Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по физике

ЕГЭ 2010. Физика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / В.И. Николаев, A.M. Шипилин

ЕГЭ 2010. Физика

Тематическая рабочая тетрадь по физике, созданная специалистами Федерального института педагогических измерений, ориентирована на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ.
Книга содержит множество тематических заданий для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по физике.
Уникальная методика подготовки, разработанная специалистами ФИПИ, поможет учащимся научиться правильно оформлять работу, выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложными формулировками) и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене.

Использовать представленную рабочую тетрадь можно как в классе, так и дома.
Рабочая тетрадь ориентирована на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки выявить пробелы в знаниях ученика и отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно за несколько дней до экзамена.
Книга предназначена для учащихся средней школы, учителей физики, родителей и репетиторов.

Введение...........................................................................................................................................4
Что представляет собой «Рабочая тетрадь»?.....................................................................................4
Два типовых вопроса по физике......................................................................................................5
Ошибки общего характера. Как их избежать?...................................................................................7
Как помочь самому себе?................................................................................................................8
О разновидностях заданий..............................................................................................................9
Материалы для подготовки к ЕГЭ по физике......................................................................................12
1.  Механика ................................................................................................................................13
1.1.  Основные понятия...............................................................................................................13
1.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................14
1.3.  Примеры и пояснения к решениям.......................................................................................15
1.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................20
2.  Молекулярная физика...............................................................................................................24
2.1.  Основные понятия...............................................................................................................24
2.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................24
2.3.  Примеры и пояснения к решениям.......................................................................................25
2.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................30
3.  Термодинамика.........................................................................................................................34
3.1.  Основные понятия...............................................................................................................34
3.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................34
3.3.  Примеры и пояснения к решениям.......................................................................................35
3.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................40
4.  Электричество и магнетизм........................................................................................................44
4.1.  Основные понятия..............................................................................................................44
4.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................45
4.3.  Примеры и пояснения к решениям.......................................................................................47
4.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................52
5.  Колебания и волны...................................................................................................................57
5.1.  Основные понятия...............................................................................................................57
5.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................58
5.3.  Примеры и пояснения к решениям.......................................................................................58
5.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................63
6.  Оптика.....................................................................................................................................67
6.1.  Основные понятия...............................................................................................................67
6.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................67
6.3.  Примеры и пояснения к решениям ......................................................................................68
6.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................73
7.  Специальная теория относительности (СТО).................................................................................78
7.1.  Основные понятия...............................................................................................................78
7.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................78
7.3.  Примеры и пояснения к решениям.......................................................................................79
7.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................80
8.  Квантовая физика.....................................................................................................................81
8.1.  Основные понятия...............................................................................................................81
8.2.  Формулировки законов и формулы.......................................................................................81
8.3.  Примеры и пояснения к решениям.......................................................................................82
8.4.  Задания для самопроверки...................................................................................................87
Тренировочный вариант экзаменационной работы..............................................................................91
Инструкция по выполнению работы...............................................................................................91
Часть 1.....................................................................................................................................93
Часть 2.....................................................................................................................................99
Часть 3...................................................................................................................................101
Проверьте себя...............................................................................................................................104
1.  Ответы к примерам..............................................................................................................104
2.  Ответы к заданиям для самопроверки....................................................................................105
3.  Ответы к заданиям тренировочного варианта экзаменационной работы.....................................106
Решения заданий части В............................................................................................................107
Решения заданий части С............................................................................................................114
Заключение...................................................................................................................................126

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ «РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ»?
Это пособие - для тех, кто изучает физику в школе и готовится к Единому государственному экзамену по физике. Авторы старались сделать тетрадь удобной как для текущих занятий, так и для систематизации накопленных знаний по физике.
Как устроена «Рабочая тетрадь»?
