории современных Белоруссии, Украины и России в конце I тыс. н. э. Цивилизация, по определению Л.И. Семенниковой, это «сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.
...............

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ История ЕГЭ 2011. История России: все темы для подготовки к ЕГЭ / И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова