Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Тренировочные работы ЕГЭ по истории, диагностические, пробные

ЕГЭ 2011. История. Практикум по истории: подготовка к выполнению части 2(B) / Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов, П.А. Пучков

ЕГЭ 2011. История

Практикум по истории ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена.
Книга содержит подробный разбор всех типов заданий части 2(B), более 120 тестовых заданий уровня В для отработки каждого типа заданий на материале всего школьного курса истории России, а также ответы ко всем заданиям.
Практикум ориентирован на занятия в течение учебного года, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки, непосредственно за несколько дней до экзамена, выявить пробелы в знаниях ученика и отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок.

Книга предназначена учителям истории, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы.

 

Введение....................................................................................4
Разбор всех типов заданий части 2(B)...........................................9
Задания на восстановление хронологической
последовательности (Bl, В5, В15).............................................9
Задания на определение характерных признаков (фактов) исторического периода (явления), три из шести
(В2, В6, В9, В12)..................................................................15
Задания на соотнесение двух рядов информации
(ВЗ, В7, BIO, В13).................................................................22
Задания на анализ исторического источника/ историографического текста (В4, В8, B11, В14)........................30
Задания для самостоятельной подготовки....................................37
Тренировочные задания уровня В. Комплект 1.........................37
История России с древности до конца XVI в.
(начала XVII в.)................................................................37
История России XVII-XVIII вв...........................................42
Россия в XIX в.................................................................46
Россия в XX — начале XXI в.............................................49
Тренировочные задания уровня В. Комплект 2.........................60
История России с древности до конца XVI в.
(начала XVII в.)................................................................60
История России XVII-XVIII вв...........................................65
Россия в XIX в................................................................. 71
Россия в XX — начале XXI в.............................................76
Ответы.....................................................................................84
Тренировочные задания уровня В. Комплект 1.........................84
Тренировочные задания уровня В. Комплект 2.........................86
Описание бланков Единого государственного экзамена..............88
Извлечение из инструкции по заполнению бланков..................88

