Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по информатике

ЕГЭ 2012. Информатика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин

ЕГЭ 2012. Информатика

Оптимальный банк заданий по информатике к ЕГЭ 2012 содержит тренировочные задания с методическими указаниями и ответами. При его составлении использованы открытые варианты ЕГЭ 2002-2011 годов и материал открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий. К составлению сборника были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2011 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2012 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................3
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
И ИКТ 2011г...........................................................................................................................................6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ.......................10
1. Математические основы информатики......................................................................................10
1.1. Кодирование информации....................................................................................................10
1.2. Системы счисления................................................................................................................18
1.3. Основы логики.......................................................................................................................20
1.4. Моделирование......................................................................................................................26
2. Алгоритмизация и программирование.......................................................................................30
2.1. Исполнение алгоритмов........................................................................................................30
2.2. Программирование................................................................................................................42
2.3. Задания по программированию с развернутым ответом...................................................67
3.  Информационные и коммуникационные технологии...............................................................89
3.1. Файловые системы.................................................................................................................89
3.2. Обработка графической информации..................................................................................93
3.3. Цифровое кодирование звука...............................................................................................97
3.4. Обработка информации в электронных таблицах..............................................................99
3.5. Базы данных.........................................................................................................................105
3.6. Телекоммуникационные технологии.................................................................................111
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ......................................................................................................................119
К разделу 1. Математические основы информатики...................................................................119
К разделу 2. Алгоритмизация и программирование...................................................................119
К разделу 3. Информационные и коммуникационные технологии...........................................133
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ
КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 2012 ГОДА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ (ПРОЕКТ).........................................................................................135

Единый государственный экзамен - это одновременно выпускной экзамен за курс среднего (полного) общего образования и вступительный экзамен в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Это делает ЕГЭ по информатике экзаменом, ориентированным в первую очередь на выпускников профильных и специализированных классов, собирающихся продолжить свое образование в областях, связанных с информационными технологиями.
Единый государственный экзамен поводится с использованием специально подобранных серий заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ). Проведение экзамена в такой форме позволяет с достаточной степенью точности установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и, в то же время, уверенно ранжировать их по этому уровню. В связи с этим, идя на государственный экзамен, выпускник должен четко представлять себе уровень освоения предусмотренных учебной программой знаний, умений и навыков, который он стремится показать в зависимости от поставленной цели, а также те типы и модели учебных задач, которые необходимо решать, для того, чтобы показать достижение требуемого уровня. Задача правильно решить все содержащиеся в варианте задания может быть достигнута очень небольшим количеством выпускников, обладающих очень хорошей подготовкой на уровне профильной школы, но для достижения требуемого балла экзаменуемым часто не нужно справиться со всеми заданиями экзаменационной работы, достаточно только не сделать ошибок в заданиях, соответствующих требуемому уровню. Поэтому хорошая подготовка к экзамену заключается в стабильном безошибочном решении заданий, проверяющих содержание, освоенное выпускником в процессе обучения в школе.
Данная книга должна помочь выпускникам подготовиться к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Составленная научными работниками и преподавателями вузов, имеющими большой опыт разработки диагностических тестов, в том числе заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, она призвана осветить полный объем содержания, проверяемого на экзамене, и показать основные типы заданий, которые могут встретиться на экзамене по каждой теме.
Экзаменационная работа 2012 года состоит из трёх частей.
Часть 1 (А) содержит 13 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части А.
Часть 2 (В) содержит 15 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части В.
Часть 3 (С) содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания - высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.
В 2012 году контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по информатике и ИКТ будут существенно отличаться от экзаменационных вариантов 2009-2011 годов. Самое заметное внешне изменение в модели КИМ - то, что изменилось количество заданий в первой (А) и второй (В) частях работы. В первой части в 2012 году содержится 13 заданий, то есть количество заданий с выбором ответа по сравнению с 2011г. сократилось на 5 заданий (28%), а количество заданий во второй части (В) работы увеличилось на 5 заданий и достигло общего числа 15 заданий. Из части А в часть В переместились задания на кодирование текстовой информации (В1, здесь и далее номера заданий указаны по спецификации 2012 г.), проверяющие знания о визуализации данных с помощью диаграмм (В5), использовании переменных в программах (В6). В более-менее неизменном виде сохранились 9 заданий первой части: А1, A3, А5, А7, А9, А10, All, А12, А13 — и 5 заданий второй части работы: В2, В8, В10, В12, В15. В третьей части
серьезное изменение претерпело только задание СЗ, остальные три задания (С1, С2, С4) сохраняют преемственность с заданиями прошлых лет. Таким образом, в целом в работе относительно неизменными остались 17 заданий из 32, то есть более половины заданий.
