Способ подготовки ГИА

Как готовиться к ГИА

Как готовиться к ГИА? Часто этот вопрос становится серьёзной проблемой для школьника и родителей. Выбрать ли репетитора, найти курсы, или есть другой способ?  ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 профильный уровень

Видео уроки ЕГЭ 2017Бесплатные видео уроки ЕГЭ 2018 по математике профильного уровня. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ЕГЭ 2018 база

Видео уроки ЕГЭ 2014 Видео уроки ЕГЭ 2018 по математике базовый уровень. Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Видео уроки ОГЭ 2018 (ГИА)

Видеоуроки ГИАБесплатные видео уроки ОГЭ 2018 по математике (ГИА-9). Обучение всем приемам решения. Можно использовать для домашней подготовки или учителем для работы в классе ...

Результаты ЕГЭ

Результаты ЕГЭ Как подсчитывают результаты ЕГЭ? Как оцениваются ваши знания; что такое шкалирование; первичные и тестовые баллы? Давайте разберемся! ...

Подготовка к ЕГЭ по физике

ЕГЭ 2009. Физика. Решение задач частей В и С. Сдаем без проблем! / Н.И. Зорин

ЕГЭ 2009. Физика

Книга адресована абитуриентам, поступающим в высшие учебные заведения» а также учащимся старших классов средних школ, гимназий, лицеев, техникумов для подготовки к ЕГЭ по физике.
Данное издание включает:
•  решение задач с кратким и развернутым ответом;
•  задачи для самостоятельного решения.

Книга окажет помощь учителям при организации систематической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по физике.

 

 

 

Введение.................................................................3
Механика..................................................................8
Кинематика..............................................................8
Основы динамики.....................................................24
Элементы статики.................................................... 40
Законы созранения в механике.................................. 55
Вращение твердого тела............................................71
Механические колебания и волны..............................85
Молекулярная физика..............................................97
Термодинамика..................................................112
Электрическое и магнитное поля...............................134
Электрическое ноле.................................................134
Постоянный электрический ток .................................158
Магнитное поле......................................................177
Электромагнитные колебания и волны......................197
Геометрическая оптика...........................................209
Волновая оптика...................................................235
Основы специальной теории относительности. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра. Состав атомных ядер. Радиоактивность.....................260
Рекомендуемая литература.....................................281