1.  Это именно «Рабочая тетрадь»: в ней можно и нужно делать записи в ходе занятий. Для этого предусмотрены свободные места. По мере изучения школьного курса физики точка зрения хозяина «Рабочей тетради» может меняться. Поэтому все такие записи советуем делать мягким карандашом: так легче будет вносить поправки и исправлять ошибки. Это касается, конечно, не только теоретического материала, но и заданий, предлагаемых для решения.
2.  Весь учебный материал в «Рабочей тетради» распределяется в соответствии со структурой школьного курса физики. Всего выделено восемь учебных тем, начиная с «Механики» и кончая «Квантовой физикой». В отличие от традиционного разбиения по темам, раздел «Колебания и волны» помещен отдельно от разделов «Механика» и «Электричество и магнетизм». Это дает возможность обратить внимание учащихся на сходные особенности механических и электромагнитных колебаний и волн.
3.   «Рабочую тетрадь» можно рассматривать как копилку знаний, для чего каждая из восьми тем начинается с «Основных понятий». Продвигаясь по обычной схеме «от простого к сложному», школьник-старшеклассник повторяет пройденные ранее понятия, осваивает терминологию физики.
По тем же соображениям выделены «Формулировки законов» и формулы к ним. Ведь действительно физические законы - это самое важное, что есть в физике. Их формулировки не случайно помещены сразу после «Основных понятий». Логика проста: при рассмотрении каждого очередного физического закона сначала вводят необходимые новые понятия и только вслед за этим анализируют содержание физического закона.
4.  «Рабочую тетрадь» можно рассматривать и как учебный полигон. Она содержит большое количество заданий по всем основным темам. Как правило, эти задания взяты из материалов ЕГЭ по физике последних лет. В своей совокупности задания, содержащиеся в «Рабочей тетради», дают учащимся достаточно полное представление о разнообразии физических задач, встречающихся на ЕГЭ, и об уровне их сложности.
5.  В самом начале «Рабочей тетради» помещен раздел «Два типовых вопроса по физике». Нетрудно убедиться, что именно эти два вопроса чаще всего встречаются при изучении каждой новой темы. Вот их типовая конструкция: «Что это такое?» и «Приведите пример». Практика преподавания показывает, что в лучшем случае учащиеся осваивают лишь первый из вопросов. В «Рабочей тетради» приводятся многочисленные примеры двух названных учебных вопросов по физике.
6.   «Рабочая тетрадь» содержит анализ типичных ошибок, которые встречаются в решениях задач по физике, в том числе и на ЕГЭ. Негативная роль таких ошибок в формировании итоговой экзаменационной оценки бывает столь велика, что учащимся необходимо не только ознакомиться с ними, но и запомнить все подобные «сюжеты». Тем же целям служит и раздел «Как помочь самому себе?».
7.  Напомним и о том, что экзаменационные задания ЕГЭ разделены на три части: А, В и С. В «Рабочей тетради» сохранена именно такая их систематизация. Часть А содержит 25 заданий (А1 - А25). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых правильный только один. Часть В содержит 5 заданий (В1 - В5), на которые следует дать краткий ответ. Для заданий В1 и В2 ответ необходимо записать в виде набора цифр, а для заданий ВЗ - В5 в виде числа. Часть С состоит из 6 заданий (С1 - С6), на которые требуется дать развернутый ответ.
8.  Учащимся надо иметь в виду, что в пределах каждой из этих трех частей встречаются задания различного типа. Среди них - расчетные задания, качественные, «эксперименты по фотографии», задания на соответствие предлагаемых вопросов и ответов на них, на анализ графиков, по истории физики, на анализ размерностей физических величин. В «Рабочей тетради» нашли отражение все эти разновидности заданий.
9.  Задания для ЕГЭ по физике разбиты на три уровня сложности. Эти три уровня - базовый, повышенный и высокий. Задания базового уровня содержатся в частях А и В, повышенного - в частях А (А7, А12, А19, А23, А25), В (ВЗ - В5) и С (С1), а высокого - в части С (С2 - С6).
