Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по информатике

ЕГЭ 2009. Информатика как решение задач ЕГЭ: учебное пособие / Мациевский С. В.

ЕГЭ 2009. Информатика

Автор — председатель комиссии по проверке решений заданий по ЕГЭ по информатике в Калининградской области.
Данное издание призвано решить две задачи: подготовить учащегося к сдаче ЕГЭ по информатике и обучить его основам информатики. Оно отличается от аналогичных изданий расположением материала не по заданиям ЕГЭ и не по программе по информатике, а по методам решения заданий.
Показано, как нужно подходить к решению заданий.
Материал книги включает все официальные демонстрационные задания ЕГЭ за четыре года (2006—2009) и теоретический материал, необходимый для их решения, причем этот материал приведен в полном объеме, а не ограничен теми частями, по которым составлены задания ЕГЭ.

Содержание издания покрывает теоретическую часть государственной программы по информатике для школ и гуманитарных направлений вузов и ссузов.
Книга предназначена как для подготовки учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ по информатике, так и для обучения информатике школьников и учащихся гуманитарных направлений вузов и ссузов.
Замечания и предложения направляйте по электронному адресу автора Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Предисловие    ................................................     xi
Методические указания   ......................................   xiii
Введение. Методическое письмо   ..............................   xvi
Глава 1. Числа   ...............................................       1
§ 1. Измерения количества информации    ..............      2
1. Теория    .......................................      2
1°. Число и цифра. Системы счисления     .......      2
2°. Двоичная система счисления    ..............      6
3°. Разрядность чисел. Бит. Байт    ..............      8
4°. Шестнадцатеричная система счисления    . . . .     12
5°. Система счисления с основанием n   .........     15
6°. Пиксель. Разрешение. Глубина цвета   .......    18
7°. Восприятие цвета человеком. Пиксель,
подпиксель     ..............................    21
8°. Цветовые модели    .........................    23
9°. Упражнения   ..............................    27
2.  Алгоритмы   ...................................    30
3. Задачи    .......................................    32
1°. Стандартные кодировки символов    .........    32
2°. Кодировка различных объектов   ............    33
3°. Кодировка растрового изображения     .......    34
4°. Передача данных    .........................    35
1°. Стандартные кодировки символов    .........    37
2°. Кодировка различных объектов   ............    37
3°. Кодировка растрового изображения     .......    37
4°. Передача данных    .........................    37
5. Решения    .....................................    38
1°. Стандартные кодировки символов    .........    38
2°. Кодировка различных объектов   ............    39
3°. Кодировка растрового изображения     .......    42
4°. Передача данных    .........................    43
§ 2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую    45
1°. Значащие цифры в записи числа   ...........    45
2°. Операции над двоичными числами    ........    46
3°. Круглые числа и сумма степеней двоек    .....    48
4°. Перевод шестнадцатеричных, восьмеричных
и четверичных чисел в двоичные и обратно .    49
5°. Перевод целых двоичных чисел в десятичные    
5.1 6°. Перевод целых десятичных чисел в двоичные
справа налево    ............................    52
7°. Перевод целых десятичных чисел в двоичные
слева направо    ............................    53
8°. Перевод дробных двоичных чисел в десятичные
и обратно    ................................    54
9°. Упражнения   ..............................    55
2. Алгоритмы   ...................................    60
1°. Количество нулей или единиц в двоичной
записи числа     ............................    63
2°. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
3°. Системы с другими основаниями    ..........    65
1°. Количество нулей или единиц в двоичной
записи числа     ............................    66
2°. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
системы   ..................................    66
3°. Системы с другими основаниями    ..........    66
1°. Количество нулей или единиц в двоичной
записи числа     ............................    67
2°. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная
3°. Системы с другими основаниями    ..........     71
§ 3. Электронная таблица    ............................    73
1. Теория    .......................................    73
1°. Запись больших и дробных чисел    ..........    73
2°. Константа. Правила записи чисел на
