Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по информатике

ЕГЭ 2015 по информатике, оптимальный банк заданий / В.Р. Лещинер и др.

( 8 Голоса (ов) ) 

Банк заданий ЕГЭ 2015 по информатике

Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ 2015 по информатике В.Р. Лещинера содержит:

  • Курс информатики и ИКТ в тестовых заданиях.
  • Задания по темам.
  • Ответы и решения к разделам.

В настоящем пособии представлена система подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения.

В нем содержатся общие методические рекомендации по подготовке к экзамену, а также набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами, что позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Пособие адресовано старшеклассникам, преподавателям и родителям. Оно поможет школьникам проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить их целенаправленную подготовку к экзамену.


Авторский коллектив:
В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин


ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ..........................7

1. Математические основы информатики........................................................................................7
1.1. Кодирование информации......................................................................................................7
1.2. Системы счисления................................................................................................................19
1.3. Основы логики.......................................................................................................................21
1.4. Моделирование......................................................................................................................29

2. Алгоритмизация и программирование.......................................................................................36
2.1. Исполнение алгоритмов........................................................................................................36
2.2. Программирование................................................................................................................62
2.3. Задания по программированию с развернутым ответом...................................................91

3. Информационные и коммуникационные технологии.............................................................121
3.1. Файловые системы...............................................................................................................121
3.2. Обработка графической информации................................................................................124
3.3. Цифровое кодирование звука.............................................................................................128
3.4. Обработка информации в электронных таблицах............................................................130
3.5. Базы данных.........................................................................................................................137
3.6. Телекоммуникационные технологии.................................................................................143

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ......................................................................................................................150

Единый государственный экзамен - это одновременно выпускной экзамен за курс среднего (полного) общего образования и вступительный экзамен в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Это делает ЕГЭ по информатике экзаменом, ориентированным в первую очередь на выпускников профильных и специализированных классов, собирающихся продолжить свое образование в областях, связанных с информационными технологиями.

Единый государственный экзамен поводится с использованием специально подобранных серий заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ). Проведение экзамена в такой форме позволяет с достаточной степенью точности установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и, в то же время, уверенно ранжировать их по этому уровню. В связи с этим, идя на государственный экзамен, выпускник должен четко представлять себе уровень освоения предусмотренных учебной программой знаний, умений и навыков, который он стремится показать в зависимости от поставленной цели, а также те типы и модели учебных задач, которые необходимо решать, для того, чтобы показать достижение требуемого уровня. Задача правильно решить все содержащиеся в варианте задания может быть достигнута очень небольшим количеством выпускников, обладающих очень хорошей подготовкой на уровне профильной школы, но для достижения требуемого для поступления в избранный вуз балла экзаменуемым часто не нужно справиться со всеми заданиями экзаменационной работы, достаточно только не сделать ошибок в заданиях, соответствующих требуемому уровню. Поэтому хорошая подготовка к экзамену заключается в стабильном безошибочном решении заданий, проверяющих содержание, освоенное выпускником в процессе обучения в школе.

Данная книга должна помочь выпускникам подготовиться к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Составленная научными работниками и преподавателями вузов, имеющими большой опыт разработки диагностических тестов, в том числе заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, она призвана осветить полный объем содержания, проверяемого на экзамене, и показать основные типы заданий, которые могут встретиться на экзамене по каждой теме.

Экзаменационная работа 2015 года состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 23 задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов (чаще всего натурального числа). Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в бланк для ответов № 1. Каждое задание оценивается одним баллом, максимальное количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение заданий этой части - 23 балла. Задания проверяются компьютером в автоматическом режиме, путем сравнения ответа с эталонным.

Часть 2 содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания - высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа на бланке № 2 (и дополнительных к нему, в случае необходимости). Решения проверяются экспертами региональных предметных комиссий на основе единых для всех участников экзамена критериев. За правильное выполнения задания 24 экзаменующийся может получить до 3 баллов, за 25 задание - до двух баллов, за задание 26 можно заработать до 3 баллов, и, наконец, правильное выполнение задания 27 принесет экзаменующемуся 4 балла. В целом правильное выполнение заданий второй части приносит экзаменующемуся 12 первичных баллов.

Таким образом, в экзаменационной работе содержится 27 заданий, правильное выполнение которых принесет экзаменующемуся 35 первичных баллов. Первичные баллы по определенной формуле переводятся в тестовые баллы по 100-балльной шкале, что позволяет сравнивать результаты по разным предметам с разными шкалами первичных баллов.

В данной книге, в отличие от других пособий для подготовки к ЕГЭ, задачи собраны по темам. По каждой из тем, проверяемых на экзамене, собраны задачи всех известных типов. Учащимся нет необходимости просматривать множество однотипных вариантов в попытке составить представление о разнообразии встречающихся на экзамене задач, которые могут стоять в данной позиции - авторы пособия сделали это за них, собрав задания в тематические блоки.

В работе содержатся задания по 10 разделам курса информатики. На определенные темы заданий больше, на другие темы - меньше. На одну тему в работе могут содержаться несколько заданий различного уровня сложности. Таблица ниже показывает соответствие тем и разделов курса.

Название раздела

Число заданий

Номера заданий, уровень сложности

Максимальный первичный балл

1

Информация и её кодирование

4

1 (Б), 9 (Б), 10 (Б), 13 (П)

4

2

Моделирование и компьютерный эксперимент

2

5 (Б), 15 (П)

2

3

Системы счисления

2

4 (Б), 16 (П)

2

4

Основы логики

3

2 (Б), 18 (П), 23 (В)

3

5

Элементы теории алгоритмов

8

6 (Б), 11 (Б), 14 (П), 19 (П), 20(П), 22 (П), 25 (В), 26(B)

11

6

Архитектура компьютеров и компьютерных сетей

1

12 (Б)

1

7

Обработка числовой информации в табличном процессоре

1

7 (Б)

1

8

Технологии поиска и хранения информации

2

3 (Б), 17 (П)

2

9

Программирование

4

8(Б),21(П), 24 (П), 27(B)

9

 

Итого:

27

 

35

Видно, что наибольшим «весом» в итоговом результате обладают три раздела: «Элементы теории алгоритмов», «Программирование» и «Информация и её кодирование». Хорошее знание этих разделов принесет около двух третей итоговых баллов. К первым двум из указанных разделов относятся все задания с развернутым ответом, находящиеся во второй части работы.

В 2015 году контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по информатике и ИКТ будут существенно отличаться от экзаменационных вариантов 2012-2014 годов. Прежде всего, в экзаменационной работе не будет заданий с выбором ответа. Это исключит возможность случайного угадывания верного ответа. Следует отметить, что в данной книге собрано довольно много заданий с выбором ответа прежних лет. Их выполнение поможет подготовиться к экзамену 2015 г., так как те же задания могут быть сформулированы в формате, предполагающем краткий ответ. Вместе с тем, для ряда заданий станет невозможным решение методом подстановки ответов. Естественно, что любое из заданий с кратким ответом имеет единственный верный ответ и прямое решение, приводящее к нему.

Следует обратить внимание, что в 2015 г. общее количество заданий в экзаменационной работе сократилось на 5 заданий и максимальный первичный балл за безошибочное выполнение всех заданий также уменьшился с 40 до 35 баллов. Это означает, в частности, что вклад каждого первичного балла в окончательный результат по 100-балльной шкале возрос, возросла и цена возможной ошибки.

Результаты экзамена 2014 г. показали высокую важность хорошей подготовки экзаменующихся к экзамену. Задания, аналогичные тем, что содержатся в открытом банке и были представлены в демонстрационной версии КИМ, были выполнены экзаменующимися с более высоким результатом, чем новые по форме или содержанию задания. Высокому результату способствует знакомство со структурой работы, представление о возможных типах и форматах заданий на ту или иную тему.

Во всех задачах, содержащих фрагменты программ, они записаны на 4-х языках программирования: Бейсике, Паскале, Си и Алгоритмическом языке. Задание С2 можно также выполнять на естественном языке или построив блок-схему, задача С4 может выполняться на любом известном языке программирования.

За правильное выполнение всей работы можно получить 35 первичных баллов. При пересчете в 100-балльную шкалу они превратятся в 100 тестовых баллов. За правильное выполнение заданий с кратким ответом вы получите 23 первичных балла, а полное и правильное выполнение четырех заданий с развернутым ответом может дать вам 12 первичных баллов.