Настоящее пособие предназначено для выпускников школ и учителей, занимающихся подготовкой учащихся к ЕГЭ.
Цель пособия — углубить и расширить понимание физики будущими абитуриентами и научить их активно применять физические законы к решению конкретных задач.
Данное пособие подготовлено на основе большого практического опыта, накопленного автором при работе с абитуриентами, при подготовке к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ, что позволило выявить наиболее сложные для понимания школьниками вопросы физики.
Главное внимание уделено важнейшим физическим явлениям и физическим законам. Нельзя дать рецепта для решения всех задач по физике, можно только научить грамотному подходу к задаче, который позволит найти ее решение.
Выполнение заданий группы В и С требует применение знаний сразу из двух-трех разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки школьников. Эти задания отражают уровень требований к вступительным экзаменам в вузы. Включение во вторую и третью части работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки. Главная цель экзамена по физике — проверка знания учащимся школьного курса физики, умения использовать эти знания для решения задач и объяснения различных физических явлений. Рассмотрим основные рекомендации по выполнению заданий и характерные ошибки.
Решение и анализ задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих зако-
нов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое значение. Таким образом, умение решать задачи является одним из важных критериев оценки глубины усвоения программного материала.
Решение большинства физических задач можно разделить на четыре этапа.
1. Анализ условия задачи и его наглядная интерпретация схемой или чертежом.
На этом этапе следует уяснить физическое содержание задачи, понять, какие процессы и явления включены в ее условие.
Ознакомившись с условием задачи, не следует пытаться сразу найти искомую величину. Необходимо помнить, что ближайшая цель решения состоит в том, чтобы свести задачу от физической к математической, записав ее условие при помощи формул. Для этого нужно четко представить себе физическое явление, о котором говорится в условии задачи, установить, какие законы физики лежат в основе данного явления, вспомнить математическое выражение этих законов.
Чтобы хорошо понять условие задачи, необходимо сделать схематический чертеж, где, хотя бы условно, указать все величины, характеризующие данное явление. Если при этом окажется, что для полного описания явления надо использовать величины, не фигурирующие в условии задачи, их нужно ввести в решение самим, так как в большинстве случаев без них невозможно найти связь между искомыми и заданными величинами.
Сделав чертеж, следует еще раз прочитать условие задачи и отметить, какие из величин, указанных на чертеже, даны и какие требуется найти. Все известные величины — их числовые значение и наименования — выписываются обычно в колонку.
2. Составление алгебраических уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны.
На втором этапе с помощью физических законов и формул необходимо установить математическую связь между всеми величинами, введенными в решение при символическом описании рассматриваемого явления. В результате получится одно или несколько уравнений, включающих в себя как заданные, так и неизвестные величины, — физическая задача сводится к математической. При этом особое внимание следует обратить на векторный характер ряда величин, входящих в формулы физики. Для полного определения этих величин необходимо учитывать не только их числовое значение, но -и направление. При этом всегда нужно помнить, что числовое значение и направление — это две неотъемлемые характеристики любого вектора. Если происходит изменение векторной величины, то это значит, что меняется или ее числовое значение, или направление, или то и другое вместе. Векторные величины равны только в том случае, если их числовые значения и направления одинаковы.
3.  Совместное решение полученных уравнений относительно искомой величины.
Прежде чем решать составленную систему уравнений, полезно убедиться в том, что число неизвестных равно числу уравнений, иначе система не будет иметь определенного решения. В том случае, если число неизвестных величин превышает число уравнений, приходится искать дополнительные уравнения. Дополнительные уравнения могут выражать такие условия, как: следствия, вытекающие из стандартных упрощающих допущений (например, допущение о невесомости нитей и блоков); связи между движениями, которые указаны в задаче; особые свойства отдельных видов сил (упругости, трения, тяготения); разного рода геометрические соотношения, указанные в задаче. Третий этап заканчивается повторной проверкой полученной системы уравнений и решением этой системы.
Решение системы уравнений нужно начинать с исключения тех неизвестных величин, которые не требуется находить по условию задачи, и следить за тем, чтобы при каждом алгебраическом действии число неизвестных уменьшалось.
4. Анализ полученного результата и числовой расчет.
Получив ответ в общем виде, следует проверить правильность расчетных формул по размерности. Для этого в расчетные формулы вместо входящих в них физических величин подставляют их единицы измерения и проводят с ними действия, с тем чтобы убедиться, что результат получается в единицах измерения искомой величины в принятой системе. Несоблюдение этого условия (оно необходимо, но недостаточно) свидетельствует об ошибке, допущенной в ходе решения. Установив наименование искомой величины, можно приступать к действиям с числами. Все расчеты необходимо проводить в Международной системеединиц (СИ). Проводя арифметические расчеты, следует пользоваться правилами приближенных вычислений, позволяющими во многих случаях сэкономить время, не нанося никакого ущерба точности. Эти правила излагаются в руководствах по элементарной математике.
5. Требования к оформлению работы.
О ваших знаниях будут судить по тому, ЧТО написано в работе и КАК написано.
Работа должна быть аккуратной. Ответу на каждый пункт задания должно быть выделено определенное место. Проверяющему должно быть понятно, где заканчивается одна задача и начинается другая. То есть между задачами должен быть некоторый интервал. Текст задания переписывать не нужно, надо лишь кратко указать, что дано в условии задачи.
При решении многих задач необходимо сделать рисунок. Рисунок первичен. Рисунок помогает понять, Что рассматривается в задании, и найти путь к решению задачи.
•    В задачах по механике на рисунке необходимо показать все данные в задании параметры: силы, скорости, ускорения, направления движения или вращения тел, реакции связей, направления сил (силы трения скольжения, например), возникающих в процессе движения тел, и т.д.
•    В задачах по термодинамике необходимо указать на графиках процессов температуру в разных точках процессов, выделить участки, на которых подводится и отводится тепло, графически указать работу, совершаемую в процессе (вы знаете, что это площадь под графиком в координатах P-V).
•    В задачах по электродинамике указать знаки зарядов, направление силовых линий, знаки зарядов на обкладках конденсаторов, направление токов в цепях и направление сторонних сил в источниках ЭДС.
•    Если речь идет об оптике, то аккуратно изобразить ход лучей в оптических системах, положение фокусов, при необходимости построить изображение предмета. Решение задач по физике требует пояснений. Оно сопровождается неким текстом, в котором необходимо по ходу решения указать, какие явления рассматриваются в этой задаче, основываясь на каких законах строится ее решение. После этого, например в задачах по механике, записываются уравнения движения тел (2-й закон Ньютона) в векторной форме. В случае необходимости выбирается система координат и записываются уравнения движения в проекциях на оси координат. В результате получается система уравнений, решение которой приводит к ответу. Желательно проверить полученную формулу по размерности. Подставить числовые значения, если необходимо, и получить числовой ответ, указав размерность. Закончить решение задачи необходимо словом «ответ», привести его в виде конечной формулы и отдельно в виде числа с указанием размерности.



Вы здесь: ЕГЭ I ГИА Подготовка к ЕГЭ Материалы к ЕГЭ Физика ЕГЭ 2009. Физика. Решение задач частей В и С. Сдаем без проблем! / Н.И. Зорин