Часть заданий была модернизирована при сохранении общих подходов. Это задания А2 на определение кратчайшего пути в графе, А4 на знание файловой системы компьютера: маска файла должна выделять группу файлов из указанной совокупности, задание А6 на реляционные базы данных, проверяющее умение связывать записи при помощи ключевых полей, задание ВЗ, где вместо блок-схем приводятся программы на языках программирования. Задание В4, проверяющее знание о методах измерения количества информации, дается в новой формулировке. Задание В11, проверяющее знание архитектуры Интернет, посвящено правилам адресации подсетей, оно приводится в формулировке, соответствующей формулировкам заданий экзаменационных вариантов 2011 г.
Часть заданий демоверсии - принципиально новые, либо по тематике, либо по форме. Это задания А8 про цифровое кодирование звука, В7 на одновременное использование цикла и ветвления, В9 на подсчет количества путей в графе, В13 на анализ свойств исполнителя и В14, проверяющее умение пользоваться подпрограммами и функциями. Также достаточно новым является задание СЗ на анализ алгоритмов с развернутым доказательством: оно в 2012 году посвящено не выигрышным стратегиям, а анализу множества программ для исполнителя с ограниченным набором команд.
Таким образом, модель КИМ ЕГЭ в 2012 году заметно отличается от моделей предшествующих лет. Изменено распределение заданий по разделам курса информатики. Увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», несколько уменьшено количество заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики» (в КИМ ЕГЭ 2012, тем не менее, осталось соответственно 2 и 3 задания по указанным темам). Вместо задания на обработку графической информации в КИМ ЕГЭ 2012 г. вошло задание на обработку звука.
Незначительно увеличилась общая сложность работы: в ЕГЭ 2012 г. 15 заданий базового уровня сложности и 13 заданий повышенного уровня сложности (вместо 17 и 11 соответственно). Количество заданий высокого уровня сложности (4) осталось неизменным. Увеличилось также количество заданий на применение знаний в новой ситуации.
Во всех задачах, содержащих фрагменты программ, они записаны на 4-х языках программирования: Бейсике, Паскале, Си и Алгоритмическом языке. Задание С2 по-прежнему можно будет выполнять на естественном языке или построив блок-схему, задача С4 в ЕГЭ 2012 года по-прежнему может выполняться на любом известном языке программирования.
За правильное выполнение всей работы можно получить 40 первичных баллов. При пересчете в 100-балльную шкалу они превратятся в 100 тестовых баллов. За правильное выполнение заданий части А вы получите 13 первичных баллов, часть В максимально может принести 15 первичных баллов, а вот полное и правильное выполнение четырех заданий части С может дать вам 12 первичных баллов.
В 2011 году сертификат о сдаче ЕГЭ давался тем, кто получил на экзамене по информатике и ИКТ 8 или больше первичных баллов. Это около 90% участников экзамена.
Па выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут). На выполнение заданий части 1 и части 2 рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий части 3 рекомендуется отводить 2,5 часа (150 минут). При этом следует знать, что все задания варианта КИМ выдаются экзаменуемому одновременно (в начале экзамена), поэтому участник экзамена вправе самостоятельно распределять время, выполнять задания в любом порядке, возвращаться к уже выполненным заданиям и так далее. Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они идут в экзаменационной работе, хотя следует понимать, что задания А10-А13 экзаменационной работы имеют повышенный уровень сложности, а задания В1-В6 -базовый уровень сложности. Если экзаменующийся хочет выполнять задания, последовательно наращивая уровень сложности, то очередность выполнения заданий примет вид: А1-А9, В1-В6, А10-А13, В7-В14, С1-С2, В15, СЗ-С4.
Если задание ставит вас в тупик - пропустите его, попытайтесь выполнить следующее по очереди задание. Возвращаться к вызвавшим затруднения заданиям следует только после того, как будут выполнены все задания, не вызывающие затруднений. Учтите, что формулировки заданий могут различаться довольно значительно при одном и том же проверяемом содержании, поэтому важно в первую очередь вчитаться в формулировку, понять, какое содержание она проверяет и каким из разобранных при подготовке к экзамену заданий соответствует, а затем уже начать выполнение задания.