В 2012-2014 годах сертификат о сдаче ЕГЭ давался тем, кто получил на экзамене по информатике и ИКТ 8 или больше первичных баллов. Это около 90% участников экзамена.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут, это чуть менее 4 часов. На выполнение 23 заданий первой части рекомендуется отводить 1,5 часа (90 минут). На выполнение заданий с развернутым ответом рекомендуется отводить около 145 минут. При этом следует знать, что все задания варианта КИМ выдаются экзаменуемому одновременно (в начале экзамена), поэтому участник экзамена вправе самостоятельно распределять время, выполнять задания в любом порядке, возвращаться к уже выполненным заданиям и так далее. Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они идут в экзаменационной работе, так как уровень сложности заданий последовательно возрастает. Если экзаменуемый испытывает затруднения при выполнении заданий 21, 22 и 23, их следует пропустить и начать выполнение заданий с развернутым ответом. Только выполнив задания 24, 25 и 26, следует вернуться к заданиям 21-23. Задание 27 наиболее сложное и трудоемкое, к нему следует приступать, выполнив все остальные задания, так как в противном случае может не хватить времени.

Если задание ставит вас в тупик - пропустите его, попытайтесь выполнить следующее по очереди задание. Возвращаться к вызвавшим затруднения заданиям следует только после того, как будут выполнены все задания, не вызывающие затруднений. Учтите, что формулировки заданий могут различаться довольно значительно при одном и том же проверяемом содержании, поэтому важно в первую очередь вчитаться в формулировку, понять, какое содержание она проверяет и каким из разобранных при подготовке к экзамену заданий соответствует, а затем уже начать выполнение задания.

При выполнении заданий первой части следует помнить, что правильным является только ответ, где перечислены все удовлетворяющие условию элементы. Дихотомическая оценка (верно-неверно) заданий с кратким ответом требует полного и исчерпывающего ответа на вопрос. Поэтому ответы, где перечислены не все, а только некоторые отвечающие формулировке значения (числа, комбинации символов и т.п.), будут оценены как неверные, даже если два из трех чисел перечислены верно.

При подготовке к выполнению заданий третьей части работы следует обязательно ознакомиться с указаниями для экспертов по проверке и оцениванию работ. Надо понимать, что проверять ваше решение будет человек, а не компьютер. Это оценивание эксперт проводит, руководствуясь четкими критериями оценки правильности решения, поэтому стоит постараться, чтобы изложение решения было четким, понятным и лаконичным.

И, наконец, важно не только выполнить задание, найти решение и получить ответ, но и правильно, четко, в соответствии с рекомендованным начертанием записать ответ в бланке ответов. Задача машинного распознавания рукописного текста сама по себе достаточно сложна, поэтому в ваших собственных интересах облегчить труд компьютеру, четко следуя образцам начертания цифр и букв, и, тем самым, избежать возможных ошибок распознавания. Линии должны быть непрерывными, буквы и цифры - четкими и контрастными. Именно поэтому бланки ответов следует заполнять черными гелевыми ручками. Также следует помнить, что ответы обрабатываются автоматически, поэтому не существует технической процедуры определить правильность ответа, если он был записан в ненадлежащее поле бланка ответов.

Ответы на задания второй части предназначены для проверки экспертами - специально подготовленными учителями и преподавателями вузов. Они, конечно, в своей жизни проверили много тысяч письменных работ и научились читать любой почерк, но не следует забывать, что они живые люди и, конечно, им читать четкий и понятный текст гораздо удобнее, чем каракули, испещренные помарками и пометками. Поэтому задания части С выполняются на черновике и переносятся на бланк для записи развернутых ответов только тогда, когда решение полностью готово и надлежащим образом оформлено.

Единый государственный экзамен - комплексное испытание, его результат зависит не только от ваших знаний, умений и навыков, но также от аккуратности, собранности, целеустремленности. Целенаправленная подготовка и хорошая физическая форма в день экзамена - залог успеха.