С учетом этих всех обстоятельств и разрабатывалась структура «Рабочей тетради». Хотелось бы надеяться, что она окажется не только полезной для учащихся, но и удобной.
ДВА ТИПОВЫХ ВОПРОСА ПО ФИЗИКЕ
Рассмотрим теперь несколько подробнее две основные разновидности типовых учебных вопросов по физике.
На этапе изучения материала по каждой из тем именно эти два вопроса лучше других помогают не только понять смысл прочитанного, но и запомнить самое главное из того, что требуется для решения задач.
Изучение очередной темы начинается с вопроса первого типа: «Что это такое?» Его не следует понимать буквально. Это - всего лишь обобщенная версия вопроса. Ответом на него могут быть: определение вводимой в рассмотрение физической величины, формулировка закона или теоремы, написание формулы, изображение часто встречающегося графика, схема известного опыта. Он и по форме своей вовсе не обязательно должен быть таким, как приведенная выше его версия.
Вот примеры других его словесных конструкций (все они - не вопросительные!):
«Дайте определение ...»;
«Сформулируйте ...»;
«Напишите формулу (уравнение) ...»;
«Нарисуйте график ...»;
«Изобразите схему опыта ...».
Вопрос второго типа труднее первого. Ведь он затрагивает личное мнение учащегося. Чтобы научиться правильно отвечать на него, надо достаточно свободно ориентироваться во всем пройденном материале. Тот, кто хочет разобраться в премудростях школьного курса физики, должен обязательно потратить время на учебные вопросы этой второй разновидности. Как правило, в школьных книгах по физике примерам отводится роль иллюстраций или пояснений по обсуждаемым физическим явлениям. Значит, учащийся должен сам обращать внимание в своей учебе на эту сторону дела.
Есть и еще одно обстоятельство, заставляющее по-разному относиться к двум типовым вопросам. Вопросов первой разновидности довольно много в школьном курсе - несколько более сотни. Что же касается вопросов второго типа, их число неизмеримо больше. Лучшее объяснение этому - тот факт, что физика - это наука о природе, о физических явлениях в окружающем мире и их законах, о бесчисленных проявлениях этих законов. А теперь приведем конкретные примеры первой разновидности учебных вопросов - «Что это такое?»:
1)   Что такое материальная точка?
2)   Что такое уравнение движения?
3)   Сформулируйте третий закон Ньютона.
4)   Изобразите силы, действующие на тело, покоящееся на наклонной шероховатой опоре.
5)   Дайте определение абсолютно упругого удара.
6)   Сформулируйте основные положения молекулярно-кинетической теории.
7)   Дайте определение относительной влажности воздуха.
8)   Что такое удельная теплоемкость вещества?
9)   Нарисуйте схему тепловой машины Карно.
10) Что такое потенциал электрического поля?
11) Сформулируйте правило Ленца.
12) Что такое правило левой руки?
13) Напишите формулу для периода колебаний математического маятника.
14) Нарисуйте, один под другим, два графика для колебательного контура - заряда Q на обкладках конденсатора и его электрической энергии W в зависимости от времени t.
15) Сформулируйте второй постулат специальной теории относительности.
16) Нарисуйте ход лучей, формирующих изображение светящейся точки в плоском зеркале.
17) Напишите формулу тонкой собирающей линзы.
18) Нарисуйте схему опыта по интерференции света от двух когерентных источников.
19) Напишите уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
20) Что такое нуклоны?
Вот конкретные примеры второго типового вопроса - «Приведите пример»:
1)   Приведите пример закона динамики.
2)   Приведите пример замкнутой системы тел.
3)   Приведите пример физической величины, имеющей размерность Дж.
4)   Приведите пример применения правила рычага.
5)   Приведите пример абсолютно неупругого удара.
6)   Приведите пример безразмерной физической величины из раздела «Механика».
7)   Приведите пример одной из основных констант.