При выполнении заданий второй части следует помнить, что правильным является только ответ, где перечислены все удовлетворяющие условию элементы. Дихотомическая оценка (верно-неверно) заданий с выбором ответа и с кратким ответом требует полного и исчерпывающего ответа на вопрос. Поэтому ответы, где перечислены не все, а только некоторые отвечающие формулировке значения (числа, комбинации символов и т.п.), будут оценены как неверные, даже если два из трех чисел перечислены верно.
При подготовке к выполнению заданий третьей части работы следует обязательно ознакомиться с указаниями для экспертов по проверке и оцениванию работ. Надо понимать, что проверять ваше решение будет человек, а не компьютер. Это оценивание эксперт проводит, руководствуясь четкими критериями оценки правильности решения, поэтому стоит постараться, чтобы изложение решения было четким, понятным и лаконичным.
И, наконец, важно не только выполнить задание, найти решение и получить ответ, но и правильно, четко, в соответствии с рекомендованным начертанием записать ответ в бланке ответов. Задача машинного распознавания рукописного текста сама по себе достаточно сложна, поэтому в ваших собственных интересах облегчить труд компьютеру, четко следуя образцам начертания цифр и букв, и, тем самым, избежать возможных ошибок распознавания. Линии должны быть непрерывными, буквы и цифры - четкими и контрастными. Именно поэтому бланки ответов следует заполнять черными гелевыми ручками. Также следует помнить, что ответы обрабатываются автоматически, поэтому не существует технической процедуры определить правильность ответа, если он был записан в ненадлежащее поле бланка ответов.
Ответы на задания третьей части предназначены для проверки экспертами - специально подготовленными учителями и преподавателями вузов. Они, конечно, в своей жизни проверили много тысяч письменных работ и научились читать любой почерк, но не следует забывать, что они живые люди и, конечно, им читать четкий и понятный текст гораздо удобнее, чем каракули, испещренные помарками и пометками. Поэтому задания части С выполняются на черновике и переносятся на бланк для записи развернутых ответов только тогда, когда решение полностью готово и надлежащим образом оформлено.
Единый государственный экзамен - комплексное испытание, его результат зависит не только от ваших знаний, умений и навыков, но также от аккуратности, собранности, целеустремленности. Целенаправленная подготовка и хорошая физическая форма в день экзамена - залог успеха.
Лучший способ подготовки к экзамену - изучение информатики. Те, кто хорошо знают предмет, сдают экзамен легко. Тем не менее, стоит придти на экзамен, хорошо представляя, как будет выглядеть экзаменационная работа. Поэтому посмотрите, пожалуйста, демонстрационную версию экзаменационной работы, размещенную на сайте ФИПИ (www.fipi.ru). Также подготовиться к экзамену вам помогут различные издания, подготовленные специалистами ФИПИ и содержащие примеры заданий, которые использовались на экзаменах в предшествующие годы. Учтите, что демонстрационная версия КИМ только показывает, какое задание МОЖЕТ стоять на этом месте в работе, это совсем не означает, что в работе будет задание абсолютно аналогичное заданию, приведенному в демоверсии. Тем не менее, решение заданий прошлых лет может вам очень помочь при подготовке к экзамену, так как вы увидите какие бывают задания, какие элементы содержания предмета проверяются и каким образом это делается.
Используйте единый государственный экзамен как возможность проверить свои знания, умения, свою волю, свой характер. Готовьтесь к экзамену хорошенько - и благоприятный исход вам гарантирован!

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ 2011 г.
Результаты экзамена обычно рассматриваются в двух аспектах - с точки зрения проверяемого содержания (насколько полно, устойчиво и прочно усвоено большинством выпускников) и с точки зрения различий в подготовке выпускников с различным уровнем результатов. Нижеследующий аналитический материал позволит вам, с одной стороны, увидеть возможные «узкие места» в подготовке и, с другой стороны, сориентироваться относительно желаемого уровня достижений на экзамене. Все данные относятся к экзамену 2011 года, поэтому характеристики заданий даются по спецификации 2011 года.
Рассмотрим результаты ЕГЭ 2011 года по информатике и ИКТ с точки зрения содержания экзаменационных заданий, контролируемых умений и вида проверяемой деятельности.
