Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по физике

ЕГЭ 2010. Физика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач / Под ред. В. А. Макарова, М. В. Семенова, А. А. Якуты

ЕГЭ 2010. Физика

В пособии содержится более 600 задач, которые могут быть полезными для подготовки к выполнению заданий с развернутым ответом (части С) экзаменационной работы ЕГЭ по физике. В книгу вошли более 200 задач с подробными решениями и методическими рекомендациями, а также около 400 задач для самоподготовки (с ответами) по всем основным темам школьного курса физики. Пособие может также использоваться для подготовки школьников к участию в различных олимпиадах по физике.

Для школьных учителей, готовящих учеников к ЕГЭ по физике, школьников 10-х - 11-х классов, абитуриентов, руководителей школьных физических кружков, преподавателей заочных и вечерних физических школ и подготовительных курсов.

Авторы:
Вишнякова Екатерина Анатольевна, Макаров Владимир Анатольевич, Семенов Михаил Владимирович, Черепецкая Елена Борисовна, Чесноков Сергей Сергеевич, Якута Алексей Александрович

Введение...........................................................................................   3
Методика оценивания решения заданий с развернутым
ответом в экзаменационных работах ЕГЭ по физике.................. 10
1. МЕХАНИКА............................................................................... 14
1.1. Кинематика................................................................................ 14
Примеры решения задач и методические рекомендации...... 14
Задачи для самостоятельного решения................................... 26
1.2. Динамика................................................................................... 34
Примеры решения задач и методические рекомендации...... 34
Задачи для самостоятельного решения................................... 45
1.3.Статика....................................................................................... 54
Примеры решения задач и методические рекомендации...... 54
Задачи для самостоятельного решения................................... 61
1.4. Законы сохранения в механике................................................ 71
Примеры решения задач и методические рекомендации...... 71
Задачи для самостоятельного решения................................... 87
1.5. Механические колебания и волны..........................................100
Примеры решения задач и методические рекомендации......100
Задачи для самостоятельного решения...................................118
2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА.....124
2.1. Молекулярная физика...............................................................124
Примеры решения задач и методические рекомендации......124
Задачи для самостоятельного решения...................................139
2.2. Термодинамика.........................................................................147
Примеры решения задач и методические рекомендации......147
Задачи для самостоятельного решения...................................166
3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА...........................................................180
3.1. Электрическое поле..................................................................180
Примеры решения задач и методические рекомендации......180
Задачи для самостоятельного решения...................................203
3.2. Законы постоянного тока.........................................................213
Примеры решения задач и методические рекомендации......213
Задачи для самостоятельного решения...................................234
3.3. Магнитное поле.........................................................................243
Примеры решения задач и методические рекомендации......243
Задачи для самостоятельного решения...................................254
3.4. Электромагнитная индукция...................................................260
Примеры решения задач и методические рекомендации......260
Задачи для самостоятельного решения...................................269
3.5. Электромагнитные колебания и волны...................................278
Примеры решения задач и методические рекомендации......278
Задачи для самостоятельного решения...................................289
3.6. Оптика........................................................................................292
Примеры решения задач и методические рекомендации......292
Задачи для самостоятельного решения...................................318
4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА...........................................................330
4. ]. Корпускулярно-волновой дуализм..........................................330
Примеры решения задач и методические рекомендации......330
Задачи для самостоятельного решения...................................338
4.2. Физика атома.............................................................................342
Примеры решения задач и методические рекомендации......342
Задачи для самостоятельного решения...................................350
4.3. Физика атомного ядра..............................................................353
Примеры решения задач и методические рекомендации......353
Задачи для самостоятельного решения...................................359
Заключение.......................................................................................362
Литература.......................................................................................363
Справочные данные........................................................................364

В настоящее время для выпускников школ значительно расширились возможности выбора высшего учебного заведения для продолжения своего образования. Выпускники могут успешно сдать единые государственные экзамены (ЕГЭ) по ряду предметов, после чего подать заявления о зачислении сразу в несколько вузов. Также школьники имеют возможность участвовать в большом числе различных олимпиад. Это Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам, проводимые Федеральным агентством по образованию, а также более 100 предметных и межпредметных олимпиад, проводимых под эгидой Российского союза ректоров органами государственной власти и высшими учебными заведениями. Победа в одной или в нескольких олимпиадах дает выпускнику возможность быть зачисленным в избранный им вуз без сдачи вступительных испытаний, либо получить значительные льготы при участии в конкурсе. Получение высокой оценки за экзаменационную работу ЕГЭ также практически гарантирует поступление в любое высшее учебное заведение.
Возможность подать заявления о зачислении сразу в несколько вузов делает проходной балл на первом этапе конкурсного отбора достаточно высоким. Естественное желание быть зачисленным в вуз как можно раньше может реализовать лишь тот абитуриент, который победил в одной или нескольких олимпиадах, или получил на единых государственных экзаменах весьма высокие оценки. Для этого необходимо не только изучить материал, изложенный в хорошо зарекомендовавших себя учебниках и сборниках задач по физике, но и уметь правильно выполнять задания с развернутым ответом (часть С) экзаменационной работы ЕГЭ. Настоящее пособие поможет выпускникам школы в подготовке к успешному решению заданий части С экзаменационной работы по физике.
На едином государственном экзамене по физике контролируются знания и умения из следующих разделов школьного курса физики.
1.  «Механика» (кинематика, динамика, элементы статики, законы сохранения в механике, механические колебания и волны) -около 30% заданий экзаменационной работы.
2.  «Молекулярная физика и термодинамика» (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика, свойства паров, жидкостей и твердых тел) - около 25% заданий экзаменационной работы.
3.  «Электродинамика» (электростатика, законы постоянного тока, электрический ток в различных средах, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы специальной теории относительности) - около 30% заданий экзаменационной работы.
4.  «Квантовая физика» (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра) - около 15% заданий экзаменационной работы.
Предполагается, что экзаменующиеся имеют необходимые представления о применении в физике методов научного познания (о наблюдении и описании физических явлений, моделировании явлений и объектов природы, построении научных гипотез, роли физического эксперимента, измерении физических величин, формулировке физических законов и теорий и установлении границ их применимости).
Экзаменационная работа состоит из трех частей. Первая часть (часть А) - это задания с выбором ответа (к каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один). Вторая часть (часть В) содержит задания с кратким ответом (ответ представляется в виде числа, либо в виде указания соответствия между позициями вопроса и ответа). Наконец, третья часть (часть С) включает задания с развернутым ответом.
Экзаменационная работа может включать в себя от 35 до 40 заданий, из них на часть С обычно приходится 5-6 заданий. Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики. При этом задания части С являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать физические теории и законы в измененной или новой ситуации. Эти задания также позволяют про-
верить навыки комплексного использования знаний и умений из различных разделов курса физики. По этой причине выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух-трех разделов физики, т.е. довольно высокого уровня подготовки. Задания части С играют важную роль в структуре контрольной работы ЕГЭ. Они в основном отражают уровень требований к вступительным испытаниям при поступлении на технические и физико-математические специальности большинства вузов нашей страны. Таким образом, включение в часть С сложных заданий разного уровня трудности позволяет дифференцировать абитуриентов при их дальнейшем отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки поступающих.
Задания в части С группируются в соответствии с их тематической принадлежностью (от раздела «Механика» к разделу «Квантовая физика»). На решение этих заданий отводится около 2 астрономических часов (то есть в среднем около 20 минут на каждое задание). Так как на выполнение всей экзаменационной работы выделяется 3,5 астрономических часа, то процесс решения и оформления заданий части С занимает примерно 50% общего времени написания экзаменационной работы. В экзаменационном варианте перед заданиями части С предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению развернутых решений. При выполнении заданий разрешается использовать линейку, а также непрограммируемый микрокалькулятор с возможностью вычисления тригонометрических функций.
За каждое правильно решенное задание части С экзаменующийся может получить 3 первичных балла, то есть всего за выполнение заданий части С можно получить 15-18 первичных баллов. Поскольку максимальное количество первичных баллов, на которое может быть оценена экзаменационная работа, равно 50, то баллы, полученные за задания части С, составляют 30-35% от максимально возможной суммы первичных баллов. Таким образом, задания части С играют значительную роль в контрольной работе ЕГЭ по физике - получение высокой итоговой оценки за экзамен без решения хотя бы нескольких заданий части С невозможно.
После проведения экзамена Рособрнадзором устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике. Это минимальное число баллов определяется объемом знаний и умений, без которых в дальнейшем невозможно продолжение образования в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
При подготовке к ЕГЭ по физике рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) для подготовки к единому государственному экзамену. Список некоторых таких изданий, вышедших к настоящему времени, приведен в конце данной книги.