компьютере    ..............................    74
3°. Формула. Правила записи формул на
компьютере    ..............................    74
4°. Арифметические операция   ................    76
5°. Арифметические функции   ................    77
6°. Электронная таблица, ее структура и
особенности     .............................    79
7°. Относительная ссылка    ....................   80
8°. Абсолютная ссылка    .......................    82
9°. Упражнения     .............................    83
2.  Алгоритмы   ...................................    85
1°. Адресация в электронной таблице    .........    86
2°. Диаграмма по электронной таблице     .......    87
1°. Адресация в электронной таблице    .........    88
2°. Диаграмма по электронной таблице     .......    88
1°. Адресация в электронной таблице    .........    89
2°. Диаграмма по электронной таблице     .......    90
Глава 2. Логика   ..............................................    91
§ 1. Логические операции    ............................    92
1. Теория    .......................................    92
1°. Множество. Множество как элемент другого
множества    ...............................    92
2°. Подмножество   ............................    93
3°. Диаграмма Эйлера — Венна    ...............    95
4°. Операция объединения множеств   ..........    96
5°. Операция пересечения множеств    ..........    98
6°. Операция дополнения множества   ..........    99
7°. Операция импликации множеств    ..........100
8°. Основные законы и соотношения    ..........  101
9°. Упражнения   ..............................103
2. Алгоритмы   ...................................105
1°. Отношения и логические операции    ........107
2°. Логические формулы    .....................108
3°. Таблицы истинности     .....................108
4°. Фильтрация запросов    .....................  110
1°. Отношения и логические операции    ........   113
2°. Логические формулы    .....................   113
3°. Таблицы истинности     .....................   113
4°. Фильтрация запросов    .....................   113
5. Решения    .....................................   114
1°. Отношения и логические операции    ........   114
2°. Логические формулы    .....................   116
3°. Таблицы истинности     .....................   117
4°. Фильтрация запросов    .....................   121
§ 2. Поиск закономерностей    ..........................  125
1. Теория    .......................................  125
1°. Файл     ....................................  125
2°. Файловая система. Логический диск,
форматирование    .........................  127
3°. Директория. Дерево директорий     ..........128
4°. Два уровня глобальной сети             ..........   131
5°. Адресное пространство    ...................133
6°. IP- и доменные адреса     ....................134
7°. Веб-страница. Гиперссылка. Веб-пространство   136
8°. Сайт. Портал      ............................138
9°. Упражнения   ..............................140
2.  Алгоритмы   ...................................144
3. Задачи    ....................................... 145
1°. Выбор по признакам      ..................... 145
2°. Сравнение количества элементов множеств   .  147
3°. Маски имен файлов     ......................148
4°. Структура дерева директорий    .............149
5°. Структура глобальных адресов    ............150
6°. Расшифровка сообщения     .................   151
4. Ответы   .......................................  153
1°. Выбор по признакам      .....................  153
2°. Сравнение количества элементов множеств   .  153
3°. Маски имен файлов     ......................  153
4°. Структура дерева директорий    .............  153
5°. Структура глобальных адресов    ............154
6°. Расшифровка сообщения     .................154
5. Решение    .....................................  155
1°. Выбор по признакам      .....................  155
2°. Сравнение количества элементов множеств   . 158
3°. Маски имен файлов     ......................160
4°. Структура дерева директорий    .............162
5°. Структура глобальных адресов    ............162
6°. Расшифровка сообщения     .................164
§ 3. Поиск всех вариантов    ............................ 165
1. Теория    ....................................... 165
1°. Задача о волке, козе и капусте     .............165
2°. Задача о двух отцах и двух сыновьях     .......170
2.  Алгоритмы     ..................................  173
3. Задачи    .......................................  174
1°. Максимумы и минимумы     .................  174
2°. Опрос свидетелей   .........................  176
3°. Получение заданного числа    ...............   177
4°. Логическая игра    ..........................  179