8)   Приведите пример изопроцесса.
9)   Приведите пример процесса в системе, при котором изменяется агрегатное состояние вещества.
10) Приведите пример закона из раздела «Электричество и магнетизм».
11) Приведите пример применения закона Ома для замкнутой цепи постоянного тока.
12) Приведите пример применения правила левой руки.
13) Приведите пример знаменитого опыта из раздела «Электричество и магнетизм».
14) Приведите пример применения трансформатора для бытовых целей.
15) Приведите   пример   физической   величины,   изменяющейся   в   ходе   электромагнитных колебаний в колебательном контуре.
16) Приведите пример физического закона, к которому относится второй постулат Эйнштейна.
17) Приведите пример схемы опыта по наблюдению явления полного внутреннего отражения света.
18) Приведите пример схемы опыта по наблюдению дифракции света.
19) Приведите пример прибора, предназначенного для обнаружения радиоактивности.
20) Приведите пример закона, связывающего три физические величины.
ОШИБКИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА. КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ?
Особого внимания заслуживает вопрос об ошибках учащихся и путях их устранения. Впечатляет разнообразие этих ошибок. Оно вполне соответствует разнообразию явлений и законов, которые изучаются в школьном курсе физики. Из-за этого нетривиального обстоятельства очень непросто выделить разновидности тех ошибок, которые совершают школьники и абитуриенты при решении физических задач на ЕГЭ.
Тем не менее, на фоне всего многообразия ошибок и заблуждений можно увидеть часто встречающиеся «сюжеты», в которых решающий задачу обнаруживает свою некомпетентность. Здесь имеются в виду ошибки общего характера. Они не связаны непосредственно с содержанием того или иного раздела физики. Причина их появления - в отсутствии общих навыков, необходимых для решения физических задач.
Представляется очевидным, что учащиеся, готовясь к экзаменам, должны заблаговременно узнать, какие ошибки общего характера совершаются теми, кто сдает ЕГЭ. Не следует при этом упускать из виду, что, помимо общих полезных навыков, надо владеть еще и знаниями по конкретным разделам физики.
А теперь - подробнее обо всем по порядку: сначала - об ошибках общего характера, затем - примеры ошибок по конкретным темам (в следующих разделах «Рабочей тетради»).
1.  Главное - система! Есть и другая версия этого лозунга: «Все надо приводить в систему!». Надо помнить прежде всего, что в основе методов решения физических задач лежат физические законы. Чтобы опираться на них при решении задач, надо знать эти законы. А для этого надо потратить время на внимательное знакомство с ними. Многие школьники останавливаются на этом начальном этапе изучения физических законов. А ведь это далеко не все. Еще надо потратить время на выучивание формулировок законов.
Среди физических законов встречаются такие, которые формулируются одними лишь словами. Таковы, например, закон Паскаля и постулаты специальной теории относительности. Однако есть немало законов, словесная формулировка которых сопровождается формулой. Например, закон всемирного тяготения, первое начало термодинамики, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света.
Выучив формулировки законов, надо закрепить знания по пройденному материалу. Этой цели служат примеры и задания.
Следование данным здесь рекомендациям по изучению физических законов будет одной из эффективных мер по профилактике ошибок.
2.  Есть еще одно полезное правило, связанное с выработкой навыков решения задач. Оно относится к тем случаям, когда решение задачи начинается с составления исходной системы уравнений. Правило гласит: «В исходной системе уравнений каждое уравнение должно иметь свое название». В качестве таких названий могут выступать не только названия физических законов.
Вот примеры:
-     «уравнение движения»,
-     «закон Гука»,
-     «формула для периода колебаний пружинного маятника»,
-     «закон Бой ля - Мариотта»,
-     «уравнение теплового баланса»,
-     «закон Джоуля - Ленца»,
-     «формула тонкой линзы»,
-     «условие интерференционного максимума»,
-     «уравнение фотоэффекта».