Настоящее пособие состоит из четырех основных разделов, соответствующих основным разделам школьного курса физики. Внутри каждого раздела выделено несколько подразделов: в разделе «Механика»- пять, в разделе «Молекулярная физика и термодинамика» - два, в разделе «Электродинамика» - шесть, в разделе «Квантовая физика»-три. В каждом из подразделов приведены задачи с подробными решениями, а также задачи с ответами, предназначенные для самостоятельной подготовки. При этом решения первых трех задач в каждом подразделе написаны практически в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми экспертами при проверке решений заданий части С экзаменационной работы. Решения остальных задач в целом соответствуют этим требованиям (с целью сокращения объема пособия не везде упомянуто об используемых стандартных модельных предположениях, а также опущены промежуточные выкладки, числовые расчеты и проверка размерностей полученных ответов - эти операции читателям рекомендуется воспроизвести самостоятельно). В конце каждого решения приведены краткие методические рекомендации, которые могут представлять собой указание на возможность применения в данном случае тех или иных физических законов или формул, пояснения по поводу использованных в решении математических приемов,  описание ошибок, часто
встречающихся при решении задач данного вида. Для того чтобы получить представление о требованиях, предъявляемых к решениям заданий части С, рекомендуется перед началом работы с пособием ознакомиться с приведенной ниже методикой оценивания решения заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах ЕГЭ по физике.
Пособие содержит более 600 задач (более 200 - с решениями и около 400 - с ответами). Большинство из вошедших в пособие задач в течение ряда лет использовались в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова в качестве заданий для различных олимпиад школьников по физике, а также при проведении устных и письменных вступительных испытаний на физический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики и факультет наук о материалах. Кроме того, в сборник вошло более 80 задач, которые использовались в качестве заданий экзаменационных работ ЕГЭ по физике прошлых лет (номера таких задач снабжены надстрочным индексом «Е» - например: 1.1.7.Е). Многие задачи из числа приведенных в сборнике давно стали классическими; а большинство задач являются в значительной степени оригинальными. Приведённые в настоящем сборнике условия задач были отредактированы, а решения и методические рекомендации - написаны или отредактированы авторами данной книги.
При работе над данным пособием авторы опирались на многолетние традиции преподавания физики, имеющиеся в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, а также на богатый педагогический опыт, накопленный многими поколениями замечательных ученых и педагогов, работавших ранее и продолжающих работать в настоящее время на физическом факультете МГУ. Многие из них известны как авторы классических учебников по физике для школы, средних специальных и высших профессиональных учебных заведений, а также как выдающиеся популяризаторы науки. Авторы считают своим долгом упомянуть здесь ряд педагогов физического факультета МГУ, лекции и книги которых открыли удивительный мир физики многим поколениям школьников и студентов: это А. И. Буздин,   Г. А. Бендриков,   Б. Б. Буховцев,   В. И. Григорьев,
В. Г. Зубов, В. А. Ильин, В. И. Ивсронова, С. Г. Калашников, В. В. Керженцев, В. Д. Кривченков, И. В. Кривченков, С. С. Кротов, Г. С. Ландсберг, А. Б. Млодзеевский, А. Н. Матвеев, Г. Я. Мяки-шев, В. К. Петерсон, Г. Е. Пустовалов, Б. И. Спасский, Н. А. Свешников, С. П. Стрелков, К. Ф. Теодорчик, С. Э. Хайкин, В. П. Шаль-нов, М. П. Шаскольская, И. А. Эльцин, И. А. Яковлев.
Авторы выражают свою искреннюю благодарность профессорам и преподавателям физического факультета МГУ, которые своими ценными советами и замечаниями, высказанными в ходе многочисленных обсуждений, способствовали значительному улучшению материала, использованного при подготовке данной книги. Мы благодарим В. А. Алешкевича, П. Ю. Бокова, В. М. Буха-нова, А. В. Грачева, А. И. Гомонову, В. А. Грибова, К. Н. Драбо-вича, В. Ю. Иванова, Ю. А. Кокшарова, Г. А. Миронову, С. Ю. Никитина, В. И. Николаева, И. П. Николаева, К. В. Парфёнова, В. А. Погожева, Н. Б. Подымову, М. С. Полякову, И. М. Сараеву,
A. В. Селиверстова, Ю. В. Старокурова, В. С. Степанову, Н. И. Чистякову, В. И. Шмальгаузена и многих других.
Авторы также признательны руководству физического факультета МГУ, которое постоянно уделяло и уделяет большое внимание вопросам преподавания физики школьникам. Усилиями деканов факультета профессоров В. С. Фурсова, А. П. Сухорукова,
B. И. Трухина, а также профессоров Ю. Г. Пыркина, П. В. Короленко, В. А. Твердислова и доцентов А. И. Соколова, Н. А. Сухаревой, В. Н. Аксенова, в различные годы занимавших должности заместителей декана по учебной работе, в МГУ сформировался высокий уровень требований к задачам для олимпиад и вступительных испытаний по физике, задавший «высокую планку» при конкурсном отборе абитуриентов в высшие учебные заведения страны.
Авторы благодарны рецензенту настоящего пособия - доценту физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова к.ф.-м.н. Г.А. Чижову, внимательно прочитавшему рукопись и сделавшему ряд ценных замечаний, учет которых позволил улучшить структуру и содержание книги.
Пособие предназначено для школьных учителей физики, готовящих своих учеников к сдаче единого государственного экза-
мена по физике, а также учеников 10-х-11-х классов, которые желают углубить свои знания в области физики и подготовиться к сдаче ЕГЭ. Оно также может быть полезно абитуриентам, окончившим школу в прошлые годы и готовящимся сдавать или пересдавать ЕГЭ, руководителям школьных физических кружков, преподавателям заочных и вечерних физико-математических школ и подготовительных курсов. Пособие также может использоваться для подготовки к участию в различных олимпиадах школьников.
Авторы будут признательны за любые конструктивные замечания по содержанию пособия и за сообщения об обнаруженных опечатках, которые можно присылать по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. С перечнем опечаток, обнаруженных авторами и читателями после сдачи пособия в печать, можно ознакомиться в сети Interact на странице http://genphys.phys.msu.ru/ol/egebook



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Физика ЕГЭ 2010. Физика. Отличник ЕГЭ. Решение сложных задач / Под ред. В. А. Макарова, М. В. Семенова, А. А. Якуты