Первый раздел содержания, контролируемый на экзамене - «Информация и ее кодирование». По этому разделу в экзаменационной работе содержится 5 заданий. Задание А2 проверяет знание основных принципов кодирования текста. С ним справились 76% участников экзамена, что показывает, что данный элемент содержания усвоен хорошо. Ожидаемый процент выполнения дали задания повышенного уровня А16 (53%), контролирующее умение подсчитывать информационный объем сообщения и В6 (39%), проверяющее умение определять скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала. Хуже прогнозируемых оказались результаты выполнения заданий базового уровня А5 (51%) и В1 (40%). Задание А5 в 2011 г. было посвящено однозначному декодированию неравномерного кода и оказалось для участников экзамена неожиданным. Задание В1 в этом году было связано с определением количества различных кодов азбуки Морзе и было выполнено очень неравномерно. В случаях , когда задание касалось количества кодов, задаваемых фиксированным числом знаков (комбинацией из пяти, шести, семи точек и тире), результат был достаточно высоким (более 70%), а если задание формулировалось «используя от четырех до шести знаков», результаты были значительно ниже. Это связано с недостаточно глубокой проработкой этой темы («Методы измерения количества информации») на уроках.
«Элементы теории алгоритмов и программирование» - раздел содержания, которому посвящено максимальное внимание в экзаменационной работе. Задания А8 (проверяющее умение оперировать с переменными и знание приоритетов арифметических операций), В2 (чтение блок-схемы), ВЗ (составление линейного алгоритма для исполнителя) были уверенно выполнены 70-80% экзаменовавшихся. Также хороший результат показало задание повышенного уровня В8 (57% выполнения), посвященное анализу алгоритмов, записанных на естественном языке. Формулировка задания базового уровня А7, контролирующего то же содержание, оказалась для участников экзамена неожиданной, поэтому с заданием справилось меньше экзаменуемых (53%), чем ожидали авторы теста. Задание высокого уровня сложности А18, посвященное анализу обстановки исполнителя Робот, хорошо знакомо учителям, так как присутствует в экзамене третий год, в связи с этим результат его выполнения (55%) достаточно высок для соответствующего уровня.
К этому же разделу содержания относятся три задания с развернутым ответом: О, проверяющее умение исправить ошибки в программе, С2, требующее записать изученный алгоритм обработки массива данных, и С4 на самостоятельное программирование. Эти задания присутствуют в экзамене достаточно давно и результат их выполнения соответствует ожидаемому: 39% для С1, 25% для С2 и 6% для С4. В то же время это означает, что только 6% участников экзамена демонстрируют умение создавать программы для решения определенной задачи.
Близко связанному с предшествующим разделу курса «Логика и Алгоритмы» посвящены в экзаменационной работе 7 заданий. Два задания базового уровня А9 (таблицы истинностиj и А10 (преобразование логических выражений) выполняются экзаменуемыми уверенно (86% и 74% соответственно), задание повышенного уровня сложности В7 (текстовая логическая задача) выполняется в соответствии с уровнем сложности (43%), задание А15 (истинность выраже-
ния, содержащего импликацию) выполняется для повышенного уровня очень хорошо (72%). Еще одно задание по теме «основы логики» - В10 - высокого уровня сложности и предназначено для отбора наиболее подготовленных абитуриентов для ведущих профильных вузов, результат его выполнения (4%) оказался ниже прогнозируемого, что связано с неожиданностью формулировки задания 2011 г.
Помимо задач по логике к этому разделу относится задание повышенного уровня сложности А17, проверяющее знание алгоритмов работы с массивами и задание высокого уровня сложности СЗ на анализ алгоритма игры и обоснование выигрышной стратегии. Если задание СЗ было выполнено с ожидаемым показателем в 31%, то задание А17 вызвало у экзаменуемых серьезные затруднения, что нашло отражение в показателе выполнения 37%. Это задание в реальном экзамене полностью соответствовало по формату заданию, приведенному в демонстрационной версии экзамена, так что затруднения вызваны не новизной формы задания, а пробелами в подготовке выпускников.
Три задания экзаменационной работы относятся к теме «Системы счисления». Это задания базового уровня А1, проверяющее знание двоичной системы счисления (86% выполнения), А4, проверяющее умение выполнять арифметические операции в двоичной и кратных системах счисления (82%) и задание повышенного уровня В5, проверяющее знание правил записи чисел в позиционных системах счисления, выполненное с соответствующим уровню сложности результатом 58%. Можно считать, что эта тема освоена выпускниками на должном уровне.