3.  Большое внимание надо уделить самому последнему этапу решения задачи - анализу полученного результата. Стратегическая ошибка многих учащихся в том, что они не выработали у себя привычки анализировать так называемый ответ. Конкретные проявления этого изъяна в школьном образовании могут быть различными.
Вот примеры такой неосмотрительности:
1)   в качестве ответа приведена не та величина, которая требовалась по условию задачи;
2)   размерность найденной физической величины не соответствует ее физическому смыслу (что свидетельствует об ошибке либо в исходных уравнениях, либо в преобразованиях);
3)   не проведено заданное округление численного ответа или же он не выражен в заданных единицах;
4)   не проведен анализ знака квадратных корней в приводимом ответе;
5)   ответ и график к нему противоречат друг другу;
6)   не  проведена  общая  оценка  разумности  полученного  результата  (например,   искомая скорость тела оказалась больше скорости света).
4.  В ходе ЕГЭ встречается и еще одна ошибка общего характера. Многие абитуриенты пытаются угадать правильный ответ вместо того, чтобы решать задачу. Это относится, конечно, к заданиям части А. К ним, в отличие от заданий из частей В и С, прилагается по четыре варианта ответа, из которых правильный - только один. Задания части А - самые многочисленные: их общее число достигает 25 (тогда как число заданий частей В и С -соответственно 5 и 6). Не секрет, что в ходе подготовки к ЕГЭ многие учащиеся тренируют свое умение именно угадывать ответ на поставленный вопрос.
5.  Итак, мы обсудили кратко ошибки общего характера, которые допускают учащиеся, готовясь к экзамену по физике и в ходе экзамена. Теперь, подводя итоги, можно ответить на поставленный вопрос: как же избежать этих ошибок? Ответ на него очевиден и не содержит в себе ничего оригинального. Суть ответа содержится в главной рекомендации учащимся: при изучении физики (как, впрочем, и других учебных дисциплин) надо выработать у себя привычку оценивать ситуацию, выделяя главное на фоне второстепенного.
Хотелось бы надеяться, что надежным помощником окажется в этом «Рабочая тетрадь».
КАК ПОМОЧЬ САМОМУ СЕБЕ?
Экзамен, в том числе и ЕГЭ по физике, - очень ответственное испытание. Даже если готовиться заблаговременно, трудно бывает избавиться от волнения, связанного с этим событием в жизни. В такой ситуации экзаменующемуся поможет опыт других людей. Физика, в том числе и как школьный учебный предмет, столь обширна, что на экзамене можно растеряться, позабыв даже то, что, казалось бы, хорошо помнил.
Вот когда могут помочь советы!
1.  Вместо того чтобы паниковать, полезно, читая условие очередного задания, спросить себя: «На какую тему задание?» Поиски ответа на этот вопрос могут привести в нужный раздел курса физики. Если вы хорошо учили уроки, то обязательно удастся вспомнить физические законы, имеющие отношение к данному заданию. А заодно и требуемые формулы вспомните. Надо ли доказывать, сколь важно помнить формулировки физических законов и формулы к ним?
2.  Большое подспорье - чертежи и графики. Это - при очевидном условии, что они имеются в задании. Есть и другая оговорка: экзаменующийся должен не только уметь сам изобразить требуемые чертежи и графики, но и достаточно хорошо разбираться в «чужих». В «Рабочей тетради» представлено немало заданий, в которых имеются готовые чертежи и графики. Полезно проделать и такой опыт над самим собой: изъять из задания все чертежи и графики. Исход очевиден: без изъятых «подсказок» задания покажутся более трудными!
3.  Давно известно, что тому, кто сдает экзамен по физике, большую уверенность в себе дает знание математики. Оно и понятно: ведь математика - один из главных инструментов в решении физических задач. Но никогда нельзя забывать о физическом смысле величин, встречающихся в ходе решения.
