Подготовка к ЕГЭ по химии
Тематические тесты. Новые задания ЕГЭ-2012. Химический эксперимент (С2): учебно-методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина
- Подробности
- Категория: ЕГЭ 2018 химия
Предлагаемое пособие "Тематические тесты по химии, химический эксперимент" составлено в соответствии с изменением формулировки задания С2 в тестах ЕГЭ-2012 и предназначено для подготовки к единому государственному экзамену по химии. Книга включает 150 заданий «мысленного» химического эксперимента (задания С2.2) и подробное решение всех заданий.
Книга адресована учащимся 10—11-х классов общеобразовательных учреждений, готовящимся к ЕГЭ по химии и планирующим получить высокий результат на экзамене, а также учителям и методистам, которые организуют процесс подготовки к экзамену по химии.
Авторский коллектив является лауреатом Всероссийской выставки «Золотой фонд отечественной науки» Российской академии естествознания (2010 г.)
Рецензенты:
В.В. Луков, доктор хим. наук, профессор кафедры физической и коллоидной химии химического факультета Южного федерального университета;
Т. В. Романенко, кандидат хим. наук, учитель высшей категории, отличник народного просвещения РФ (г. Коломна, Московская область).
Коллектив авторов: В. Н. Доронькин, А. Г. Бережная, Т. В. Сажнева, В. А. Февралева.
В. Н.Доронькин, А. Г. Бережная, Т. В. Сажнева, В. А. Февралева. Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С1-C5).— Ростов н/Д: Легион, 2011.
Выполнение задания «мысленного эксперимента» требует знания химических свойств веществ, условий проведения реакций и изменений, которые сопровождают различные превращения. Например, какой цвет имеет вещество, как изменяется окраска раствора при проведении реакции, какой цвет и структуру (плотный или творожистый) имеет осадок, запах газа и другие.
Безусловно, в небольшом по объёму пособии невозможно привести сведения обо всех веществах, которые изучаются в школе, однако мы всё же попытались систематизировать некоторые данные по неорганической химии в таблицах 1 и 2. В этих же таблицах мы приводим так называемые «ключевые слова», которые должны ассо-
циироваться с конкретными уравнениями реакций или свойствами веществ.
Для всех 150 заданий «мысленного эксперимента», представленных в этом пособии, приводится описание процесса поиска решения, то есть описание собственно «мысленного эксперимента»; в большинстве случаев мы старались, наряду с использованием сведений о свойствах конкретных веществ, приводить объяснения, включающие обобщающее описание свойств. Такие объяснения помогут вам выучить материал и научиться использовать имеющиеся знания на практике.
Пример. Творожистый осадок белого цвета, полученный при взаимодействии раствора неизвестного вещества с нитратом серебра, отфильтровали. К фильтрату добавили раствор едкого кали. Выпавший осадок бурого цвета отделили и прокалили; остаток смешали с поташом и нагрели до плавления. Напишите уравнения описанных реакций.
Анализ и решение
Анализируем фразу «Творожистый осадок белого цвета, полученный при взаимодействии раствора неизвестного вещества с нитратом серебра, отфильтровали». Опорные знания («ключевые слова») — творожистый осадок белого цвета и нитрат серебра. Нерастворимое в воде и кислотах творожистое вещество белого цвета, которое образуется при добавлении AgN03,— хлорид серебра AgCl; эта реакция является качественной реакцией на хлорид-ионы (см. табл. 1), следовательно, в состав вещества входят ионы С1~ (уравнение 1).
Анализируем фразу «К фильтрату добавили раствор едкого кали. Выпавший осадок бурого цвета отделили и прокалили ...». Фильтрат — раствор, прошедший через фильтр, который задерживает нерастворимые вещества. «Ключевые слова» — осадок бурого цвета (см. табл. 1), то есть образовался Fe(OH)3 — нерастворимое вещество бурого цвета, следовательно, в состав вещества входят ионы Fe3+ (уравнение 2). Гидроксид железа (III) — амфотерный гидроксид, разлагается при нагревании на оксид металла и воду (уравнение 3).
Анализируем фразу «... остаток смешали с поташом и нагрели до плавления». Поташ — техническое название карбоната калия К2С03. При сплавлении едких щелочей или карбонатов щелочных
металлов с амфотерными оксидами образуются соответствующие соли, в частности, феррит калия (уравнение 4).
1) 3AgN03 + FeCl3 = 3AgCli + Fe (N03)3
2) Fe(N03)3 + 3KOH = 3KN03 + Fe (OH)3i
3) 2Fe(OH)3 = Fe2Q3 + 3H20
4) Fe203 + K2C03 = 2KFe02 + C02T.
Для задач 1 и 2 решение приводится непосредственно после условия, для остальных задач решения приведены в разделе «Решение заданий вопроса С2.2».
Мы надеемся, что поможем вам подготовиться и успешно сдать ЕГЭ по химии.
Желаем удачи!
Ссылки удалены по требованию правообладателя