Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по географии

ЕГЭ 2010. География. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных заданий / ФИПИ / Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б.

ЕГЭ 2010. География

В книге даны примеры более чем 50 заданий с развернутыми ответами (части С), использовавшихся в разные годы в КИМ ЕГЭ по географии. Подробно рассматриваются задания разных типов. Раскрываются подходы к оцениванию в экзаменационных работах ответов выпускников на задания части С экспертами. Приводятся примеры ответов и комментарии по их оцениванию, дается описание затруднений, возникающих при выполнении заданий разных типов, и типичных ошибок. Пособие предназначено для широкого круга читателей - выпускников, готовящихся к Единому экзамену по географии, учителей и методистов.



 

Введение..............................................................................................3
Характеристика заданий с развернутыми ответами в КИМ ЕГЭ
по географии.......................................................................................4
Затруднения учащихся при выполнении заданий.........................25
Критерии оценивания заданий части С и примеры ответов
учащихся...........................................................................................76
Заключение......................................................................................140

Данное пособие предназначено для учителей, выпускников, методистов, родителей и всех, кто заинтересован в качественной подготовке к единому государственному экзамену по географии.
В пособии рассматриваются особенности заданий с развернутым ответом, используемые в контрольных измерительных материалах. Задания такой формы являются наиболее сложными в экзаменационной работе. Они имеют свою специфику выполнения и оценивания. Материалы данного пособия помогут познакомиться с назначением данных заданий, их формами, видами и содержанием. Учителя и выпускники узнают, каким образом эксперты оценивают ответы учащихся, как нужно формулировать и оформлять ответ, чтобы получить максимально возможный балл за выполнение задания, как избежать ошибок и неточностей в экзаменационной работе.
В пособии приводятся примеры заданий, использовавшихся в разные годы в КИМ ЕГЭ по географии и проверяющих усвоенность материала всех содержательных линий - «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и геоэкология», «География России». Используемые в пособии задания дают возможность составить представление о спектре форм и видов вопросов, проверяющих разное содержание. Различная тематика и разные формы заданий дают возможность эффективно подготовиться к выполнению наиболее сложной части экзаменационной работы, проверить свои силы. В пособии даются рекомендации по выполнению заданий, показано, как оцениваются разные ответы учащихся, приводятся примеры типичных ошибок, допускаемых на экзамене при ответах. Также рассматриваются затруднения, возникающие у экзаменуемых и даются некоторые рекомендации по подготовке к экзамену.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ
С РАЗВЕРНУТЫМИ ОТВЕТАМИ
В КИМ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ
На едином государственном экзамене проверяется усвоение всего изученного материала школьной географии согласно требованиям государственного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровней. Проверка усвоенности знаний и умений, достижения требований к уровню подготовки выпускников проводится на трех уровнях - базовом, повышенном и высоком. Каждому из этих уровней соответствуют свои типы заданий и свое содержание проверки. Задания с развернутым ответом предназначены для проверки сформированности способностей выпускников творчески применять знания в новой ситуации, выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций, анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития. Сформированность этих умений является показателем высшего уровня овладения учебным материалом, что обуславливает важность ее проверки в ЕГЭ.
Для выполнения заданий высокого уровня сложности требуется владение всем содержанием предмета, необходимым для успешности продолжения географического образования (природа, население, хозяйство, природопользование на разных территориальных уровнях).
Их выполнение проверяет способность использовать знания из различных областей географии для решения субъективно новых для учащихся географических задач. Проверяются умения применить знания о причинно-следственных и пространственно-временных связях между объектами и явлениями географической оболочки для объяснения особенностей конкретных территорий, определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве, сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности, дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью. При этом форма заданий может быть различна - в некоторых случаях вопрос задается об объектах (явлениях), знания о которых получены в процессе изучения географии в школе и для ответа требуется их применить; в других случаях дается дополнительная информация в виде небольших текстов, статистических материалов (таблицы, климатограммы и т.п.), картосхем и пр., которые нужно уметь прочитать. Некоторые задания представляют собой географические задачи, ответом на которые являются правильно выполненные расчеты (например, определение географических координат, демографических показателей).
Географические задачи творческого характера строятся на материале всего курса школьной географии. Их решение требует применения умений анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.