4.  Есть и еще один полезный ориентир, связанный с математикой. Учащемуся надо выработать у себя привычку воздерживаться от математических преобразований в самом начале выполнения задания. Разумеется, это далеко не всегда возможно, но стремиться к этому следует. В упрощенном виде этот рецепт можно сформулировать так: сначала - система уравнений, потом - ее решение.
5.   Учителя средних школ, как и преподаватели вузов, хорошо знают, что учащиеся, школьники и студенты, редко прибегают к помощи правила размерностей. А жаль: ведь с его помощью может быть обнаружена ошибка на любом этапе выполнения задания: при записи исходной системы уравнений, в ходе ее преобразований, при анализе ответа.
6.  В ходе выполнения заданий ЕГЭ вовсе нет необходимости продвигаться в соответствии с номерами этих заданий. Если задание показалось слишком сложным, имеет смысл переключиться на другие - с тем, чтобы вернуться к нему позднее. Об этом, кстати, сказано и в инструкции, которая прилагается к заданию ЕГЭ. По мере того, как накапливается число решенных задач, к экзаменующемуся возвращается уверенность в себе.
7.  Как правило, одни и те же по смыслу физические величины обозначаются в различных школьных книгах по физике одними и теми же буквами. Это обстоятельство может быть использовано в качестве своеобразной «подсказки». Если вы, готовясь к экзамену заблаговременно, учили не только формулировки определений и законов, но и формулы к ним, вы без особых усилий вспомните формулы (а значит, и нужный раздел физики!), в которых встречаются буквенные обозначения величин данного задания.
О РАЗНОВИДНОСТЯХ ЗАДАНИЙ
Задания, которые встречаются на ЕГЭ по физике, весьма разнообразны - как по содержанию, так и по форме. Готовясь к экзамену, надо позаботиться о том, чтобы не упустить из виду вопрос о разновидностях заданий. Это поможет не только ориентироваться в материалах «Рабочей тетради» в ходе подготовки, но и избежать неожиданностей на самом экзамене.
Перечислим разновидности заданий, которые встречаются на ЕГЭ по физике. Тут же дадим краткие комментарии по поводу каждой из них.
1.  Задания на знание физических законов.
Это - самая важная разновидность, поскольку физические законы - в основе методов решения всех физических задач. См. примеры: задания №№ 1.3.8(A), 1.4.14(C), 4.3.1(A).
2.  Задания на знание терминологии (и определений физических величин).
Своим существованием задания данного типа напоминают всем учащимся в очередной раз: надо учить язык физики! Как часто приходится видеть, в том числе и на экзамене, что общепринятая трактовка физических понятий подменяется собственным мнением! См. примеры: №№ 2.3.2(A), 2.3.8(A), № 6.3.10(A).
3.  Задания на знание основных формул физики.
Формулы в физике связывают, как известно, три и более величин. На этой взаимосвязи обычно и строится «сюжет» задачи. Отсюда и вывод: учить надо не только физические законы, но и формулы к ним! См. примеры: №№ 2.4.6(A), 2.4.9(A), 3.3.6(A).
4.  Расчетные задания.
Таких заданий большинство. Уже по этому факту можно судить, сколь велика роль математики. Напомним, что вы должны уметь, в частности, делать: составлять систему уравнений (и решать ее), находить проекцию вектора на заданное направление, округлять численные значения величин, анализировать ответ, полученный в буквенном виде (например, рассматривать характерные частные случаи). См. примеры: №№ 1.3.13(C), 2.4.14(C), № 4.4.5(A).
5.  Качественные задания.
Для выполнения таких заданий потребуется умение рассуждать, сравнивая предлагаемые четыре версии ответов. Такое умение дает возможность выявить правдоподобные, но ошибочные ответы. См. примеры: №№ 2.3.6(A), 2.4.10(A), 5.3.9(A).
6.  Задания на графическое сложение векторов.