Задание базового уровня А6, проверяющее умение представлять и считывать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) в 2011 г. было выполнено с достаточным результатом в 61%, что, однако, ниже, чем в 2009-2010 годах. В 2012 г. количество заданий по теме «Моделирование», являющейся одной из центральных тем школьного курса, возросло, теперь их в работе два, одно в первой (А2), другое -во второй (В9) части работы.
Пяти разделам содержания, связанным с информационно-коммуникационными технологиями, соответствуют семь заданий экзаменационной работы. Выпускники отлично усвоили принципы построения файловой системы компьютера (задание A3, 90%), показывают умения извлекать информацию из баз данных (задание А13, 86%) и графиков и диаграмм, построенных на основе электронных таблиц (задание А12, 69%). Хуже выполнено задание АН, связанное со статистической обработкой данных в электронных таблицах (49% участников экзамена справились с этим заданием, что не соответствует базовому уровню сложности).
Задание повышенного уровня сложности А14, объектом контроля которого является знание технологии обработки графической информации, в 2011 году было посвящено векторной графике, тогда как в предшествующие годы проверялись знания о принципах хранения растровых изображений и передачи цвета на веб-страницах. Экзаменуемые оказались к этому заданию не подготовлены, что и проявилось в результате: только 39% справились с этим заданием.
Два задания были посвящены телекоммуникационным технологиям. Задание повышенного уровня В9, проверяющее знание принципов поиска информации в Интернет, было выполнено с соответствующим уровню сложности результатом 46%. что более чем в два раза выше, чем результат прошлого года. Задание по формату повторяло задание 2010 года. Задание В4, которое в 2010 году проверяло знание правил записи IP-адресов, в 2011 году проверяло знание об организации подсетей в сети Интернет. Учащиеся не справились с заданием (средний процент выполнения менее 10%), что свидетельствует о том, что этот раздел содержания остался вне сферы рассмотрения на уроках информатики.
С точки зрения проверки требований к уровню подготовки выпускников, большинство заданий группы «Знать/понимать/уметь» составляют знания и умения, связанные с моделированием объектов, систем и процессов. Их в экзаменационной работе 17, в том числе все задания с развернутым ответом. Девять заданий этой группы (А1, А5, А7, В1, В5, В8, С2, СЗ) проверяют умение строить модели объектов, систем и процессов, а также записывать алгоритмы на естественном языке и в виде блок-схем. Из девяти перечисленных заданий хуже ожидаемого только
результаты выполнения заданий А5 , А7 и В1. Выше уже обсуждались причины этого, связанные с недостаточно хорошо изученным содержанием. Умения, связанные с программированием, проверяются в шести заданиях: А8, А17, А18, ВЗ, С1 и С4. Здесь также недостаточный результат выполнения задания А17 связан скорее с содержательной трудностью задания, чем с затруднениями, связанными с записью программы.
С группой заданий (А4, А6, В9), проверяющей умение использовать готовые модели и интерпретировать результаты моделирования, экзаменуемые справились без затруднений. Другая группа умений (задания А16, В6) - оценивать количественные параметры информационных процессов - сформирована у многих экзаменуемых недостаточно, что нашло отражение в недостаточно высоких результатах выполнения этих заданий. В аналитических отчетах за прошлые годы отмечалось, что недостаточная математическая подготовка учащихся негативно влияет на результаты выполнения заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ. Этот фактор сохраняет значение, хотя определенный прогресс в этой области имеет место.
Группа умений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий, проверяется ЕГЭ по информатике и ИКТ не в полной мере в связи с ограничениями, накладываемыми «бумажной» формой экзамена. Тем не менее, имеющиеся задания этого раздела кодификатора требований к подготовке выпускников (A3, А13, А14, В4) показывают, что базовые умения у учащихся сформированы: умение пользоваться файловой системой компьютера, реляционными базами данных и электронными таблицами. Низкий результат выполнения задания В4 связан скорее с содержательной трудностью и новизной задания, а не с затруднениями при пользовании телекоммуникационными сетями и Интернет.