Для успешного выполнения заданий с развернутым ответом следует записать полный и развернутый ответ на вопрос. При этом нужно иметь в виду, что ответ должен максимально соответствовать вопросу. Например, если вопрос состоит из двух частей, то следует отвечать на оба вопроса: определить, где из перечисленного (в каком пункте, стране и пр.), и объяснить, почему. В письменном ответе должно быть четкое указание на пункт (страну и пр.) и далее приведены объяснения, обоснования и т.п. Если в вопросе требуется указать две причины, то следует указать две, и пронумеровать их. Отвечать на вопросы следует подробно, стараясь верно употреблять географические термины, не искажать и не путать географические названия. Объяснения должны быть четкими и ясными. Проверка заданий с развернутыми ответами осуществляется специально подготовленными экспертами, которые отмечают наличие в ответах экзаменуемых конкретных элементов верного ответа, т.к. в основу системы оценивания выполнения заданий с развернутым ответом положен поэлементный анализ ответов. Для каждого задания разрабатываются специальные критерии, включающие элементы содержания верного ответа и указания к оцениванию. Образцы критериев оценивания заданий с развернутым ответом разных лет можно увидеть в демонстрационных версиях КИМ на сайте ФИПИ (www.fipi.ru), или в публикациях.
Проверка выполнения заданий с развернутым ответом осуществляется на основе использования поэлементного анализа ответов экзаменуемых в соответствии с критериями оценивания, которыми сопровождается каждое задание. В критериях оценивания указываются элементы содержания верного ответа и указания к оцениванию. Проверку осуществляют специально подготовленные эксперты из числа учителей географии, преподавателей вузов, методистов-географов. Каждую работу независимо друг от друга проверяют 2 эксперта. Эксперты знакомятся с текстом задания, элементами содержания верного ответа и критериями оценивания. В ответе учащегося эксперт выделяет элементы верного ответа, указанные в критериях, и затем оценивает его согласно указаниям к оцениванию.
Форма критериев по географии отражает особенности проверки ответа на задания и оценивания этого ответа. Для того, чтобы понять, как лучше писать ответ на задания, целесообразно познакомиться с этими особенностями.
Эксперт учитывает, что допускаются различные формулировки ответа, не искажающие его смысла. Формулировка ответа экзаменуемого может не совпадать с формулировкой, указанной в элементах содержания верного ответа.
В некоторых случаях для элементов содержания верного ответа в критериях приводится несколько вариантов, разделенных союзом ИЛИ. Они являются равнозначными, и элемент ответа считается присутствующим, если в ответе выпускника присутствует любой из них. И за то, что любой из них присутствует в ответе, экзаменуемый получает балл.
В некоторых случаях элемент верного ответа состоит из двух частей, разделенных знаком «/». При этом части не являются равнозначными. Элемент верного ответа считается полностью присутствующим в ответе учащегося, если в нём присутствуют обе части данного элемента или в ответе учащегося присутствует только вторая часть данного элемента. Элемент верного ответа считается частично присутствующим в ответе экзаменуемого, если присутствует только первая часть данного элемента. Такая форма позволяет корректировать баллы в соответствии с полнотой ответа выпускника. Эта форма критериев чаще используется в заданиях, проверяющих умение применить знания о факторах размещения производства и знания о географических особенностях территорий для объяснения хозяйственной специализации территории, размещении предприятий. Элемент считается полным, если учащийся сформулировал его так, как показано во второй части элемента критериев, и тогда он получает 1 полный балл. Если же элемент не полный, учащийся демонстрирует некоторые знания (например, о факторах размещения производства), но не показывает знание особенностей территории, о которой спрашивается в задании, то за такой ответ он получает 0,5 балла.
В некоторых случаях элемент верного ответа состоит из двух частей, соединенных союзом «и». При этом элемент ответа считается присутствующим, если в ответе выпускника содержатся обе его части.
Если в ответе экзаменуемого в одном коротком предложении (фразе) содержится несколько элементов верного ответа, то все они считаются присутствующими.
Важно знать также, если в ответе выпускника наряду с элементами верного ответа, указанными в критериях, имеются ошибки (ошибка), относящиеся1 к проверяемым в данном задании умениям, то максимальный балл не выставляется. Содержащиеся в ответе выпускника географические ошибки или неточности, не относящиеся2 к проверяемым в данном задании умениям, на оценку не влияют.
В течение нескольких лет в ЕГЭ проверяются умения составлять простейшие модели, переводить информацию из одного вида в другой, определять на плане и карте расстояния, высоты точек. Сформированность этих умений проверяется с помощью задания, в котором необходимо построить профиль рельефа территории по определенной линии, показанной на карте, используя умения пользоваться масштабом и читать изображение рельефа на топографической карте. Профиль рельефа строится в масштабе, отличном от масштаба карты.
Анализ ответов выпускников на подобные задания имеет свои особенности, так как ответ на эти задания дается в графической форме. В качестве одного из элементов верного ответа на эти задания в критериях оценивания указывается: «Форма профиля в основном совпадает с эталоном».
Форма профиля в ответе учащегося считается в основном совпадающей с эталоном, если на рисунке выпускника участки со спусками (подъемами) соответствуют участкам со спусками (подъемами) на эталоне. (См. примеры профилей, построенных по линии А - В, на карте, приведенной ниже).


1 Ошибки, связанные с непониманием географических терминов и понятий, используемых в формулировке задания, или непониманием географических закономерностей и взаимосвязей.
Ошибки в правописании географических терминов и названий, знании географической номенклатуры.

Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ География ЕГЭ 2010. География. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных заданий / ФИПИ / Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б.