4. Ответы   .......................................  181
1°. Максимумы и минимумы     .................  181
2°. Опрос свидетелей   .........................  181
3°. Получение заданного числа    ...............  181
4°. Логическая игра    ..........................  181
5. Решения    .....................................183
1°. Максимумы и минимумы     .................183
2°. Опрос свидетелей   .........................186
3°. Получение заданного числа    ...............187
4°. Логическая игра    ..........................189
Глава 3. Алгоритмы     .........................................193
§ 1. Управление исполнителем     .......................194
1. Теория    .......................................194
1°. Алгоритм и его формальное выполнение . . . 194
2°. Дискретность, пошаговость и конечность
алгоритма     ............................... 195
3°. Массовость, однозначность и устойчивость
алгоритма     ...............................196
4°. Результат выполнения алгоритма    ..........  197
5°. Алгоритмы вычисления делителей целых чисел 198
6°. Алгоритмы решения уравнений    ...........198
7°. Алгоритмы вычисления суммы чисел    ......199
8°. Алгоритмы поиска   ........................200
9°. Алгоритмы вычисления экстремальных значений 201
10°. Алгоритмы сортировки    ..................202
2.  Алгоритмы     ..................................203
3. Задачи    .......................................204
1°. Запросы   ..................................204
2°. Исполнитель    .............................204
3°. Перебор вариантов исполнителем    .........205
4. Ответы   .......................................208
1°. Запросы   ..................................208
2°. Исполнитель    .............................208
3°. Перебор вариантов исполнителем    .........208
5. Решения    .....................................209
1°. Запросы   ..................................209
2°. Исполнитель    .............................209
3°. Перебор вариантов исполнителем    .........   211
§ 2. Выполнение алгоритмов     .........................212
1. Теория    .......................................212
1°. Символьная и строковая константы    ........212
2°. Имя     .....................................214
3°. Переменная и массив     .....................216
4°. Операции и выражения    ...................218
5°. Оператор присваивания. Операторы
ввода/вывода    ............................221
6°. Структура следования. Блок-схема    .........224
7°. Структура цикла. Тестирование. Блок    ......227
8°. Структура выбора    ........................231
9°. Обработка массивов     ......................235
2. Алгоритмы     ..................................239
1°. Оператор присваивания     ..................240
2°. Цикл   .....................................241
3°. Массив   ...................................245
4°. Формирование строки    ....................247
5°. Поиск ошибки в программе     ...............245
4. Ответы   .......................................253
1°. Оператор присваивания     ..................253
3°. Массив   ...................................253
4°. Формирование строки    ....................253
5°. Поиск ошибки в программе     ...............253
5. Решения    .....................................254
1°. Оператор присваивания     ..................254
3°. Массив   ...................................256
4°. Формирование строки    ....................259
5°. Поиск ошибки в программе     ...............260
§ 3. Разработка алгоритмов    ...........................263
1°. Модульное программирование    ............263
2°. Структурное программирование     ..........267
3°. Создание отдельных модулей   ..............274
4°. Составные части программы на Паскале
и Бейсике    ................................276
5°. Алгоритмы вычисления делителей целых чисел 280
6°. Алгоритмы решения уравнений    ...........288
7°. Алгоритмы вычисления суммы чисел    ......292
8°. Алгоритмы поиска   ........................295
9°. Алгоритмы вычисления экстремальных значений 298
10°. Алгоритмы сортировки    ..................303
2.  Алгоритмы     ..................................307
3. Задачи    .......................................308
1°. Поиск ошибок в программе     ...............308
2°. Составление алгоритма    ...................  311
3°. Написание работающей компьютерной
программы     ..............................312
4. Ответы   .......................................315
1°. Поиск ошибок в программе     ...............315
2°. Составление алгоритма    ...................315
3°. Написание работающей компьютерной
программы     ..............................315
5. Решения    .....................................316
1°. Поиск ошибок в программе     ...............316
2°. Составление алгоритма    ...................325
