Подготовка к ЕГЭ по информатике
Оптимальный банк заданий. ЕГЭ 2014. Информатика / В.Р. Лещинер и др.
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 информатика
Учебное пособие "Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Информатика" содержит:
- Тренировочные задания.
- Методические указания.
- Ответы и решения к разделам:
– Математические основы информатики,
– Алгоритмизация и программирование,
– Информационные и коммуникационные технологии.
К составлению сборника были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений.
При составлении сборника использованы открытые варианты ЕГЭ 2002-2013 годов и материал открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий.
Сборник включает анализ результатов ЕГЭ 2013 г. и рекомендации выпускникам по подготовке к экзамену 2014 г. с учетом особенностей его проведения в новом учебном году.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.
Авторы:
В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ...............................................................................7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ.........................9
1. Математические основы информатики........................................................................................9
1.1. Кодирование информации......................................................................................................9
1.2. Системы счисления................................................................................................................19
1.3. Основы логики.......................................................................................................................21
1.4. Моделирование......................................................................................................................28
2. Алгоритмизация и программирование.......................................................................................33
2.1. Исполнение алгоритмов........................................................................................................33
2.2. Программирование...............................................................................................................53
2.3. Задания по программированию с развернутым ответом...................................................77
3. Информационные и коммуникационные технологии...............................................................98
3.1. Файловые системы.................................................................................................................98
3.2. Обработка графической информации................................................................................102
3.3. Цифровое кодирование звука.............................................................................................105
3.4. Обработка информации в электронных таблицах............................................................107
3.5. Базы данных.........................................................................................................................113
3.6. Телекоммуникационные технологии.................................................................................120
4. Тренировочный вариант Единого государственного экзамена 2014 года............................126
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ......................................................................................................................155
К разделу 1. Математические основы информатики...................................................................155
К разделу 2. Алгоритмизация и программирование....................................................................155
К разделу 3. Информационные и коммуникационные технологии...........................................171
Единый государственный экзамен - это одновременно выпускной экзамен за курс среднего (полного) общего образования и вступительный экзамен в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Это делает ЕГЭ по информатике экзаменом, ориентированным в первую очередь на выпускников профильных и специализированных классов, собирающихся продолжить свое образование в областях, связанных с информационными технологиями.
Единый государственный экзамен поводится с использованием специально подобранных серий заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ). Проведение экзамена в такой форме позволяет с достаточной степенью точности установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и, в то же время, уверенно ранжировать их по этому уровню. В связи с этим, идя на государственный экзамен, выпускник должен четко представлять себе уровень освоения предусмотренных учебной программой знаний, умений и навыков, который он стремится показать в зависимости от поставленной цели, а также те типы и модели учебных задач, которые необходимо решать, для того, чтобы показать достижение требуемого уровня. Задача правильно решить все содержащиеся в варианте задания может быть достигнута очень небольшим количеством выпускников, обладающих очень хорошей подготовкой на уровне профильной школы, но для достижения требуемого для поступления в избранный вуз балла экзаменуемым часто не нужно справиться со всеми заданиями экзаменационной работы, достаточно только не сделать ошибок в заданиях, соответствующих требуемому уровню. Поэтому хорошая подготовка к экзамену заключается в стабильном безошибочном решении заданий, проверяющих содержание, освоенное выпускником в процессе обучения в школе.
Данная книга должна помочь выпускникам подготовиться к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Составленная научными работниками и преподавателями вузов, имеющими большой опыт разработки диагностических тестов, в том числе заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, она призвана осветить полный объем содержания, проверяемого на экзамене, и показать основные типы заданий, которые могут встретиться на экзамене по каждой теме.
Экзаменационная работа 2014 года состоит из трёх частей.
Часть 1 (А) содержит 13 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части А. Каждое задание оценивается одним баллом, максимальное количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение заданий части А - 13 баллов.
Часть 2 (В) содержит 15 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части В. Каждое задание оценивается одним баллом, максимальное количество баллов, которое можно получить за правильное выполнение заданий части В - 15 баллов. Задания части А и В проверяются компьютером в автоматическом режиме, путем сравнения ответа с эталонным.
Часть 3 (С) содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания - высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке. Решения проверяются экспертами региональных предметных комиссий на основе единых для всех участников экзамена критериев. За правильное выполнения задания С1 экзаменующийся может получить до 3 баллов, за С2 - до двух баллов, за задание СЗ можно заработать до 3 баллов, и, наконец, правильное выполнение задания С4 принесет экзаменующемуся 4 балла. В целом правильное выполнение заданий части С приносит экзаменующемуся 15 первичных баллов.
Таким образом, в экзаменационной работе содержится 32 задания, правильное выполнение которых принесет экзаменующемуся 40 первичных баллов. Первичные баллы по определенной формуле переводятся в тестовые баллы по 100-балльной шкале, что позволяет сравнивать результаты по разным предметам с разными шкалами первичных баллов.
В данной книге, в отличие от других пособий для подготовки к ЕГЭ, задачи собраны по темам. По каждой из тем, проверяемых на экзамене, собраны задачи всех известных типов. Учащимся нет необходимости просматривать множество однотипных вариантов в попытке составить представление о разнообразии встречающихся на экзамене задач, которые могут стоять в данной позиции - авторы пособия сделали это за него, собрав задания в тематические блоки.
В работе содержатся задания по 10 разделам курса информатики. На определенные темы заданий больше, на другие темы - меньше. На одну тему в работе могут содержаться несколько заданий различного уровня сложности. Таблица ниже показывает соответствие тем и разделов курса.
№ |
Название раздела |
Число заданий |
Номера заданий, уровень сложности |
Максимальный первичный балл |
1 |
Информация и её кодирование |
4 |
А9(Б),А11(П), В4(Б), ВЮ(П) |
4 |
2 |
Моделирование и компьютерный эксперимент |
2 |
А2 (Б), В9 (П) |
2 |
3 |
Системы счисления |
2 |
А1 (Б), В7(П) |
2 |
4 |
Основы логики |
3 |
АЗ(Б),А10(П), В15(В) |
3 |
5 |
Элементы теории алгоритмов |
9 |
А5 (Б), А12 (П), А13 (П), В1 (Б), В6 (Б), В8(П), В13 (П), С2 (В), СЗ(В) |
12 |
6 |
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей |
2 |
А4(Б), В11 (П) |
2 |
7 |
Технология обработки графической и звуковой информации |
1 |
А8(Б) |
1 |
8 |
Обработка числовой информации в табличном процессоре |
2 |
А7 (Б), ВЗ (Б) |
2 |
9 |
Технологии поиска и хранения информации |
2 |
А6(Б), В12(П) |
2 |
10 |
Программирование |
5 |
В2(Б), В5(Б), В14(П), С1 (П), С4(В) |
1.0 |
Итого: |
32 |
40 |
...