Лучший способ подготовки к экзамену - изучение информатики. Те, кто хорошо знают предмет, сдают экзамен легко. Тем не менее, стоит придти на экзамен, хорошо представляя, как будет выглядеть экзаменационная работа. Поэтому посмотрите, пожалуйста, демонстрационную версию экзаменационной работы, размещенную на сайте ФИПИ (www.fipi.ru). Также подготовиться к экзамену вам помогут различные издания, подготовленные специалистами ФИПИ и содержащие примеры заданий, которые использовались на экзаменах в предшествующие годы. Учтите, что демонстрационная версия КИМ только показывает, какое задание МОЖЕТ стоять на этом месте в работе, это совсем не означает, что в работе будет задание абсолютно аналогичное заданию, приведенному в демоверсии. В реальном КИМ задания на каждой позиции будут соответствовать демонстрационному варианту по тематике, уровню сложности и формату ответа. Это не исключает того, что может проверяться какой-то иной аспект темы и задания будут сильно различаться внешне.

Кроме того, четыре позиции в спецификации экзаменационной работы 2015 года (задания 3, 6, 7 и 9) предполагают возможность проверки содержания по двум смежным темам курса. С целью показать разнообразие содержания возможных заданий на этих позициях в демонстрационный вариант были включены задания по двум различным темам в каждой из этих четырех позиций. Следует понимать, что в реальном КИМ задание на каждой из этих позиций будет ровно одно.

Тем не менее, решение заданий прошлых лет может вам очень помочь при подготовке к экзамену, так как вы увидите какие бывают задания, какие элементы содержания предмета проверяются и каким образом это делается. Эта книга призвана помочь вам на основном этапе подготовки к экзамену - при изучении основного материала и тематическом контроле в ходе этого изучения. На этом этапе надо стараться решать задачи разных типов, проверяющие знание данной темы, анализировать возможные ошибки и закреплять умение, решая задачи аналогичного содержания и формата.

Используйте единый государственный экзамен как возможность проверить свои знания, умения, свою волю, свой характер. Готовьтесь к экзамену хорошенько - и благоприятный исход вам гарантирован!

1. Математические основы информатики

1.1. Кодирование информации

Следует помнить основные положения алфавитного подхода к измерению количества информации.

1)  Пусть А - упорядоченное множество из N элементов, тогда для кодирования каждого элемента двоичным кодом, например, путем нумерации в двоичной системе счисления, требуется log2N двоичных разрядов (бит). Объем информации I, содержащейся в сообщении о том, что выбран какой-либо элемент этого множества, равен, соответственно log2N бит. Если N не является целой степенью 2, то число log2N не является целым, и I = [log2N+1] , т.е. происходит округление в большую сторону. При решении задач, если N не является целым числом, I можно найти как log2N', где N' ближайшая к N степень двойки, такая что N' > N.

2) (Следует из предыдущего.) Если некоторый алфавит содержит М символов, то информационный объем одного символа этого алфавита в сообщении равен log2M. Для того чтобы найти информационный объем сообщения, состоящего из символов этого алфавита, следует log2M умножить на количество символов в сообщении.

3)  С помощью п двоичных разрядов (бит) можно закодировать двоичным кодом все элементы множества мощностью 2" (т.е. состоящего из 2П элементов). Информационный объем одного символа, обозначающего элемент данного множества, будет равен п.

Кодирование текста

В1 (демоверсия 2012, в 2013-2014 гг. заданий подобного содержания в КИМ не было)

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 20 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько бит уменьшилась длина сообщения? В ответе запишите только число.

Решение:

После перекодировки из 2-байтного кода в 8-битный каждый символ сообщения стал занимать на 8 бит меньше, а всего символов 20, следовательно длина сообщения уменьшилась на 20x8 = 160 бит.

Ответ: 160

Задачи для самостоятельного решения В1.1

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 440 бит. Какова длина сообщения в символах?

В1.2

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 30 символов, первоначально записанного в 8-битной кодировке КОИ-8, в 2-байтный коде Unicode. На сколько бит увеличилась длина сообщения?

В1.3

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 50 символов, первоначально записанного в 2-байтном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. На сколько байт уменьшилась длина сообщения?

В1.4

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 2-байтном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 200 бит. Какова длина сообщения в символах?

В1.5

Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного, первоначально записанного в 8-битной кодировке КОИ-8, в 2-байтный коде Unicode. При этом информационное сообщение увеличилось на 320 бит. Какова длина сообщения в символах?

....

Задания ЕГЭ 2015 по информатике



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Информатика ЕГЭ 2015 по информатике, оптимальный банк заданий / В.Р. Лещинер и др.