3°. Написание работающей компьютерной
программы     ..............................333
Приложения    ................................................347
§ 1. Числа    ...........................................348
1. 2-, 3-, 4-, 8-, 10- и 16-ричные числа    ..............348
2. Таблица сложения шестнадцатеричных чисел    . . 356
3. Таблица умножения шестнадцатеричных чисел   . 357
§ 2. Символы    ........................................358
1. Русский алфавит и внеалфавитные буквы    ......358
2. Современный латинский и английский алфавиты 359
3. Современный греческий алфавит   ..............360
4. Все русские знаки препинания из аски-кодов    . . . 361
5. Все русские знаки препинания из второй половины
кириллической кодовой таблицы Windows    . . . . 362
6. Все специальные знаки из аски-кодов     ..........363
7. Все специальные знаки из второй половины
кириллической кодовой таблицы Windows    . . . . 364
§ 3. Экран монитора    .................................365
1. Гигиенические требования к величине символов
на мониторе     ................................365
2. Визуальный размер пикселя на мониторе     ......366
3. Рекомендации по разрешению мониторов   ......367
4. Критика других рекомендаций по разрешению
мониторов    ..................................368
5. Установка разрешения экрана в Windows     ......369
6. Установка частоты обновления экрана    .........370
7. Названия и sRGB-значения стандартных цветов   . 371
§ 4. Операционная система    ...........................372
1. Стандартные расширения имен файлов   ........372
Литература      ................................................373
Основная    ...........................................374
Дополнительная     ....................................379

Роль учителя в том, чтобы сде-лать себя лишним для ученика.
Идрис Шах. Учиться как учиться
Идея принципиальной важности состоит в том, что мы включаем в наше изучение и что из него ис-ключаем.
Идрис Шах. Знать как знать
Данное учебное пособие направлено на подготовку к ЕГЭ по информатике.
Данное учебное пособие существенно отличается от всех других стандартных пособий по подготовке к ЕГЭ по информатике по четырем следующим причинам.
1. Задачи сгруппированы не по темам информатики и не по разделам ЕГЭ, а по методам их решения.
2. Приведены полноценные теоретические сведения как по разделам информатики, так и по методам решения задач в виде алгоритмов, которые необходимы для решения пред-ставленных заданий.
3. Методы решения некоторых задач, предложенные в дру-гих изданиях, существенно упрощены. На самом деле для ре-шения предложенных заданий не требуются ни логарифмы, ни преобразования логических формул. Складывается впечатление, что в обычных пособиях не решения составляются по задачам, а задачи, иногда неудачно, подбираются под нуж-ную тему. Поскольку при решении заданий частей 1 и 2 (А и В) необходимо указать только ответы, такая позиция авторов непонятна.
4. Для решения всех собранных в этом пособии задач, кроме задач из последнего параграфа (глава 3, § 3), не нужно разбираться в компьютерном программировании. Поэтому те учащиеся, которые слабо или совсем не разбираются в компьютерном программировании, могут опустить § 3 главы 3. В нем содержатся три из четырех задач из третьей части С на построение компьютерных алгоритмов (в предьщущих параграфах разобрана только задача на перебор вариантов при игре двух игроков СЗ, а также начало задачи С1). Для решения этих трех заданий необходимо знание практического программирования на каком-нибудь алгоритмическом языке.
В данном учебном пособии приведены только задания из демонстрационных вариантов ЕГЭ по информатике за четыре года с 2006 по 2009, открыто и общедоступно размещенные на официальном сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru.
В заголовках каждого задания указаны год демонстрационного варианта, откуда взято задание, буква части (А, В или С) и номер задания.
Если не рассматривать последний параграф пособия, то учащийся сможет научиться решать все задания частей 1 и 2 (А и В), а из части 3 (С) — полностью только одно задание СЗ, за которое можно получить три балла. Другое задание С1 из части 3 (С) сможет решить лишь частично, что позволит ему набрать еще один балл.
Таким образом, при решении всех заданий, разобранных в данном учебном пособии, кроме заданий на практическое программирование из последнего параграфа, можно набрать 32 балла, что позволяет учащемуся получить итоговую отметку «отлично». Но при потере даже одного балла отметка уже будет «хорошо», как следует из таблицы, приведенной во введении.
Замечания и пожелания можно направлять по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Информатика ЕГЭ 2009. Информатика как решение задач ЕГЭ: учебное пособие / Мациевский С. В.