Нередко учащиеся ошибаются при отыскании изменения векторной величины. Забывают, что изменение вектора - тоже вектор и что для его нахождения надо вычесть из «нового» значения векторной величины ее «старое» значение. См. примеры: №№ 4.3.1(A), 4.3.7(A), 4.4.1(A).
7.  Задания на построение графиков.
Таких заданий очень много. Умение читать свои и «чужие» графики - основа успеха при выполнении многих заданий из всех разделов школьного курса физики. См. примеры: №№ 1.3.1(A), 4.4.11(B), 5.4.6(A).
8.  Задания на перевод процессов (и циклов) с одной диаграммы на другую.
Вот еще где нужна тесная связь физики и математики! Умение решать такие задачи дается упорными тренировками. См. примеры: №№ 2.4.7(A), 3.3.13(C).
9.  Задания на построение изображений.
Секрет решения этих задач - в умении пользоваться так называемыми характерными лучами. Это, напомним, - лучи, ход которых заранее известен. См. примеры: №№ 6.3.4(A), 6.3.6(A), 6.3.11(B).
10.  Задания на «установление соответствия».
Эту разновидность можно назвать и по-другому: «задания на оценку ситуации». Здесь приходится разбираться в различных (возможных и невозможных) сочетаниях физических величин с их изменениями. Такие задания проверяют понимание сущности физических процессов. См. примеры: №№ 4.3.11(B), 5.3.12(B), 5.4.11(B).
11.  «Комбинированные» задания.
Это, по смыслу термина, - задания, в которых проверяется знание законов из различных разделов физики. Конечно, они труднее обычных. Таких заданий довольно много в «Рабочей тетради». См. примеры: М№ 2.4.14(C), 5.3.13(C), 8.4.14(C).
12.  «Эксперимент по фотографии».
Отличительная особенность таких заданий: они позволяют смоделировать условия реального эксперимента. В них можно увидеть простейшие физические приборы - такие как линейка, динамометр, термометр, барометр, амперметр, вольтметр. Советуем учащимся заблаговременно научиться считывать показания с реальных приборов в школьном кабинете физики. См. примеры: №№ 1.3.10(A), 2.3.9(A), 2.4.16(C) .
13.  Задания на применение правила размерностей.
Для того, кто понял смысл правила размерностей, это правило - союзник, а не враг. Ведь размерные величины встречаются едва ли не в каждом задании. Главная рекомендация по вопросу о размерных величинах: помнить, что размерноети левой и правой частей равенства должны быть одинаковыми. См. пример: № 3.3.7 .
14.  Задания с буквенными обозначениями физических величин.
Буквенные обозначения физических величин можно рассматривать как подсказку. Или как приглашение вспомнить формулы по теме задания. Стоит только убрать эти обозначения величин, оставив лишь их численные значения с размерностью, как задание сразу же покажется более трудным. См. примеры: №№ 1.4.15(C), 2.3.14(C), 4.4.7(A).
15.  Задания с «лишними» данными.
Почти всегда задания расчетного характера составляются так, что все приводимые величины входят в ответ. Иначе говоря, обычно в задании не бывает «лишних» данных. Если вы думаете, что так бывает всегда, то можете наделать ошибок. Будьте бдительны! См. примеры: №№ 1.3.3, 1.3.10, 5.3.2.

Приводимые ниже «Материалы для подготовки к ЕГЭ» выстроены одинаковым образом - по схеме:
-     название темы,
-     основные понятия,
-    формулировки законов и формулы,
-     примеры и разъяснения к решениям,
-     задания для самопроверки.
Такая структура «Материалов» дает возможность свободно и быстро ориентироваться в темах школьного курса физики. Кроме того, она позволяет продвигаться по учебному материалу как «по вертикали» - в ходе изучения выбранной темы, так и «по горизонтали» - при сопоставлении сходных вопросов, относящихся к различным темам.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Физика ЕГЭ 2010. Физика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ / В.И. Николаев, A.M. Шипилин