Самый простой способ набрать максимальный балл в части 2(B) — знать правильный вариант ответа. Часть В в отличие от части С не предполагает активного и масштабного оперирования имеющейся базой знаний, почти не предполагает преобразования фактической информации в набор тезисов или более-менее широких исторических обобщений. За исключением, пожалуй, работы с текстовым фрагментом, часть В может выполняться почти механически. Действительно, что может быть проще, чем выстроить хронологическую последовательность событий Северной войны в том случае, если хорошо представляешь ее этапы как на суше, так и на море?! Нужно просто знать, и все! А что делать, если у вас нет знаний, чтобы ответить на поставленный вопрос? Или есть, но они недостаточны? Однако если ученик не обладает необходимой информацией, это не значит, что он вообще ничего не знает. Вероятно, у него есть какая-то другая информация, какие-то другие знания по какому-то другому периоду. Именно этим и нужно руководствоваться при выполнении заданий части В единого экзамена: мы не знаем правильного ответа, но стараемся его вывести, привлекая другие имеющиеся у нас знания.
Мы исходим из следующего положения: ученик обладает некоторыми знаниями по предмету. Возможно, эпизодическими и разрозненными, полученными не на уроках, а в результате Интернет-серфинга, на форумах и в сообществах. В единую картину они не выстраиваются, сюжетного исторического полотна не формируют, но эти единицы информации могут помочь прийти к правильному ответу. Информация может быть самой разной, а источники информации — самыми невероятными.
Знаменитый французский писатель, учитель литературы и французского языка с многолетним стажем Даниэль Пеннак описывал ситуацию, знакомую большинству преподавателей и учащихся: «Какой бы предмет ни преподавал учитель, он быстро обнаруживает, что на заданный вопрос учащийся выдает один из трех вариантов ответа: правильный, неправильный, абсурдный». И далее: «Абсурдный ответ отличается от неправильного тем, что за ним не стоит ни малейшей попытки рассуждения. Чаще всего он выдается автоматически и относится к области простейших рефлексов. Ученик не совершает ошибки, он отвечает невесть что, основываясь на все равно каком признаке... И откликается он не на поставленный вопрос, а на сам факт постановки вопросов. От него ждут реакции?
Вот, пожалуйста, ответ. Правильный, неправильный, абсурдный — неважно»1. Иными словами, если ученик на вопрос «Сколько будет дважды два?» отвечает «пять» или «десять», то это значит, что он не умеет считать, но вопрос он услышал и понял, что в ответе должны присутствовать числительные. В случае, если на вопрос «Сколько будет дважды два?» он ответил «кошка», значит он не понял вопроса (или ваш ученик — будущий Энди Уорхол, что очень даже неплохо!).
Тесты ЕГЭ — отличный повод поговорить об истории, вспомнить давно пройденный материал, сформировать или скорректировать свою точку зрения, устранить пробелы в образовании и... ответить на вопросы тестов. Руководствуясь высказанным Даниэлем Пеннаком предположением (многократно проверенным!), мы предлагаем делить ответы экзаменуемых на правильные, неправильные и абсурдные.
С правильными ответами все понятно. Они могут быть как результатом знаний, так и размышлений.
Неправильные ответы, как правило, вызваны отсутствием знаний, но они не всегда вызваны отсутствием размышлений. Ученик мог, например, неверно атрибутировать текстовый маркер или же ошибочно соотнести какие-то факты. Случается, что и тестовые задания составлены не вполне корректно. Если мы сможем найти и зафиксировать хоть какую-нибудь логику, которой руководствовался ученик при ответе на вопрос, то это уже хорошо: можно попробовать совместно воспроизвести путь, которым прошла мысль ученика и указать на ее неверный поворот.
С абсурдным ответом все обстоит иначе: не являясь предметом размышления, он не позволяет нам скорректировать мыслительный процесс школьника.
Задача настоящего пособия — показать, как грамотно готовить учеников (и готовиться самостоятельно) к сдаче Единого государственного экзамена, предварительно определив уровень их (своих) знаний и умений. Если выпускник отвечает неправильно, ему необходимо просто восполнить имеющийся запас фактических знаний (и наше пособие поможет установить, по каким именно разделам курса отечественной истории это необходимо сделать в первую очередь). Если учащийся дает абсурдные ответы, то вариантов может быть два: а) отказаться от сдачи ЕГЭ по истории; б) срочно нанять хорошего
репетитора, способного представить историю не как набор несвязанных фактов, а в форме исторических моделей.
В первом разделе пособия мы проанализировали все задания части 2(B) демоверсии1, указав правильные, неправильные и абсурдные ответы. Второй раздел содержит тренировочные тестовые задания, работа с которыми поможет уяснить основные принципы выполнения подобного рода тестов. В свою очередь, он состоит из двух комплектов (частей). В первом задания разнесены по сравнительно небольшим темам Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников (в Кодификаторе выделены курсивом). Во втором комплекте задания соответствуют крупным блокам содержания (в Кодификаторе выделены жирным шрифтом), но разделены по сферам деятельности (внутренняя политика, внешняя политика, хозяйство и общественные отношения, культура). Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ показывает, что такая структура пособия является оптимальной.
В заключение ответим на пять важных вопросов, связанных с выполнением заданий части 2(B) Единого государственного экзамена.
Как общий успех экзамена зависит от того, насколько успешно ученик справился с частью 2(B)?
В части 2 (В) все задания — повышенного уровня сложности. Максимальный первичный балл — 19, что составляет 28,4%. Иными словами, более четверти вашей оценки за ЕГЭ по истории определяется тем, насколько успешно вы справились с частью 2(B). Это меньше, чем в случаях с частями А и С (40,3% и 31,3% соответственно), но вполне достаточно, чтобы лишить вас шансов поступить в хороший вуз.
Какие типы заданий встречаются в части 2(B)?
Вторая часть Единого государственного экзамена по истории содержит следующие типы заданий:
1)   задания  на восстановление хронологической последовательности (Bl, В5, В15);
2)   задания на определение характерных признаков (фактов) исторического периода (явления), три из шести (В2, В6, В9, В12);
3)   задания  на  соотнесение  двух  рядов  информации  (ВЗ,   В7, BIO, В13);
4)   задания  на анализ исторического источника/историографического текста (В4, В8, Bll, В14).
Какие умения проверяют/должны проверять задания части 2(B)?
Части 1(A) и 2(B) призваны проверить одни и те же виды умений и познавательной деятельности:
1.  Знание дат и периодизации отечественной истории.
2.  Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса.
3.  Знание исторических понятий, терминов.
4.   Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов.
5.1    Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов.
5.2  Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.
5.3. Группировка исторической информации.
5.4 Систематизация исторического материала на основе  представлений об общих тенденциях исторического процесса. 6. Умение извлекать информацию из источника.
Какие изменения произошли в контрольных измерительных материалах 2011 г. (по сравнению с 2010 г.)?
Изменений в контрольных измерительных материалах 2011 г. по сравнению с 2010 г. не произошло.
В 2010 г. было увеличено до 15 число заданий повышенного уровня сложности за счет распространения существующих типов заданий части 2(B) на все периоды истории России. В КИМ ЕГЭ 2011 г. по каждому разделу курса представлены задания на группировку, на систематизацию фактов, понятий, на поиск информации в источнике. Задания на установление последовательности представлены в каждом варианте по периодам VIII-XVIII и XIX вв. Еще одно задание на установление последовательности представлено по обобщенному периоду XX в. (В15).
Сколько времени отводится на выполнение работы для каждого задания части 2(B)?
По предварительным расчетам — примерно 2-3 минуты.
Советуем также познакомиться с правилами записи ответов на задания части 2 (В).
Задания В1-В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1-В15), начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
Желаем успеха!

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ История ЕГЭ 2011. История. Практикум по истории: подготовка к выполнению части 2(B) / Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов, П.А. Пучков