Результаты выполнения экзаменационной работы тесно связаны с учебной ситуацией, в которой находится экзаменуемый. Задания на воспроизведение не вызывают затруднений в том случае, если содержание задания экзаменуемым известно и, наоборот, выполняются неудовлетворительно в ситуации нового или недостаточно изученного содержания. Из 17 заданий на применение знаний в стандартной ситуации с удовлетворительным результатом, соответствующим уровню сложности, было выполнено 11 заданий, то есть более двух третей. Задания, требующие применения знаний в новой ситуации, выполняются, естественно, с худшим результатом: из 9 заданий результат выполнения только 4 из них соответствует уровню сложности задания. Вместе с тем, именно задания на применение знаний в новой ситуации показывают глубину приобретенных выпускниками знаний и универсальность умений, поэтому сохранение их в структуре экзаменационной работы необходимо.
Экзамен 2011 года показал, что в значительном ряде случаев подготовка к нему сводится к «натаскиванию» на решение задач определенного типа, аналогичных заданиям демонстрационной версии экзамена. Из-за этого каждый раз, когда формулировка задания не соответствует приведенной в демоверсии, наблюдается снижение результатов. В двух случаях (задания А14 и В4) низкие результаты выполнения были связаны с тем, что проверялись аспекты содержания определенных тем, которые ранее не были объектом контроля на ЕГЭ, хотя и предусмотрены стандартом образования. Следует ожидать, что практика включения в экзамен заданий, соответствующих спецификации, но отличающихся по формулировкам от заданий демоверсии, будет продолжена, поэтому настоящее издание ставит своей целью показать максимальную вариативность заданий по определенным разделам содержания.
По уровню подготовки выделяются четыре группы участников экзамена. Выпускники с минимальным уровнем подготовки получили на экзамене от 8 до 10 первичных баллов, что соответствует тестовому баллу от 40 до 47. Лучше других экзаменуемыми этой группы усвоены (на базовом уровне) темы «Двоичное представление чисел», «Файловая система персональных компьютеров», «Базы данных». Также учащиеся этой группы справляются с чтением блок-схем и созданием линейных алгоритмов для исполнителей. Остальные задания вызывают у учащихся этой группы затруднения. Этот уровень явно недостаточен для продолжения обучения в учреждениях высшего профессионального образования.
Выпускники с удовлетворительным уровнем подготовки получили на экзамене от 11 до 20 первичных баллов, что соответствует тестовому баллу от 49 до 64. Выпускниками этой группы усвоены (на базовом уровне) темы «Двоичное представление чисел», «Файловая система персональных компьютеров», «Базы данных», «Электронные таблицы», «Кодирование текстовой информации», а также раздел «Основы логики». Также учащиеся этой группы справляются с чтением блок-схем и созданием линейных алгоритмов для исполнителей. Ряд заданий базового уровня вызывают затруднения. Работа происходит на уровне воспроизведения и применения знаний в стандартной ситуации. Абитуриенты этого уровня будут испытывать затруднения при изучении информатики и ИКТ в профильных учреждениях высшего профессионального образования, связанные с недостаточной подготовкой.
Выпускники с хорошим уровнем подготовки получили на экзамене от 21 до 29 первичных баллов, что соответствует тестовому баллу от 66 до 79. Экзаменуемые этого уровня стабильно выполняют задания как базового, так и повышенного уровня сложности (кроме двух заданий, по которым имеются пробелы в подготовке, связанные с новым для экзамена содержанием). Экзаменуемые лучше работают в стандартной ситуации, чем в новой. Не выполнено задание С4, то есть абитуриенты не показали умения самостоятельного программирования, требуемого для обучения на профильных специальностях вузов. Вместе с тем, остальные аспекты подготовки абитуриентов этой группы достаточны для продолжения образования в учреждении высшего профессионального образования.
Наконец, отличный уровень подготовки проявляется в получении от 30 до 40 первичных баллов, что соответствует 81-100 первичным баллам. Таких выпускников немного - около 9% от всех участников экзамена. Экзаменуемые этой группы показывают хорошее знание всех разделов курса информатики и ИКТ и готовность к продолжению образования на профильных специальностях учреждений высшего профессионального образования. В частности, результаты экзамена показывают готовность выпускников этой группы изучать программирование в высших учебных заведениях и самостоятельно разрабатывать программы для решения учебных и исследовательских задач.
Помещенные в данном пособии тренировочные варианты КИМ позволяют самостоятельно определить собственную готовность к экзамену, оценить группу, к которой относится актуальная подготовка абитуриента и принять меры к достижению требуемого уровня подготовки.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Comments  
  •  
  •  
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

#1 Irina » 30.09.2013 17:33

Нужны задания для тренировки!
0 +−

Irina

Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Информатика ЕГЭ 2012. Информатика. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин